Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Федеральное казначейство в бюджетном процессе Российской Федерации
1.1. История становления органов Федерального казначейства
1.2. Понятие Федерального казначейства, сущность и роль в бюджетном процессе
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
2.3. Основные показатели контрольно-надзорной деятельности казначейских органов
Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»[9], в соответствии с которым Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а полномочия по осуществлению контроля в финансово бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству, должен восприниматься не просто как документ, предполагающий оптимизацию численности органов власти, а как очередной шаг на пути совершенствования государственного финансового контроля.
Перечень полномочий, возложенных на Федеральное казначейство, значительно увеличился в связи с широкомасштабным внедрением с 2016 года казначейского сопровождения, а также с вступлением в силу с 1 января 2017 года положений статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающей осуществление органами Федерального казначейства ряда полномочий по контролю в сфере закупок[10].
Согласно Приказу Федерального казначейства от 28 марта 2019 г. № 73 «О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства»[11] изменяются уровни риска. Например, у группы рисков по формированию и предоставлению отчетности об исполнении Федерального бюджета государственных (муниципальных), бюджетных и автономных учреждений, а именно по несоблюдению порядка составления годовой и квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений уровень риска повышается и обозначается как «значимый».
В группе рисков, возникающих при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, а именно по отсутствию актов сдачи-приемки выполненных работ (услуг), справки о стоимости выполненных работ (услуг) и иных документах, подтверждающих выполнение работ, уровень риска снижается и обозначается как «низкий».
Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе велика. Данный федеральный орган исполнительной власти исполняет бюджет, распоряжается средствами, которые числятся на соответствующих счетах в банках, а также осуществляет управление денежными поступлениями и затратами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства. Однако несмотря на многолетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие.
1.3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов
В соответствии со ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов устанавливается Федеральным казначейством[12]. В рамках своих полномочий Федеральное казначейство утвердило такой порядок приказом № 8н от 10.10.2008 г.[13].
Одной из важнейших процедур, возникающей в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов, является доведение бюджетных данных до получателей бюджетных средств.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации раскрыта сущность всех видов бюджетных данных.
Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Другими словами, это бюджетные средств, предусмотренные бюджетной росписью распорядителям и получателям средств.
Лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Иначе, это ограничение предельного размера средств, в рамках которых участник бюджетного процесса может заключать государственные контракты (договоры).
Предельные объемы финансирования - это предельные объемы оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года. То есть, это объем денежных средств, в пределах которого получатель бюджетных средств может оплачивать бюджетные обязательства. Как видим, эти понятия не подменяют друг друга, а дополняют. Между ними можно установить следующую взаимосвязь: БА ≥ ЛБО ≥ ПОФР.
В рамках кассового обслуживания исполнения федерального бюджета доводятся бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, что определено приказом Минфина России от 30.09.2008 г. № 104н[14].
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предусмотрено два варианта, которые предусматривают разный порядок доведения бюджетных данных.
В одном варианте через органы Федерального казначейства могут доводиться только ПОФР, во втором варианте - БА, ЛБО и ПОФР. Как видим, оба варианта обязательно предусматривают доведение предельных объемов финансирования. В каком объеме доводятся бюджетные данные, определяется заключенным соглашением между органом Федерального казначейства и соответствующим органом власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования).
Бюджетные данные до получателей средств федерального бюджета доводятся через органы Федерального казначейства в соответствии с приказами Министерства финансов РФ.
До получателей средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, бюджетные данные доводятся в соответствии с приказами Министерства финансов РФ, а также порядком, установленным соответствующими финансовыми органами.
На практике можно наблюдать некоторые «изъяны» в работе финансовых органов, которые замедляют и тем самым усложняют оперативное доведение бюджетных данных. Основные проблемы в работе финансовых органов - отсутствие актуальной информации о движении бюджетных данных, неоперативное доведение средств до главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств (ГРБС и РБС), что приводит к нарушению сроков, установленных нормативными правовыми актами.
Основными преимуществами применения схемы доведения БА и ЛБО через органы Федерального казначейства являются:
отражение всех доведенных бюджетных данных (БА, ЛБО, ПОФР) на лицевых счетах участников бюджетного процесса и возможность увидеть их в одном отчете. Клиент, получив форму аналитического учета, видит объём бюджетных данных и их остаток на определенную дату;
оперативность доведения бюджетных данных (и их изменений) до участников бюджетного процесса (в день поступления расходного расписания). Бюджетные данные отражаются на лицевом счёте в тот же день, в который поступили расходные расписания в органы Федерального казначейства от финансовых органов, ГРБС, РБС;
возможность доведения показателей БА и ЛБО по укрупненным позициям и предоставление прав по детализации видов расходов, что позволяет более оперативно реагировать на возникающие потребности по исполнению бюджетных обязательств;
возможность организации учета принятых бюджетных обязательств через органы Федерального казначейства, что позволяет контролировать процесс принятия бюджетных и денежных обязательств, не выходя за пределы доведенных ЛБО и, как следствие, приводит к отсутствию образования несанкционированной кредиторской задолженности;
доведение плановых показателей бюджета (БА и ЛБО) на длительный срок с доведением ограничений по оплате денежных обязательств (ПОФР) на ограниченный срок с учетом текущих возможностей бюджета (наличие средств на едином счете бюджета). ЛБО могут доводиться на достаточно длительный срок, для заключения контрактов, договоров, при этом ПОФР могут доводиться в зависимости от состояния единого счета бюджета (наличия на нем денежных средств - поступлений) и обеспечить более равномерный кассовый расход в течение года, что особенно актуально в конце финансового года;
исключение бумажного документооборота (при наличии) между ГРБС, РБС и получателями средств в части доведения БА и ЛБО на бумажных носителях, что приводит к снижению материальных затрат по доведению БА и ЛБО;
исключение трудозатрат по внесению показателей БА и ЛБО в программное обеспечение, используемое ГРБС, РБС и получателями средств при исполнении бюджета. Показатели БА и ЛБО подгружаются из структурированных файлов, направляемых органами Федерального казначейства (выписки).
Таким образом, органы Федерального казначейства обеспечивают бесперебойное и целевое движение бюджетных средств. Именно казначейство является «проводником» бюджетных данных, а самое главное в короткие сроки может произвести контроль передачи бюджетных средств до конечного получателя.
2. Федеральное казначейство как орган государственного контроля
2.1. Контроль кассового исполнения федерального бюджета
Важную роль для сбалансированного развития страны в целом играет грамотное аккумулирование и распределение средств федерального бюджета[15][16]. Одну из основных ролей в контроле за государственными финансами играет Федеральное казначейство[17]. Согласно законодательству Российской Федерации оно осуществляет учет поступлений в бюджет, их распределение, исполнение бюджетов, а также кассовое обслуживание и контроль за бюджетной системой Российской Федерации[18]. По итогам реализации этих функций Федеральное казначейство становится главным источником информации о деятельности всех участников бюджетного процесса, при этом оно контролирует соблюдение бюджетного законодательства[19].
В целях осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета в Федеральном казначействе по состоянию на 1 января 2019 г. открыто 34 271 лицевых счетов участников бюджетного процесса. Из них наибольшую долю занимают лицевые счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (21 578 шт.). При этом данная цифра по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 8,8%, то есть на 2 783 лицевых счета, но количество открытых счетов без заключения соглашения уменьшилось на 16,6%[20].
Федеральное казначейство наделено полномочиями распределять доходы от налогов и сборов, а также от возвратов и излишне уплаченных сумм среди бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для этого происходит их распределение среди 4,5 тыс. кодов бюджетной классификации. Согласно информации, предоставляемой Федеральным казначейством в 2018 г. поступления составили около 41 938 млрд. р. Из них объем невыясненных поступлений (включая все возвраты и уточнения), который был зачислен в федеральный бюджет, на 1 декабря 2018 г. составил 2,19 млрд. р.
За 2018 г. его наибольший объем был в июне и составлял 11,35 млрд. р., а наименьшее - в августе (-1,09 млрд. р.).
Также за 2018 г. от общего объема невыясненных поступлений, который составил 168 млрд. р., уточнено Федеральным казначейством 163 млрд. р., а возвращено обратно плательщику около 2,3 млрд. р.
Кроме того, Федеральным казначейством на протяжении 2018 г. в адрес администраторов доходов направило более 36 млн. запросов на выяснение принадлежности платежа.
В 2018 г. проводилось большое количество камеральных проверок относительно 2017 г. - 621 по отношению к 998 ед., то есть на 1,5 раза больше. Данный вид проверки позволяет сокращать нагрузку на объекты контроля и снижает расходы на контрольные мероприятия при этом не снижая его качество.
В результате в целом за 2018 г. выявлено 25 059 единиц нарушений на сумму 2 387,9 млрд. р. или 32% от общего размера проверенных средств[21]. Кроме того, по результатам проверки Федеральное казначейство направило в Министерство финансов 552 уведомлений о применении мер принуждения.
В целях увеличения контроля и повышения экономической безопасности деятельности Федерального казначейства, а также прозрачности и доступности информации по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета происходит постоянное улучшение качества работы его официального сайта. Кроме того, в дальнейшем планируется постепенный переход в ПУР «Электронный бюджет» для улучшения качества кассового обслуживания бюджета страны в части принятия на учет сведений. А дальнейшее развитие ППО АСФК будет направлено улучшение обеспечения кассового исполнения бюджетов субъектов РФ.
2.2. Роль Казначейства России в исполнении судебных актов
Исполнительное производство в соответствии с законодательством РФ представляет собой исполнение судебных актов и иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод, и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам РФ[22].