Файл: Понятие оперативно – розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу наиболее значимых международных правовых актов, имеющих отношение к оперативно-розыскной деятельности, можно отнести такие, как: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 года..

2. ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1. Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их классификация.

В сфере оперативно-розыскной деятельности участвуют государственные органы, предусмотренные законодательством, их оперативный аппарат, должностные лица, а также отдельные граждане и другие структуры. Как и в других видах юридической деятельности, такие юридические и физические лица относятся к субъектам соответствующих правоотношений. В то же время субъекты правоотношений всегда наделены определенными правами и обязанностями, обеспечивающими их участие в этих отношениях.

Субъектами оперативно-розыскной деятельности являются система компетентных государственных органов, их оперативный аппарат и должностные лица, уполномоченные законом организовывать и проводить оперативно-розыскные мероприятия, а также другие физические и юридические лица, связанные с их юрисдикцией и соответствующими правами и обязанностями. Разумеется, обеспечить участие этих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, с целью решения задач оперативно-розыскных мероприятий.[28]

Описывая правовой статус субъектов оперативно-исследовательской деятельности, следует иметь в виду, что полномочия должностных лиц предполагают определенный набор их прав и обязанностей. Однако, в отличие от прав и обязанностей других субъектов оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц взаимосвязаны, и их четкое разграничение не всегда возможно. Таким образом, решение о возбуждении дела об оперативном аудите в связи с получением первичной оперативной информации является как правом, так и обязанностью оперативного работника в зависимости от его усмотрения в отношении наличия или отсутствия оснований для таких действий. происходит. Более того, усмотрение оперативного работника не всегда может совпадать с усмотрением руководителя оперативного аппарата. В этом случае письменное указание последнего будет обязательным для первого. Определение оперативного работника системы оперативно-розыскных мероприятий в случае оперативной проверки является его обязанностью, однако выбор конкретных мер является правом, определяемым внутренним убеждением на основе профессиональных знаний, практического опыта, а также ряда психологических и других компонентов.[29] Еще одна особенность власти заключается в том, что реализация служебных прав и обязанностей оперативного работника обеспечивается возможностью применения соответствующих мер государственного принуждения, как правило, административных. Очевидно, что права и обязанности других субъектов оперативно-розыскной деятельности более понятны, и сами эти субъекты не имеют права использовать меры государственного принуждения для обеспечения их реализации. Таким образом, если полномочия должностных лиц, их права и обязанности относительно специфичны, обязанности других субъектов оперативно-розыскной деятельности всегда безусловны.


Нарушение субъектами оперативно-розыскной деятельности своих полномочий и обязанностей влечет за собой наступление соответствующего вида юридической ответственности. Основными видами ответственности в оперативно-розыскной деятельности, как и в праве в целом, являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная. Вид ответственности определяется характером и тяжестью наступивших последствий. Так, дисциплинарная ответственность представляет собой воздействие на нарушителя служебной или трудовой дисциплины путем наложения на него дисциплинарных взысканий, предусмотренных соответствующими законами, ведомственными нормативными актами, а в некоторых случаях – и Трудовым кодексом Российской Федерации. Административная ответственность обусловлена совершением должностным лицом или гражданином административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. Материальная ответственность – это ответственность работника за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации, с которыми этот работник находится в трудовых отношениях. Гражданско-правовая ответственность связана с рассмотрением судом исковых заявлений в связи с причинением материального ущерба. Уголовная ответственность наступает за совершение субъектом оперативно-розыскной деятельности общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации[30].

Среди видов юридической ответственности субъектов оперативно-розыскной деятельности особого внимания заслуживает уголовная ответственность. Очевидно, что и должностное лицо оперативного аппарата, и граждане, привлекаемые к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе, имеют постоянное и непосредственное отношение к преступной деятельности. Подобная «близость» всегда несет с собой риск для субъекта оперативнорозыскной деятельности самому оказаться причастным к преступлению. Чаще всего такому риску подвергаются лица, внедряемые в преступные группы. В связи с этим должностное лицо оперативного аппарата должно само хорошо знать уголовное право, исключительно ответственно относиться к организации работы иных субъектов оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с содержанием ФЗ «Об ОРД» всех субъектов оперативно-розыскной деятельности можно классифицировать на следующие основные группы:


  1. государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица, наделенные оперативно-розыскными полномочиями;
  2. должностные лица, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью;
  3. граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе;
  4. иные физические и юридические лица, участвующие в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

В теории оперативно-розыскной деятельности встречаются и иные классификационные группы субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако основываются они на положениях не только ФЗ «Об ОРД», но и ведомственных нормативных актов, и в данном пособии не рассматриваются.

2.2. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью и его виды.

Как уже отмечалось, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью устанавливаются в ФЗ «Об ОРД». Из содержания норм названного Закона можно выделить три вида контроля:

1) общий контроль;

2) ведомственный контроль;

3) судебный контроль.

Общий контроль и его особенности определяются ст. 20 ФЗ «Об ОРД»[31]. Эта же статья называет и подвиды общего контроля, включающие в себя:

– президентский контроль;

– парламентский контроль;

– правительственный контроль.

Основной особенностью перечисленного подвида общего контроля является создание нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельности и общих положений о ее контроле и надзоре.

Президентский контроль основывается на полномочиях Президента Российской Федерации, который, являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеет право инициировать законодательство, подписывает и публикует федеральные законы, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения по всей стране. Россия обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, в том числе в борьбе с преступностью. Формируя и возглавляя Совет безопасности Российской Федерации, Президент определяет государственную политику в области защиты общества и личности от внешних и внутренних угроз, укрепления правопорядка, в том числе борьбы с преступностью, используя возможности оперативного поиска[32].


Президентский контроль за оперативно-розыскной деятельностью включает в себя:

- личный контроль Президента Российской Федерации;

- контроль в организационно-управленческой сфере оперативно-розыскной деятельности со стороны Главного контрольного управления (ГКУ) Администрации Президента Российской Федерации;

- полный контроль за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов и спецслужб от имени Президента Российской Федерации.

Парламентский надзор - это право «представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчетности о своей деятельности ...», он «предназначен не только для обеспечения соблюдения и реализации законов, принятые ими, но и для контроля за деятельностью исполнительной власти, для представления и защиты интересов народа всей страны». Парламентский надзор выражается в деятельности депутатов Федерального Собрания Российской Федерации по законодательной, финансовой и иной поддержке сферы оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению режима законности в работе оперативного аппарата правоохранительных органов. Агентства и спецслужбы.

Формы парламентского контроля обычно связаны с деятельностью членов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, а именно:[33]

- законотворческая работа, связанная с формированием законодательства, регулирующего правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности, в том числе изменения (дополнения и дополнения) в Федеральный закон «Об ОРД»;

- участие в формировании и принятии федерального бюджета, содержащего статьи о выделении средств органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- парламентские слушания по вопросам, связанным с оперативными расследованиями;

- деятельность Счетной палаты по проверке исполнения бюджетных средств, выделенных на финансовую поддержку оперативно-розыскной деятельности;

- участие в работе комиссий и комитетов по оперативно-розыскной деятельности;

- проведение парламентских расследований и депутатских запросов по оперативно-розыскной деятельности. Государственный контроль определяется правовым статусом Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа. В связи с этим Правительство Российской Федерации осуществляет ряд полномочий, связанных с организацией оперативно-розыскных мероприятий, в частности:


- непосредственно разрабатывает и представляет в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального бюджета, предусматривающий расходы на оперативно-розыскную деятельность;

- обеспечивает исполнение федерального бюджета, в том числе расходы на оперативно-розыскную деятельность, представляет отчет о его исполнении в Государственную Думу;

- организует и обеспечивает реализацию мер по обеспечению правопорядка, прав и свобод граждан, защите собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью с использованием оперативно-розыскных возможностей;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, осуществляемые с использованием мер оперативно-розыскного характера.

Вторая контрольная группа по оперативно-розыскной деятельности - ведомственный контроль. Ведомственный контроль - это деятельность руководителей правоохранительных органов, обладающих оперативно-розыскными полномочиями, а также руководителей их оперативного аппарата по организации и непосредственному проведению внутренних проверок верховенства права в деятельности подчиненных должностных лиц, непосредственно осуществляющих оперативную деятельность. следственная деятельность. поиск мер, направленных на эффективное решение своих задач, обеспечение прав и свобод граждан.

Субъектами ведомственного контроля являются:

- руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эти лидеры включают глав правительств, перечисленных в ст. 13 Федерального закона «Об ОРД» и наделен оперативно-розыскными полномочиями[34];

- руководители оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- должностные лица других подразделений с надзорными функциями (организационно-инспекционные, контрольно-ревизионные, собственной безопасности и т. д.) Надзорные полномочия таких лиц осуществляются в соответствии с планами, существующими в этих подразделениях, или по указанию руководителя органа, проводящего следственную деятельность.

Основной и оперативный контроль за оперативно-розыскной деятельностью возлагается на руководителей органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, и руководителей оперативного аппарата, поскольку они несут ответственность за организацию оперативно-розыскной деятельности и они несут ответственность за обеспечение соблюдения закона в оперативной разведывательной деятельности.