Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
Главным органом, осуществляющим исполнительное производство в РФ, является Федеральная служба судебных приставов. Однако, при применении мер принудительного взыскания на средства федерального бюджета РФ данные функции помимо Федеральной службы судебных приставов выполняют органы Федерального казначейства и в некоторых случаях Министерство финансов РФ.
При выдаче судом исполнительного документа взыскатель направляет необходимый пакет документов в органы Федерального казначейства. В случае отсутствия спорных вопросов при организации исполнения судебных актов, а также при наличии бюджетных средств, подлежащих взысканию, исполнительное производство осуществляется органами Федерального казначейства.
Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания за счет средств казны о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, то он направляется в Министерство финансов РФ.
Большая доля исполненных исполнительных документов пришлось на 2016 г. По сравнению с 2013-2015 гг. сумма значительно увеличилась. Это связано с минимизацией задолженности учреждений за счет средств казны перед населением.
При неисполнении бюджетными и автономными учреждениями требований по исполнительным документам в органах Федерального казначейства, взыскатель имеет право направить пакет документов в Службу судебных приставов, для обращения взыскания на имущество должника. Судебные приставы организуют исполнительное производство, в отношении взыскания на средства федеральных учреждений, за счет принудительной реализации арестованного и изъятого имущества должника.
В 2010-2018 гг. наблюдался рост количества исполнительных документов, находящихся на исполнении у Службы судебных приставов. Это связано с увеличением задолженности бюджетных и автономных учреждений, а также с их невозможностью отвечать по своим обязательствам.
Более подробно рассмотрим деятельность органов Федерального казначейства в исполнительном производстве. Одной из важнейших его функций является осуществление финансового контроля за исполнительным производством, путем процесса организации исполнения требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится органами Федерального казначейства на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. К исполнительным документам, предусматривающим взыскания на средства федерального бюджета, относятся: исполнительный лист; судебный приказ.
Исследование организации исполнения судебных актов, позволило сделать вывод о том, что судебный акт, на основании которого осуществляется взыскание органами Федерального казначейства на средства федерального бюджета - это документ, подлежащий принудительному исполнению со стороны уполномоченного на то органа, в полном объеме и в своевременный срок, в целях защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов граждан и организаций. Содержание этого понятия представляет для экономистов особый интерес, поскольку от его толкования во многом зависит формирование механизма финансирования расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что задолженность по обязательствам федеральных казенных учреждений в полном объеме финансируется из федерального бюджета, а по бюджетным и автономным учреждениям источниками покрытия задолженности могут быть, как средства федерального бюджета, так и собственные средства учреждений.
Органами Федерального казначейства организация исполнения судебных актов осуществляется в разрезе типов учреждений (бюджетных, автономных и казенных).
Основными отличительными признаками организации исполнения судебных актов в зависимости от типов учреждений являются: источники покрытия задолженности, сроки организации исполнения, направления взыскателю уведомления о неисполнении должником своих требований, приостановление операций на лицевых счетах должника, а также пакет документов, предоставляемый взыскателем.
Также, исполнительные документы, предъявляемые в органы Федерального казначейства, бывают двух видов: единовременные и периодические. К единовременным относятся исполнительные документы, по которым выплата должником осуществляется один раз, а периодические предусматривают выплату задолженности многократно в определенный промежуток времени.
Исполнительные документы принимаются органами Федерального казначейства по следующим цифровым категориям взыскания (причинам возникновения задолженности):
взыскание сумм за участие в вооруженных конфликтах;
трудовые (служебные) споры (компенсация морального вреда);
возврат средств из бюджетов бюджетной системы РФ, взыскание процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных средств в бюджет;
взыскание суммы основного долга (неустойки: пени, штрафов и убытков, причиненных по неисполненному договору (контракту)), неосновательное обогащение (проценты за пользование чужими денежными средствами);
взыскание административного, судебного штрафа в доход бюджетов;
взыскания в пользу арбитражных управляющих;
взыскания, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
судебные расходы (государственная пошлина и судебные издержки);
взыскания по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью (компенсация морального вреда, пособие по потере кормильца);
взыскания по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имущества;
взыскание недоимки, неустойки (пени, штрафы и иные санкции) по взносам в государственные внебюджетные фонды;
взыскание налога, сбора, пеней и штрафов;
взыскание пособий по социальным выплатам, пенсий, компенсаций за жилищно-коммунальные услуги, компенсаций за лечение;
взыскание субсидий;
иные взыскания.
Организация исполнения судебных актов является одной из важнейших контрольных функций органов Федерального казначейства. Рост количества исполненных судебных актов территориальными органами Казначейства свидетельствует о совершенствовании ими данной функции, а также развитии программного обеспечения, позволившего проводить анализ исполнительных производств.
Однако, несмотря на это, перед органами Федерального казначейства стоит ряд задач по совершенствованию организации исполнения судебных актов и решений налоговых органов:
1. Планируется реализовать формирование отчетности по систематическим неисполнениям исполнительных документов (решений налоговых органов) в разрезе территорий с указанием количества решений налоговых органов и суммы налогов, сборов, подлежащих взысканию, а также формирование отчетности по категориям взыскания (сумма взыскания налогов, сумма взыскания пеней и штрафов);
2. Внедрить электронное взаимодействие с судами и налоговыми органами;
3. Выявить и устранить причины возникновения спорных ситуаций, возникающих в федеральных учреждениях, которые способствуют выдаче исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрены основные формы организации исполнения судебных актов и иных документов, предусматривающих обращение на взыскание средств федерального бюджета. Определена роль Казначейства России в исполнении судебных актов. Проведенный анализ позволил выявить основные отличия организации исполнения судебных актов в зависимости от типа учреждений. Основное внимание акцентировано на проблемах и перспективных направлениях развития казначейского исполнения судебных актов.
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
В настоящее время невозможно представить управление финансами общества и государства без надлежащей системы контроля и надзора. Данная система способствует выявлению нарушений и отклонений в финансовой сфере, а также возможности своевременному предотвращению этих нарушений и принятию соответствующих мер по их устранению.
Одним из органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, является Федеральное казначейство Российской Федерации. В рамках данного направления деятельности казначейские органы осуществляют контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также внешний контроль качества работы аудиторских организаций.
Однако следует отметить, что государственный финансовый контроль на сегодняшний день остается недостаточно эффективным, что подтверждается наличием следующих факторов: отсутствие единого подхода к отбору объектов контроля, недостаточное количество необходимых кадровых и материальных ресурсов, нестабильность социально-экономической ситуации в стране и т.д.
В 2018 году органы Федерального казначейства Российской Федерации реализовывали следующие задачи:
достижение максимального качества проводимого контроля, а также качества в процессе оформления и реализации результатов контроля;
обеспечение экспертного сопровождения деятельности по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
организация деятельности по принятию мер, которые направлены на своевременное выявление и предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере с использованием методов систематизации и анализа нарушений, выявленных ранее;
организация деятельности по формированию и доведению выявленных органами Федерального казначейства недостатков и нарушений в ходе осуществления ими контрольной деятельности до участников бюджетного процесса и др.
В 2017 году проводилась активная работа по внедрению сформированных в 2016 году норм и правил планирования, осуществления и формирования отчетности по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Также в 2017 году были налажены конструктивные взаимоотношения с органами правопорядка, которые предоставляли информацию о процессе и результатах рассмотрения материалов проверок, переданных им. Помимо этого, систематически для проведения исследований и экспертиз в процессе контрольной деятельности были привлечены независимые эксперты и специалисты Федерального казенного учреждения «Центра по обеспечению деятельности Казначейства России» в рамках полномочий по контролю и надзору органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.
Основные показатели деятельности органов Федерального казначейства: в 2018 году было проведено 7 041 контрольное мероприятие (проверки, ревизии, обследования), что на 40,4% больше, чем в 2016 году, и меньше на 14,7%, чем в 2017 году. Количество плановых контрольных мероприятий в 2018 году выросло, по сравнению с 2017 и 2016 годом, на 35% и 30% соответственно, а внеплановых - на 32,3% и 68,3%.
Показатель количества проведенных выездных проверок в 2018 году составил 5 505, что на 17,8% больше, чем в 2016 году, и меньше на 17,1%, чем в 2017 году.
При этом, значительно увеличилось число проведенных камеральных проверок. В 2018 году данный показатель составил 998, в то время как в 2017 году он был в 1,5 раза меньше - 621, а в 2016 году почти в 4,5 раза меньше - 227. Проведение камеральных проверок способствует снижению «контрольной» нагрузки на объекты контроля, а также позволяет сократить затраты на проведение мероприятий контроля без снижения качества их проведения.
Количество проведенных обследований в 2018 году сократилось, по сравнению с 2017 годом, на 45,7% и составило 538 единиц, а в 2016 году данный показатель был 114 единиц.
Количество контрольных мероприятий, в ходе которых были выявлены нарушения, в 2018 и 2017 году было примерно одинаковым - 4 601 и 4 814 соответственно, а в 2016 году данный показатель был в 1,5 раза меньше - 3 042 единицы.
Объем проверенных средств составил в 2018 году 7 324,8 млрд. руб., что на 77,5% и на 45,3% больше, чем в 2017 и 2016 году соответственно.
В 2018 году было выявлено 25 059 нарушений на 2 387,9 млрд. руб., что составляет 32% от всего объема проверенных средств, в 2017 году - 23 471 нарушение на 735,9 млрд. руб. (16,2% от общего объема проверенных средств), в 2016 году - 13 742 нарушения на 682,0 млрд. руб. (13,5% от общей суммы проверенных средств).
Наибольшую долю в структуре нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности органов Федерального казначейства России, в 2018 году заняли нарушения правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности - 34% от общей суммы выявленных нарушений. В 2017 и 2016 годах наибольший удельный вес в структуре нарушений заняли прочие нарушения (29,7% и 52,5% от общей суммы выявленных нарушений соответственно).
К прочим нарушениям относят следующие нарушения:
нарушения порядка работы с наличными деньгами и порядка ведения операций по кассе;
нарушения использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
нарушения, связанные с недопоступлением платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства;