Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нарушения, которые были выявлены при проверке осуществления казначейскими органами (и другими органами государственного и муниципального финансового контроля) контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[23];

нарушения использования региональным оператором средств, которые были получены им в качестве государственной поддержки и муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, которые были получены от собственников помещений в многоквартирных домах и др.

Наименьший удельный вес в структуре нарушений, выявленных при осуществлении контрольно-надзорной деятельности казначейскими органами, за последние три года занимали нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств. В 2018 году их доля составила 0,23% от общей суммы выявленных нарушений, а в 2017 и 2016 годах - 0,90% и 0,19% соответственно.

По результатам проведенных контрольных мероприятий органы Федерального казначейства направляют объектам контроля представления и предписания в целях устранения выявленных нарушений, а также возмещения ущерба, причиненного государству.

Так, в 2018 году было направлено 3 158 представлений на сумму 943,6 млрд. руб., а в 2017 и 2016 годах - 3 561 представлений на сумму 572,4 млрд. руб. и 2 418 представлений на сумму 432,6 млрд. руб. соответственно. Количество предписаний в 2018 году составило 1 023 на сумму 296,5 млрд. руб., что на 1,2% больше, чем в 2017 году (1 011 предписаний на сумму 14,8 млрд. руб.), и на 56,2% больше, чем в 2016 году (655 предписаний на 35,7 млрд. руб.).

За 2018 год из 3158 представлений, которые были направлены объектам контроля, рассмотрены были 3 132 (99%) представления, а из 1023 направленных предписаний исполнены были 838 (82%). В 2017 году из 3561 представления были рассмотрены 3373 (95%) и из 1011 предписаний были исполнены 872 предписания (86%).

Общая сумма средств, которые были возмещены в федеральный бюджет по предписаниям и представлениям в досудебном и добровольном порядке, а также по результатам применения бюджетных мер принуждения в 2018 году составила 13,7 млрд. рублей, что на 59,6% меньше, чем в 2017 году (33,9 млрд. руб.), и на 31,5% меньше, чем в 2016 году (20 млрд. руб.).

Казначейскими органами осуществляется деятельность по привлечению к административной ответственности должностных лиц, которые совершили какие-либо административные правонарушения в финансово-бюджетной сфере.


За 2018 год Федеральным казначейством и его территориальными органами был составлен 4 071 протокол об административных правонарушениях, в том числе 371 протокол был составлен в связи с выявлением признаков нецелевого использования средств. В 2017 году данный показатель составил 3468 протоколов, в том числе 345 протоколов по нецелевому использованию средств, а в 2016 году - 2118 протоколов и 386 протоколов соответственно.

По составленным протоколам в 2018 году было вынесено 2268 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 31,3 млн. руб., а в 2017 году - 2256 постановлений на сумму 27,6 млн. руб., в 2016 году - 1492 постановления на сумму 26,4 млн. руб.

Наибольшую долю в структуре наложенных административных штрафов занимают правонарушения в финансово-бюджетной сфере (нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, нарушение законодательства России о контрактной системе в сфере закупок при их планировании, нарушение порядка представления бюджетной отчетности и др.).

Сумма взысканных штрафов в 2018 году составила 41,2 млн. рублей, а в 2017 и 2016 годах - 24,8 и 24,2 млн. рублей соответственно.

Кроме того, стоит отметить, что план контрольных мероприятий органов Федерального казначейства на 2018 год содержал 76 пунктов, 66 из которых было исполнено, а в 2017 году данный показатель составил 77 пунктов, из которых было исполнено 73 пункта.

Таким образом, органами Федерального казначейства Российской Федерации за последние 3 года была проведена активная работа в рамках контрольно-надзорной деятельности в финансово-бюджетной сфере.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что финансовая дисциплина объектов контроля, к сожалению, остается пока что на низком уровне, о чем свидетельствует рост количества нарушений в финансово-бюджетной сфере, что, в свою очередь, говорит о необходимости внесения изменений и совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов Федерального казначейства.

Таким образом, обеспечение устойчивого социально-экономического развития государства, выражающееся в реализации социальных программ, полномасштабном финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, своевременном исполнении финансовых обязательств, обеспечении стабильности финансовой системы, увеличении доходной части бюджета, экономии средств в его расходной части, в значительной степени определяется наличием эффективной системы государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Федеральное казначейство Российской Федерации является одним из органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В данном параграфе рассматриваются основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов, приведена динамика и структура выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере, дана оценка эффективности государственного финансового контроля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В толковом словаре Ушакова «Казённый» обозначает как принадлежащий государственной казне. Необходимость, в контроле государственных финансов имела место во все времена Российской истории. В первые упоминание слова «казённый» на государственном уровне приходиться на 15 век нашей эры, когда в период правления Ивана III Васильевича появился казенный двор. Он являлся хранилищем царской вещевой казны. Далее при Петре I была создана Казначейская контора, которая при реформах Екатерины II переросла в казенные палаты, созданные в каждой губернии. В 19 веке контроль и управление государственных финансов сложились в четкий и отлаженный механизм. Роль Казначейства в централизации государственного хозяйства и бюджета упрочнилась. Тогда же и появилась иерархическая структура управления от Департамента государственного казначейства, до местных казначейств. На период правления Советской власти роль казначейства была упразднена, и заменена другими структурами. Но после развала советского союза, была необходимость в выборе управления государственными средствами. В те неспокойные 90-е годы прошлого века было принято решение в прозрачности, бюджетных расходов, которые сможет обеспечить только казначейская система. Тем самым постановлением Правительства от 27.08.1993 года № 864 было создано Федеральное Казначейство Российской Федерации в составе Министерства Финансов Российской Федерации.

В настоящее время Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Область право применительно функции Федерального казначейства это:

исполнение федерального бюджета;

кассовое обслуживание бюджетной системы Российской Федерации;

предварительный контроль за операциями связанные с исполнением бюджета Российской Федерации;


текущий контроль за операциями связанные исполнением бюджета Российской федерации;

внешний контроль качества работы аудиторских организации;

контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации.

В своей деятельности Федеральное казначейство регламентируется «Положением о Федеральном казначействе» Утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703. В разделе 1 «Положения о Федеральном казначействе» Описываются его функции, направления деятельности и структура подчиненности Федерального казначейства. В разделе 2 «Положения о Федеральном казначействе» описываются полномочия федерального казначейства. В пункте 5 раздела 2 перечислены полномочия, а в пункте 6 раздела 2 права Федерального казначейства по исполнению своих функций. В разделе 3 «Положения о Федеральном казначействе» описывается организации деятельности Федерального казначейства.

Реализуя свою контрольную функцию Федеральное казначейство согласно «Положения о Федеральном казначействе» в праве:

запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля;

организовывать проведение необходимых экспертиз, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Данные права юридически закрепляют контрольную функцию Федерального казначейства.

Для осуществления функций своей деятельности, Федеральное казначейство имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию - Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». Территориальные органы в свою очередь состоят из Отделов. Отделы осуществляют контрольную функцию за исполнением федерального бюджета на муниципальном уровне. Территориальные органы осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета на уровне субъектов Российской Федерации. Федеральное Казначейство осуществляет контроль на федеральном уровне и консолидацию отчетов деятельности территориальных органов.


Для обеспечения деятельности в области хозяйственного, материально-технического, автотранспортного и архивного обеспечения в структуре Федерального казначейства имеется Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по обслуживанию и обеспечению деятельности органов Федерального казначейства.

Структура федерального казначейства имеет иерархическую структуру управления. Каждый уровень структуры отвечает за свою область контроля. Но в свою очередь каждый вышестоящий орган может осуществлять контроль за нижестоящим. Для обсечения деятельности создано отдельное юридическое лицо, что позволяет осуществлять органам Федерального казначейства качественный контроль и выполнение своих непосредственных функций, не отвлекаясь на несвойственные задачи по обеспечению деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) : Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) : Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) : Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

4. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» : Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, № 6, ст. 831.

5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 15.06.2019) «О Федеральном казначействе» : Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, № 49, ст. 4908.

6. Приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н (ред. от 27.11.2017) «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2008 № 12513) : Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 44, 03.11.2008 (прил. к Порядку не приводятся).