Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Порядок исчисления).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2. Особенности организации налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации
2.2. Экономическое значение налогообложения физических лиц
3.1. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц
При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. (Таблица 1)
Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
Различают также маркированные и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и др.).
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.
Физические лица - это индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ к предпринимательской.
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.
Кадастровый способ взимания налога характеризуется разделением объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль. Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.
2.2. Экономическое значение налогообложения физических лиц
Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. Налоги с ФЛ можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.
Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.
Финансовый аспект – характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.
Политический аспект – состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.
Налоги с населения имеют большое социально-экономичесое значение, т.к. через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнями доходов каждой группы населения.
Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность. В налоговой системе РФ присутствуют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физ. лицами: НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и госпошлины различного предназначения. Страны с развитой экономикой и системой налогообложения за счет налогов с физических лиц, и в первую очередь за счет подоходного налога, имеют наиболее значительные поступления в доходную часть бюджета. В ряде стран эта составляющая достигает 70%. В России за последние 10 лет доля поступлений от подоходного налога не превышала 13% всех налоговых поступлений в бюджет. Ни для кого не секрет, что российские граждане не очень охотно уплачивают подоходный налог, и львиная доля его собирается налоговыми агентами — предприятиями, на которых работают на постоянной основе наши граждане. Для того чтобы расширить круг плательщиков налога на доходы физических лиц, НК РФ упразднил прогрессивный характер основных ставок подоходного налога и ввел основную ставку в размере 13% от основных доходов, получаемых гражданами.
Значимость налога лиц в налоговой политике определяется не только удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части. Это связано с тем, что плательщиками налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого человека.
Основная функция подоходного налога - фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Фискальная функция характерна изначально для всех государств. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение подоходного налога формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления возложенной на него обществом функций. При помощи фискальной функции налога на доходы физических лиц происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры-библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. В рамках фискальной функции подоходного налога реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от физических лиц к государству. Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает.
Налог на имущество физических лиц является вторым по значению налогом с населения и играет весьма важную роль в налоговой системе. Данный налог не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан. Следует отметить, что налог на имущество в определенной степени взаимосвязан с налогом на доходы физических лиц, так как граждане, приобретая имущество, в ряде случаев получают право на налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, однако у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Еще одним налогом в системе как подоходного, так и имущественного налога является налог на имущество, переходящее в порядке дарения, так как получение наследства или дара признается в качестве дополнительного дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем выше размер взимаемого налога.
Также не менее важными являются такие налоги как транспортный и земельный. Рассматриваемый налог с владельцев транспортных средств представляет особый интерес, поскольку доходы от его взимания обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, в состав налогов взимаемых с физических лиц входят: налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, земельный налог и транспортный налог. Их сущность состоит в том, что:
- НДФЛ воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета;
- налог на имущество не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан;
- земельный налог формирует доход местного бюджета,
- доходы от взимания транспортного налога обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне.
Кроме того ИП, адвокаты, члены крестьянских (фермерских) хозяйств могут выступать плательщиками: НДС, акцизов, ЕСН, сбора за пользование объектами животного мира, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на игорный бизнес и ряда других налогов.
Поэтому условно налоги с физических лиц можно разделить на 4 группы:
1. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при получении дохода. Эти налоги, как правило, взимаются у источника получения дохода при выплате зарплаты, дивидендов и других выплат (НДФЛ).
2. Налоги, уплачиваемые физическими лицами при использовании дохода. (НДС, акцизы)
3. Налоги, уплачиваемые физическими лицами с возникновением, приростом и движением имущества.
4. Налоги, уплаченные при использовании природных ресурсов. Они предназначены для регулирования взаимоотношений государства и физических лиц по поводу использования конкретного природного фактора.
Каждый из налогов в данных группах имеет свои особенности и свое значение. Особое место отводится НДФЛ, т.к. он является самым значимым и стоит в центре всей налоговой системы.
В налогообложении доходов физических лиц в настоящее время прослеживается процесс легализации доходов. Лица, не уплатившее ранее подоходный налог, уплачивают его по ставке 13%, причем штрафных и уголовных санкций к ним при декларировании скрытых доходов, полученных ранее, не применяется.
3. Порядок исчисления налогов с физических лиц и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
3.1. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц
Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации, в которой отмечено, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица – резиденты и не резиденты Российской Федерации.
Чтобы определить размер своего налогового обязательства налогоплательщик должен знать налоговую базу и ставку налога, по которой облагается доход.
По общему правилу, в налоговую базу налогоплательщика включаются все налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%.