Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (ГК «Атон» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Теория жизненного цикла организации — управленческая теория, позволяющая диагностировать состояние любой организации, понять причины кризисов в ней, объяснить, почему с ней происходили те или иные процессы, и предсказать ее будущее. Теория стадий жизненного цикла организации описывает организационный рост по аналогии с биологическими циклами жизни. Как правило, выделяется несколько фаз — от зарождения до стабилизации, с дальнейшим затуханием, оканчивающимся смертью организации.

Эта теория помогает дать понимание того, что на каждой стадии жизненного цикла организация имеет дело с особыми задачами и проблемами. Для их решения должны применяться только те способы, которые соответствуют конкретному этапу развития организации[1].

Актуальность темы исследования жизненного цикла организации является относительно новым и перспективным направлением исследований в области менеджмента, которое в настоящее время активно развивается как за рубежом, так и в России. Однако к настоящему времени ученые разработали и представили более десяти моделей — как теоретических, так и эмпирических, — однако между исследователями нет единого мнения относительно механизма перехода организации с одной стадии на другую. Хотя модели жизненного цикла организации достаточно полно описаны западными и российскими экономистами.

Цель работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов. Задачи работы: рассмотреть понятие жизненного цикла организации, обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях, провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой, раскрыть этапы жизненного цикла организации и рассмотреть их на конкретном примере ГК «Атон». Объектом исследования является российские организации среднего бизнеса, в частности ГК «Атон». Предметом работы является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов развития организаций в современных условиях, динамика процессов изменений.

Несмотря на то, что одна из самых первых работ по жизненному циклу организации была опубликована американским ученым Р Дэвисом в 1951 году, до 80-х годов XX века научные работы по этой проблеме отличались скорее теоретической, чем практической постановкой вопроса Работы А Доунса, Д Катца и Р Кана, Г Лилпита и В Шмидта, Л Грейнера, И Адизеса, Р Квина и К Камерона, К Смита, Т Митчелла, С Самера, H Чарчила и В Льюиса, Б Скотта, Р Брюса были направлены на создание различных моделей жизненного цикла, описание стадий развития, их связи с организационными характеристиками.


С 80-х годов XX века в западной управленческой науке возрастает интерес к практическому применению концепции жизненного цикла в управлении организацией работы Д. Миллера и П. Фризена, С. Хэнкса, С. Ватсона, Е. Янсена и Г. Чандлера, Дж. Ферейра, 3. Сераскуэйро, П. Кирири, Я. Джипинга, А. Пудзиене, В. Кундротас, 3. Лидика, Д. Лестера, Дж. Парнела посвящены эмпирическим исследованиям жизненного цикла, выявлению количественных и качественных характеристик стадий развития организации.

Интерес российских исследователей к проблеме жизненного цикла организаций возник в середине 90-х годов XX века. Различные аспекты изучаемой проблемы рассматриваются в работах Е. H. Емельянова, Т. Железняк, И. В. Ивашковской, Г. И. Константинова, А. И. Кочетковой, Е. И. Кушелевич, О. В. Левизиной, Б. 3. Мильнера, Е. Б. Моргунова, С. Е. Поварицыной, А. И. Пригожина, И. Семенкова, В. Г. Смирновой, С. Р. Филонович, Г. В. Широковой и других. Российские ученые затрагивают такие вопросы как особенности жизненного цикла в управлении корпорацией, изменение стратегии управления, организационной структуры, мотивации, организационной культуры на разных стадиях жизненного цикла и другие. Тем не менее, существует потребность в проведении дальнейших исследований, которые позволили бы выявить специфику развития российских компаний на стадиях жизненного цикла.

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие жизненного цикла организации

Процесс развития организации давно является объектом исследований. Существует ряд теорий, описывающих данный процесс как чередование периодов роста и упадка, перемежающихся кризисами. Широко известны модели, рассматривающие эволюцию предприятия с точки зрения организационного поведения.[2]

Теория жизненных циклов позволяет проанализировать возможные сценарии развития предприятия, определить различные проблемы, которые возникают на протяжении всего периода его развития, и оценить деятельность предприятия в целом. Также жизненный цикл предприятия прогнозирует возникновение критических ситуаций, а значит, даёт возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Понятие жизненного цикла широко используется в современных исследованиях, т.е. применяется в разных областях.


Сегодня существует определённые разногласия относительно количества стадий жизненного цикла предприятия, их характеристик и названий. Существует более 10 концепций описывающих жизненный цикл предприятия (см. табл.1).

Таблица 1.

История развития подходов к жизненному циклу[3]

Автор

Название концепции

Год создания

1

А. Даун

Движущие силы роста

1967

2

Г. Липпитт и У. Шмидт

Управленческое участие

1967

3

Б. Скотт

Стратегия и структура

1971

4

Л. Грейнер

Этапы развития и кризисы роста организации

1972

5

У. Торберт

Ментальность членов организации

1974

6

Ф.Лиден

Функциональные проблемы

1975

7

Д.Кац и Р.Кан

Организационная структура

1978

8

А.И. Адизес

Теория жизненных циклов организации

1979

9

Дж. Кимберли

Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой

1979

10

Р.Куинн и К. Камерон

Интегративная модель

1983

11

Д. Миллер и П. Фризен

Траектории развития организации

1983

12

Э. М. Коротков

13

Е.В. Новосёлов

«Введение в специальность антикризисное управление»

14

Е. Емельянов и С. Поварницына

Разные авторы делают акцент на различном наборе уникальных характеристик каждой стадии их модели. Рассмотрим наиболее известные модели жизненного цикла предприятия (см. Таблицу 2):

Таблица 2.

Известные модели жизненного цикла организации

Стадии

1

Борьба за автономию - возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»

Стремительный рост - включает быстрое расширение, где подчеркивается Инновационность и креативность.

Замедление - характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.

2

Рождение - создание управленческих систем и достижение жизнеспособности

Юность - развитие устойчивости и репутации

Зрелость - достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы.

3

Неформальная фирма (“шоу одного человека”)

Формализованная бюрократия

Разнообразные промышленные конгломераты.

4

Рост через креативность

Рост через директивное руководство

Рост через делегирование

Рост через координацию

Рост через сотрудничество

5

Развитие предприятия осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.

6

Адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.

Приобретение ресурсов и развитие методов работы и процедур.

Придание особого значения постановке целей и получению прибыли.

Поддержание поведенческих паттернов и институализации структур.

7

Стадия простых систем

Устойчивая стадия предприятия;

Стадия разработки структур.

8

Выхаживание

Младенчество

Детство

Юность

Расцвет

Стабилизация

Аристократизм

Ранняя бюрократизация

Поздняя бюрократизация

Смерть

9

Стадия возникает еще до фактического создания предприятия. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии

выбор «главных схем перемещения», найм персонала

формирование идентичности.

правила становятся более жёсткими, структура – формализованной, предприятия – более консервативными и предсказуемыми

11

создание (рождение)

рост

Зрелость

упадок (спад)

12

Эксплерентная

Патиентная

Виолентная

Коммутант

Леталентная

14

«Тусовка»

«Механизация»

«Внутреннее предпринимательство»

«Управление качеством»


Рис. 1. Цикл развития предприятия (по Л. Грейнеру)[4]

Рис. 2. Модель жизненного цикла по И. Адизесу[5]

1.2. Анализ моделей развития организации

Первое, что следует отметить, проводя анализ моделей - это параметры, некоторые ориентиры, по которым этот анализ можно провести и по которым эти классификации можно сравнивать. Как видно из описания различных подходов, у их авторов не сложилось единого мнения ни о механизмах развития, ни о структуре, ни об источниках, ни о форме изменений. Результатом является эффект “Вавилонской башни”, когда различные аспекты развития рассматриваются с разных точек зрения и с разных оснований, и в результате перенести эти классификации в практику представляется сложной задачей. Это связано еще и с тем, что ни одним из авторов моделей не было проведено полноценного и долгосрочного экспериментального исследования для подтверждения валидности предложенных моделей. Выделение стадий развития было основано либо на различных типах уже существующих организаций, либо на устойчивых характеристиках организаций, преодолевших разные стадии развития.

Следующее замечание касается оснований выделения классификаций. Несмотря на то, что все эти десять моделей базируются на различных организационных феноменах (структура, индивидуальное мышление, функциональные проблемы, стили лидерства и т.д.), можно заметить, что все эти модели описывают в той или иной степени похожие жизненные циклы организации. Некоторые авторы выделяют подстадии. Д. Миллер и П.Фризен, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии выделяют пять объективных стадий развития: Рождение, Развитие, Зрелость, Расцвет, Упадок.

С практической точки зрения важно то, как распознать в реальной жизнедеятельности организации периоды прохождения той или иной стадии. Как мы отмечали выше, это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации.

Д. Миллер и П. Фризен частично ответили на этот вопрос, выделив критерии, по которым можно (по их мнению), определить на какой стадии развития находится организации (см. таблицу 3).


Таблица 3.

Критерии определения стадии развития организации[6]

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает

На темпы «взросления» организации сильное влияние оказывает острота конкуренции на рынке. “Скорость, с которой организация проходит стадии развития, тесно связана с рыночной окружающей средой. В то время как эволюционные периоды имеют тенденцию быть относительно короткими в быстрорастущих отраслях промышленности, намного более длинные эволюционные периоды длятся в зрелых или медленно растущих отраслях,” - отмечает Л.Грейнер.

Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они согласны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.

Еще два важных аспекта, которые упускаются в большинстве моделей. Мало известно о развитии организации на стадии зарождения, т.е. до того, как организация начинает свое формальное существование (этому вопросу уделяет внимание Л. Грейнер, И. Адизес, Дж. Кимберли). А между тем в мемуарах успешных менеджеров очень много свидетельств о том, как задумывались нынешние компании – лидеры бизнеса. С другой стороны, кроме И.Адизеса больше никто не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется исследователями. Мало кому хочется работать с «умирающими» организациями, а архивные исследования лишены субъективной фактологии, так интересующей исследователей и консультантов по управлению.

Еще одна особенность развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Она также нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях.