Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Этапы становления и развития теории оперативно-розыскной деятельности.
Понятия и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.
2. ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их классификация.
2.2. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью и его виды.
В то же время, в силу закона, принципами оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также вследствие специфики ОРД, принципы заговора, сочетание публичных и частных методов и средств.
Принцип законности означает, что правовой основой оперативно-розыскной деятельности является Конституция Российской Федерации, закон об ОСА, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов власти, принятые в соответствии с ними.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина зафиксирован в ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[15]:
При проведении оперативно-розыскных мероприятий органы (должностные лица), проводящие оперативные расследования, должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, неприкосновенность жилища и корреспонденции.
Не допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, которое считает, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать это действие в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суде.
Лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в порядке, установленном законом, то есть в отношении которого уголовное дело было отклонено или уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления или отсутствием акт, касающийся его оперативно-розыскной деятельности, и считает, что в то же время его права были нарушены, он вправе требовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, его информацию в пределах, допускаемых требованиями секретности, и исключать возможность государственной тайны[16]. Если он отказывается предоставить запрашиваемую информацию или если указанное лицо считает, что информация не была получена в полном объеме, он имеет право обжаловать ее в суде. При рассмотрении дела в суде обязанность доказать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу информации, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
Для обеспечения полноты дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его запросу оперативные и официальные документы, содержащие информацию об информации, которую заявитель отказался предоставить, за исключением информации о лицах принадлежность к организованным преступным группировкам, членам секретных органов, осуществляющим следственные действия, и лицам, оказывающим им помощь на конфиденциальной основе.
Если решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность об отказе в предоставлении заявителю необходимой информации, признано необоснованным, судья может приказать указанному органу предоставить заявителю информацию, указанную в части четвертой настоящей статьи.[17]
Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, вина которых в совершении преступления не была доказана в соответствии с законом, хранятся в течение одного года, а затем уничтожаются, если этого не требуют официальные интересы или справедливость. иначе. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных разговоров и других переговоров лиц, которые не были привлечены к ответственности, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания телефонных разговоров, в ходе которого был составлен соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании решения суда, об этом уведомляется соответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:[18]
1) проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах любой политической партии, общественного или религиозного объединения;
2) принимать неформальное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности незарегистрированных политических партий, общественных и религиозных объединений зарегистрированы в установленном порядке с целью влияния на характер их деятельности;
3) раскрывать информацию, которая затрагивает неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, честь и доброе имя граждан и стала известной в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
4) побуждать, побуждать, побуждать, прямо или косвенно, к совершению противоправных действий (провокаций);
5) фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.
В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящей инстанции, прокурора или судьи в соответствии с законодательством Российской Федерации. принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возместить причиненный вред.[19]
Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наконец, принципы конспирации и другие методы регулируются нормативными актами, которые в пределах своих полномочий издают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, содержание которых содержит правовые нормы, непосредственно связанные с целью, организацией и регулированием рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, относящихся к любой сфере общественных отношений, подпадает под категорию источников права. Названная категория присуща всем отраслям внутригосударственного права, в частности - уголовно-процессуальному праву. Однако в оперативно-розыскной деятельности такой комплекс нормативных актов называется ее правовой основой.[20]
Такая ситуация в понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности связана с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно-розыскная деятельность, несмотря на свою правовую природу, не рассматривается как самостоятельная отрасль права.[21] Следует отметить, что некоторые ученые в области теории оперативно-розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения оперативно-розыскного права в систему отраслей права. В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно-розыскной деятельности допустимо рассмотреть категорию легальных источников оперативно-розыскной деятельности. Категории «правовая основа», «правовые источники» и «источники права» не имеют принципиальных отличий и идентичны по содержанию. Очевидно, что до тех пор, пока система отраслей права не дополняется законом об оперативно-розыскной деятельности, неуместно говорить об источниках неприемлемой отрасли права.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об ОРД» нормативно-правовая база оперативно-розыскной деятельности выглядит следующим образом[22]:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
3. иные федеральные законы и законы Российской Федерации, связанные с регулированием оперативно-розыскной деятельности;
4. иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всю территорию России. Конституция Российской Федерации содержит ряд положений, непосредственно связанных с оперативно-розыскной деятельностью.
Первостепенного внимания заслуживают конституционные нормы, содержащиеся в гл. 2 Конституции РФ и касающиеся прав и свобод личности. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Основного Закона каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На основании ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц и иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом и на основании судебного решения. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Основного Закона каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция РФ также провозглашает обязанность государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина[23].
Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности заложены в ФЗ «Об ОРД». Содержание Закона представлено шестью главами, включающими в себя 23 статьи.[24]
Первая глава определяет сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовую базу, а также гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Вторая глава посвящена ведению оперативно-розыскных мероприятий. Содержит систему оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, основы и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Ряд статей в этой главе касаются информационной поддержки и документации в оперативно-розыскной деятельности, использования ее результатов в уголовном судопроизводстве и принятия решения о том, разрешено ли отдельным лицам принимать участие в этом виде правоохранительной деятельности.
Система органов, занимающихся оперативной и оперативной деятельностью, определена в третьей главе. В то же время полномочия этих органов также указываются при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Отдельная статья закладывает основы социальной и правовой защиты должностных лиц, обладающих оперативно-розыскными полномочиями.
Четвертая глава посвящена правовой базе для оказания помощи гражданам в органах, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Важное место в этой главе отводится социальной и правовой защите граждан, которые помогают в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Пятая глава определяет правовые и организационные рамки для финансовой поддержки оперативно-розыскных мероприятий.
Вопросы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью представлены в нормах шестой главы[25]. Положения Федерального закона «Об ОРД» определяют основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, образуют основу ведомственных нормативных актов, непосредственно регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.
Первая группа прежде всего представлена такими основными законами, как Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Закон Российской Федерации «О безопасности» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».[26]
Ко второй группе относятся: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс таможенного союза, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон «О внешней разведке», Федеральный закон «О государственной охране», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации» и некоторые другие.[27]
Третью группу федеральных законов, отдельные нормы которых в той или иной мере имеют отношение к оперативно-розыскной деятельности, составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный закон «О связи», Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», Федеральный закон «О противодействии коррупции» и др.