Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В октябре 1927 года в ряде областей РСФСР такие кассы были преобразованы в казначейские части Госбанка СССР, проводившие все операции по исполнению бюджета; связанные с этими операциями кассовые функции выполняли учреждения Госбанка СССР. Наконец, постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1928 года кассовое исполнение государственного бюджета было полностью возложено на учреждения Госбанка СССР. Казначейские части и приходно-расходные кассы Наркомфина СССР были упразднены. В составе Бюджетного управления Наркомфина СССР образован отдел исполнения союзного бюджета.

Казначейские подразделения были уничтожены и в структуре Госбанка СССР. Вся казначейская деятельность сосредоточилась в Московском бюджетном отделении Госбанка СССР. К 1948 году выяснилось, что работа Госбанка СССР по кассовому исполнению государственного бюджета СССР требовала улучшения, поскольку в ней имелись серьезные недостатки: допускались ошибки в учете доходов и расходов по бюджету и распределении доходов между бюджетами, имели место случаи ненадлежащей выдачи бюджетных средств по государственным дотациям, выдачи бюджетных средств сверх открытых кредитов и переплаты по пенсиям, в неудовлетворительном состоянии находилась документация по приему налогов и переводу бюджетных кредитов.

Все это послужило причиной принятия постановления Совета министров СССР от 8 декабря 1948 года № 4555 «О мерах по улучшению работы Госбанка по кассовому исполнению государственного бюджета СССР», в соответствии с которым в составе центрального аппарата Госбанка СССР появилось самостоятельное Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР с широким спектром руководящих и контролирующих функций.

Кроме того, в составе контор Госбанка СССР были организованы отделы по кассовому исполнению государственного бюджета СССР, а кассовое исполнение местных бюджетов было передано вместе со специалистами из коммунальных банков в Госбанк. К 1 апреля 1949 года реорганизация в основном завершилась, а 1 мая того же года на коллегии Минфина СССР была утверждена новая Инструкция по кассовому исполнению государственного бюджета СССР.

Казалось, после принятия всех названных мер исчезли даже воспоминания о Казначействе. Однако в конце ХХ в. возникла идея возродить это ведомство: министр финансов СССР В. С. Павлов на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР 25 сентября 1989 года заявил, что расширение товарно-денежных отношений, развитие разнообразных форм собственности предполагают обособление государственного имущества как самостоятельного объекта финансового управления. Это потребует изменений функций и структуры финансовой системы, создания специализированных органов, задачами которых стали бы контроль за движением государственного имущества в виде ценных бумаг, взимание арендной платы и другие операции. Иными словами, речь идет о том, чтобы возродить такой хорошо известный ранее государственный институт, как казначейство. Реализовывать такую идею пришлось уже в новом государстве.


В декабре 1991 года в составе Министерства экономики и финансов РСФСР появилось Управление исполнения бюджета (казначейство). Новое ведомство сразу приступило к открытию кредитов по республиканскому бюджету РСФСР на первый квартал нового 1992 года с правом расходования с 1 января.

Однако в конце января процесс застопорился. Дело в том, что в феврале 1992 года Госбанк СССР и Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР прекратили свое существование, и система исполнения бюджета развалилась.

Ситуация была критической. Республиканский бюджет страны не утвержден. Сведения о доходах бюджета недоступны. Открытие кредитов по республиканскому бюджету для финансового обеспечения функционирования государственных институтов прекращено. Учреждения и организации вправе расходовать средства только в пределах открытых в декабре-январе кредитов. Выдача средств из бюджета практически остановлена. Новых правил исполнения бюджета нет, старые в полном объеме неприменимы.

В феврале 1992 года руководство Банка России принимает решение продолжить работу по зачислению доходов бюджета и сообщать Минфину и Правительству Российской Федерации о зачисленных доходах по старой схеме. Телеграмма, адресованная учреждениям Банка России, финансовым органам Минфина России, а также министерствам и ведомствам Российской Федерации, гласила, что с 1 марта 1992 года в целях обеспечения контроля за целевым использованием бюджетных средств в связи с изменением функций Банка России по кассовому исполнению бюджета финансирование расходов за счет средств республиканского бюджета осуществляется в следующем порядке:

все платежные поручения по бюджетному финансированию с 1 марта 1992 года направляются Минфином России Банку России;

все распорядители бюджетных средств перечисляют платежными поручениями эти средства структурным подразделениям на счета, открываемые им в ОПЕРУ Банка России на балансовом счете 120;

бюджетные средства, поступившие на счета, подлежат разассигнованию в десятидневный срок на текущие счета подведомственных учреждений, предприятий и организаций, открытые в расчетно-кассовых центрах по месту нахождения клиентов;

текущие счета по учету средств республиканского бюджета в коммерческих банках подлежат закрытию, а остатки с них перечисляются на вновь открываемые счета в расчетно-кассовых центрах;

на телеграмму ставят только печать Минфина СССР (другой просто нет);

Минфину России в Операционном управлении Банка России открывается счет на балансовом счете 120 «Расходы республиканского бюджета»;


Управлению исполнения бюджета (Казначейству) предоставляется право подписи платежных поручений и других документов по республиканскому бюджету.

Средства федерального бюджета перечислялись с текущего счета по учету средств федерального бюджета Минфина России на соответствующие счета отдельных министерств и ведомств, их учреждений, организаций, предприятий и, находясь под формальным контролем расчетно-кассовых центров Банка России, фактически никем не контролировались. В результате на счете Минфина России ощущалась острая нехватка средств при наличии остатков на счетах отдельных министерств, ведомств и их учреждений, предприятий и организаций. Доверие к государственным институтам и их структурам падало. Расширялась практика заимствований.

В этот период Управление исполнения бюджета (казначейство) составляет прогнозы и по согласованию с Бюджетным управлением и другими структурными подразделениями Минфина России, а также с руководством министерства устанавливает лимиты финансирования расходов на соответствующий месяц.

Министерства и ведомства ежемесячно (а фактически ежедневно) представляли в структурные подразделения Минфина России платежные поручения, которые после проверки их соответствия предусмотренным лимитам на конкретный квартал или месяц визировались и передавались в Управление исполнения бюджета (казначейство).

Выдача средств со счета Минфина России осуществлялась Управлением ежедневно в пределах остатка на счете. Дважды в день - утром и вечером - информацию о состоянии счета получал министр.

Отчет об исполнении республиканского бюджета на 1 февраля 1992 года составлен на двух листах по данным Банка России. Отчет об исполнении республиканского бюджета на 1 марта 1992 года по расходам составлен расчетно, как разница между суммой финансирования (перечисления средств на текущие счета министерств и ведомств) и суммой остатков на счетах по данным Банка России. Начиная с отчета на 1 мая 1992 года и заканчивая отчетом на 1 января 2003 года, плановые назначения не указывались. Отчеты об исполнении федерального бюджета составлялись ежемесячно на двух листах.

Законодательные акты о бюджетах субъектов Российской Федерации не были приняты в полном объеме, а информация об их исполнении поступала разрозненно. Годовой отчет об исполнении бюджетов в Российской Федерации (консолидированного бюджета) за 1992 год не составлялся.

В такой обстановке в Минфине России вырабатываются концептуальные предложения, связанные с образованием и установлением казначейской системы исполнения бюджета. Он же стал основным разработчиком проектов всех нормативных документов по казначейской системе. К 25 августа 1992 года в составе Управления исполнения бюджета (казначействе) работало 58 человек. Управление включало в себя пять отделов: отдел исполнения республиканского бюджета; отдел взаимных расчетов и организации территориальных органов; отдел сводной работы по исполнению республиканского бюджета; отдел методологической работы по бюджетной системе Российской Федерации; центральная бухгалтерия по бюджету.


Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России. В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации[6].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе»[7] было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета[8].

1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе

Получение оперативной информации об исполнении бюджета, формирование учета поступлений и централизованное распределение расходов, эффективное управление бюджетными средствами всех уровней может быть достигнуто только посредством консолидации всех финансовых ресурсов в пределах полномочий одного федерального контрольного органа власти. В Российской Федерации органом, осуществляющим кассовое исполнение бюджетов всех уровней, согласно законодательно закрепленным положениям Бюджетного кодекса, является Федеральное казначейство.


Федеральный орган исполнительной власти - Федеральное казначейство - осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство подчиняется Министерству финансов Российской Федерации. Его деятельность осуществляется напрямую, а также через собственные территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями.

Статус, задачи, функции, права и обязанности органов Федерального казначейства представлены в нормативных актах, а также в ряде нормативной литературы: Письма МФ Российской Федерации и ЦБ Российской Федерации, Письма ЦА ФК МФ Российской Федерации, инструкции и т. п.

Основное предназначение Федерального казначейства - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Данный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает точный учет государственных финансов, а это важно для регулирования денежных потоков в стране. При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация доходного и расходного потоков денежных средств на одном счете, вследствие чего повышается эффективность управления процессом исполнения бюджета и управления ресурсами.

С помощью отмены разнообразных форм зачетов и системы отсрочек, а также с повышением уровня качества применяемых информационных технологий и формированием единой классификации денежных поступлений для всех участников бюджетного процесса удалось обеспечить эффективность функционирования казначейства на всех уровнях. Благодаря Федеральному казначейству проводится проверка на всех стадиях исполнения бюджета; предоставляется гарантия сохранности средств; значительно уменьшается интервал между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для осуществления расходов; информация по исполнению бюджета становится актуальной.

Согласно стратегической карте Казначейства России на 2016-2020 гг. основными компонентами стратегии развития Казначейства России являются государственная власть, клиенты и общественность, а также внутренние функциональные и управленческие процессы, кадры.