Файл: Выбор стиля руководства в организации (ПАО «Сбербанк России»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 689

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют на практике такие качества руководителя, которые влияют на эффективность его деятельности:

Рисунок 1 - Индивидуальные параметры эффективного руководства [18, c. 125]

Рассматривая первую группу качеств руководителя, отметим особые различия: преимущественно объективный, независимый от сознания психики характер, прирожденные и передаваемые по наследству (пол, возраст, здоровье).

Пол руководителя. Выделяют социокультурные факторы, к числу которых относят принятые в обществе стандарты поведения, сложившиеся ролевые стереотипы по отношению к мужчине и женщине, традиции, т е связь мыслей, другие жизненные установки. Роль данных факторов проявляется в том, что большинство женщин ориентируются на скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей. Многие исследователи подтверждают тот факт, что у женщин слабее выражено стремление стать лидером и упорство в достижении этой цели. Таким образом, мужчинам, будучи руководителями, не нужно доказывать свою «естественность» в роли начальника.

Возраст и здоровье. На практике, как правило, уровень занимаемой должности коррелируется с возрастом, т е более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Главными достоинствами молодого руководителя обычно является энергичность, высокая восприимчивость к инновациям, высокая работоспособность и крепкое здоровье. Поэтому здоровый образ жизни, регулярные психологические разгрузки плодотворно влияют на деятельность эффективного руководства.

К социально-экономическому положению относят уровень образования, оно занимает промежуточное положение между объективными и субъективными личностными характеристиками руководства, так как его положение зависит от индивидуальных способностей и уровня интеллекта. К личностным качествам же, в первую очередь, относят интеллект. Такие руководители могут быстро принимать решения, мотивировать сотрудников, общаться с любым кругом лиц, ставить интересы других людей выше своих собственных [12, c. 40].

Делая выводы об индивидуальных параметрах эффективного руководителя, можно сказать, что существует много других качеств, например, уверенность в себе, самообладание, стрессоустойчивость, креативность, целенаправленность, предприимчивость, решительность, готовность брать на себя ответственность, надежность, способность максимально использовать талант сотрудников и направлять его на определенные поставленные задачи. Это все то, что присуще идеальному руководителю, то, к чему нужно стремиться, будучи управленцем


1.3. Характеристики различных стилей и методов руководства

Разработка и научный анализ понятия «стиль руководства» заложен немецким психологом К. Левином, который проводил ряд экспериментов и в результате осмысления данных, выделил три классических стиля руководства: авторитарный, демократический (кооперативный), попустительский (нейтральный).

Обращая внимание, на авторитарный стиль, можно заметить следующие аспекты: присущи единоличное принятие решений руководителем, замечен слабый интерес к работнику как личности. Управленец руководствуется подчиненными в силу своей легитимной власти, исходя из иерархической организации предприятия. Руководитель определяет цели, распределяет задачи и контролирует выполнение. Он лучше понимает для чего существует организация и к чему ей следует стремиться. Его решения имеют приказной характер, которые должны немедленно выполняться, иначе итогом послужат штрафные санкции, применяемые к работникам. Также он не отходит от вознаграждений, но только по собственному усмотрению, без каких-либо заданных критериях [10, c. 84].

Противоположностью данному типу руководства служит демократический стиль. Он характеризуется следующими признаками: руководитель стремится к выработке общих решений, возникает интерес к неформальному общению и человеческим отношениям. Такой управленец согласует цели организации и пожелания сотрудников, распределяет работу. При оценке подчиненных он руководствуется объективными критериями, оказывает помощь, стремясь повысить возможности сотрудников и быть уверенным в самостоятельном решении производственных задач своим коллективом.

Рассмотрим признаки попустительского стиля: стремление руководителя уклониться от возложенных на него обязанностей, абсолютное равнодушие к ведущим делам в коллективе. Руководитель предоставляет свободу действий, пуская работу на самотек. Также он не проявляет инициативы, необходимую информацию он дает только по просьбе подчиненных, избегает как положительных, так и отрицательных оценок. Данный стиль предполагает, что руководитель полностью устраняется от своих обязанностей и от роли управляющего.

Рисунок 2 - Характеристики классических стилей руководства [5, c. 36]


Существуют современные интерпретации стилей руководства. Авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных и рутинных задач. Применение на практике данного стиля вполне оправданно в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации на материальную систему мотивации.

Эффект от использования авторитарного стиля требует от руководителя: высокой ответственности, широкого предвидения, способности принятия решений, строго самоконтроля и хороших организаторских качеств. При этом следует отметить, что подчиненные должны быть послушными. К ним применяют концепцию «Х» теории «ХY» МакГрегора, которая выражается в том, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет новшеств, боится ответственности и хочет, чтобы им руководили. Но он может работать лишь при достойном вознаграждении и контроле.

Для эффективности данного стиля необходимо, чтобы подчиненные тоже соответствовали таким правилам: правильно воспринимали руководство и признавали управляющего единственным руководящим, ориентировались на него, также отказывались от реализации права контроля по отношению к руководителю.

К недостаткам такого стиля относят: ограниченность в мотивации, самостоятельности, развитии, опасность принятия неправильных решений из-за лишней строгости и контроля руководителя.

Существуют модели авторитарного стиля. В зависимости от особенностей взаимодействия руководителя и его сотрудников выделяют патриархальную, харизматическую, автократическую и бюрократическую модель руководства.

1) Патриархальная модель предполагает организацию как одну большую семью. Руководитель является «отцом» семейства, который проявляет заботу к подчиненным. Они в ответ должны проявлять благодарность, верность, повиновение. Происходит обращение к подчиненным через их личную зависимость.

2) Харизматическая модель основывается на вере в особые качества руководителя. Такое поведение характеризуется тем, что руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации через свои личные качества, поддерживая свой авторитет. Регламентирование прав и обязанностей отсутствует.

3) Автократическая модель характерна для крупных организаций. Руководитель использует многочисленный руководящий аппарат, который выполняет решения высшего руководства. Такой стиль отличается тем, что отсутствуют личные контакты между руководителем и его подчиненными.


4) Бюрократическая модель является максимальной анонимностью и формализованностью отношений между руководителем и его подчиненными. Предполагается крайняя форма структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации с помощью детального разделения труда. Персонал мотивируют через письменные распоряжения и предписания [17, c. 60].

Цели и задачи руководитель осуществляет через конкретные методы управления. Методы управления – это такие способы и приемы, с помощью которых происходит воздействие на управляемый объект для достижения определенного результата. Методы направлены на сотрудников, которые выполняют определенные функции и задачи, т е на персонал организации. Рассмотрим их подробно на примере схемы.

Рисунок 3 - Методы управления персоналом [17, c. 62]

Экономические методы относят к косвенным. Такие методы осуществляют систему оплаты и премирования, они основаны на использовании экономических приемов. Эффективность таких методов определяется: формой ведения деятельности, системой материального обеспечения, налоговой системой. Такие методы применяют, как правило, руководители демократического стиля. С их помощью удовлетворяются потребности сотрудников.

Организационно-распорядительные методы осуществляются на принципах власти, строгой дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такое поведение, как осознанная необходимость в дисциплине труда, стремлении сотрудников. Такие методы подлежат обязательному исполнению. Применяются руководителем авторитарного стиля, так как проще указать сотруднику на его ошибки и недостатки в выполнении своих функций.

Социально-психологические методы осуществляются на принципах психологии и социологии. Данные методы направлены на внешнее воздействие (социологические) и внутреннее (психология отдельного сотрудника). Социологические методы позволяют определить лидеров, оказать поддержку, связать мотивацию людей с процессом производства. Также позволяет повысить организационную культуру внутри организации и обеспечить эффективные коммуникации. Психологические методы, в первую очередь, являются более конкретными методами, т е они индивидуальны по отношению к сотруднику. Их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его интеллекту, особенностям, чувствам, манере поведения. Для использования таких методов, руководителю нужно быть грамотным психологом. Поэтому данный метод применим к любому стилю руководства.


1.4. Модели организационного поведения

Как правило, в самой организации со временем складываются устойчивые формы поведения. От них зависит деятельность организации как в положительную, так и в отрицательную сторону. Рассмотрим подходы к данным моделям в работах американских исследователей Д. Ньюстрома и К. Дэвиса. Существуют такие модели организационного поведения:

1) Авторитарная;

2) Опекунская;

3) Поддерживающая;

3) Коллегиальная [8, c. 71].

Авторитарная модель ориентирована на власть, такие полномочия у руководителя, которые бы позволили заставить работника выполнять различные поручения. Работники же, в свою очередь, ориентированы на подчинение и зависимы напрямую от руководителя. Личная вовлеченность в процесс труда минимальна. У данной модели существуют свои недостатки – это большие человеческие издержки, т е отсутствует инициатива у работников, внутренние стимулы, креативность. Лидирующая позиция отводится управленцу. Также у сотрудников отсутствует «право голоса», они не могут высказывать недостатки относительно рабочего процесса, появляется агрессия к вышестоящему руководству.

Опекунская модель подразумевает собой поведение «как в семье». Руководитель, как правило, заинтересован в подчиненных с неформальной точки зрения, проявляет интерес гораздо больший, чем того требуется. Руководство сталкивается с недостатком инициативы и ответственности. Очень плохо работают внутренние стимулы и основным двигателем процесса являются приказы, в которых присутствует слово «должен». Модель опирается на экономические ресурсы организации. Имеет место быть не только финансам, но и нагрузке, времени, удобство в расписании, отношения в коллективе. Работники также сильно зависимы от организации и руководства. Данная модель реализации власти имеет свои ограничения, но эффективна в условиях недостаточности ресурсов.

Поддерживающая модель имеет свои преимущества, по сравнению с другими моделями. Такая модель опирается на руководство, т е понимается приведение других к успеху, путем извлечения полезного опыта и ориентирована на поддерживающие взаимоотношения. Работники ориентированы на выполнении конкретных заданий, у них есть возможность участвовать в управлении и принятии решений. Таким образом удовлетворяется их потребность в статусе, признании, возникает опора на внутренние стимулы. Данная модель хорошо применима при условии наличия минимального объема ресурсов (юридических, информационных, финансовых).