Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Порядок исчисления).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2. Особенности организации налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации
2.2. Экономическое значение налогообложения физических лиц
3.1. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц
В общем случае налоговая база по тому или иному объекту недвижимости равна его кадастровой стоимости за исключением тех случаев, когда налог платится:
- за квартиру — в этом случае кадастровая база по нему уменьшается на кадастровую цену 20 кв. м в ней;
- комнату — в этом случае база по нему уменьшается на кадастровую цену 10 кв. м в ней;
- жилой дом — в этом случае база по нему уменьшается на кадастровую цену 50 кв. м в нем;
- единый комплекс объектов недвижимости, среди которых хотя бы одно жилое помещение или дом, — в этом случае база по нему уменьшается на 1 000 000 руб.
Муниципальными НПА размеры указанных вычетов, уменьшающих базу по рассматриваемому налогу, могут быть увеличены. Если применение вычета приводит к образованию отрицательной величины, налоговая база будет равна 0 .
База на основе инвентаризационной цены равна соответствующей цене, умноженной на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый законодательно.
Налоговый период по рассматриваемому налогу — год. Налог на недвижимость физических лиц должен уплачиваться до 1 декабря того года, что следует за налоговым. Уплачивается налог по факту получения от ФНС налогового уведомления. Перечислить платеж нужно в УФК по реквизитам подразделения ФНС, отвечающего за налоговый контроль территории, на которой расположен объект недвижимости.
Для исчисления налога на основе кадастровой и инвентаризационной стоимости применяются разные ставки. В обоих случаях они могут устанавливаться региональными властями — но в пределах, отраженных в НК РФ.
По кадастровой базе ставки могут быть установлены в величине не более:
- 0,1%, если объект налогообложения — дом, жилое помещение, незавершенная постройка, единый комплекс, в котором есть хотя бы одно жилое помещение или дом, гараж, парковочное место, строение на даче площадью до 50 кв. м;
- 2%, если объект налогообложения определен в соответствии с условиями пп. 7, 10 ст. 378.2 НК РФ либо имеет кадастровую стоимость более 300 000 000 руб.;
- 0,5% — для любых других объектов.
Ставки по кадастровой базе принимаются в регионе в указанной в НК РФ величине, если законом региона не установлены иные ставки. Причем у региона есть право уменьшать (вплоть до нуля) или увеличивать (но не более чем в 3 раза) ставку для объектов, которые согласно НК РФ облагаются по ставке 0,1%.
По инвентаризационной базе ставки могут быть установлены в размере не более :
- 0,1%, если инвентаризационная стоимость объекта с учетом коэффициента-дефлятора не превышает 300 000 руб.;
- 0,1–0,3%, если инвентаризационная стоимость объекта с учетом коэффициента-дефлятора составляет 300 000–500 000 руб.;
- 0,3–2%, если инвентаризационная стоимость объекта с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 000 руб.
Если ставки по инвентаризационной базе не определены законом региона, то их величина будет составлять:
- 0,1%, если инвентаризационная стоимость объекта не превышает 500 000 руб.;
- 0,3%, если инвентаризационная стоимость более 500 000 руб.
Региональные власти вправе дифференцировать ставки для обеих баз по объектам одной и той же категории, но отличающихся: кадастровой (инвентаризационной) стоимостью, видом объекта, местом расположения, спецификой территориальной зоны, на которой они размещены.
Для того чтобы рассчитать налог за 2015 г., а также за период с 2016 по 2019 г. в регионе, где приняты законы об исчислении налога на основе кадастровой цены (таких субъектов РФ — большинство), нужно знать:
- кадастровую и инвентаризационную цену объекта недвижимости;
- ставки — кадастровую и инвентаризационную;
- величину дефлятора;
- площадь объекта;
- величины понижающих коэффициентов;
- применимы ли в отношении исчисления налога льготы.
При исчислении налога с 2019 г., если он окажется для региона 5-м годом начала применения расчета от кадастровой стоимости, не нужно будет учитывать в формуле его расчета: инвентаризационную стоимость, а также ставку, которая установлена для нее, дефлятор, понижающий коэффициент.
Налог на имущество физических лиц исчисляется с применением особой формулы, установленной НК РФ. Для полного года владения имуществом на протяжении 2015–2019 годов она выглядит так:
Н = (Н1 - Н2) × К + Н2, где:
Н — исчисленный налог на имущество.
Н1 — налог по кадастровой базе.
Н2 — налог по инвентаризационной базе, рассчитанный за год, предшествующий началу введения в регионе расчета налога от кадастровой стоимости. Для 2014 года он определяется по правилам закона, прекратившего свое действие с 2015 года, а для более поздних периодов начала введения в регионе расчета налога от кадастровой стоимости — по правилам закона региона, действовавшего в году, предваряющем начало расчета налога от кадастровой стоимости.
К — понижающий коэффициент, величина которого растет последовательно в течение первых 4 лет введения в регионе расчета налога от кадастровой стоимости, составляя соответственно 0,2; 0,4; 0,6 и 0,8.
Т. е. с 5-го налогового периода (если расчет от кадастровой стоимости начали делать с 2015 года, то им окажется 2019 год) налог будет начисляться от кадастровой стоимости в полном объеме. Поскольку с 2020 года иной расчет налога, кроме как от кадастровой стоимости, будет прекращен, в регионах, начавших его делать позже 2016 года, смогут использовать право на применение понижающих коэффициентов не в полной мере.
Рассмотреть, как применяется данная формула, мы можем, изучив практический пример расчета величины налога.
Предположим, что нужно рассчитать налог за 2015 год:
- мы начали платить налог на недвижимость с 2015 года и вправе применить понижающий коэффициент 0,2;
- у нас нет налоговых льгот (их специфику мы изучим чуть позже);
- у нас имеется квартира площадью 70 кв. м;
- кадастровая цена квартиры — 2 000 000 руб., инвентаризационная — 300 000 руб.;
- мы живем в Казани, где действует ставка 0,2% на кадастровую базу и 0,1% — для инвентаризационной при стоимости менее 500 000 руб. с учетом дефлятора;
- коэффициент-дефлятор, установленный для последнего года применения расчета от инвентаризационной стоимости (2014), равен 1,216.
Результат вычислений определяется в целых рублях.
Первым делом считаем показатель Н1. Для этого:
1. Вычисляем размер кадастровой налоговой базы:
- делим 2 000 000 (стоимость недвижимости) на 70 (площадь квартиры), получается 28 571 руб.;
- вычитаем из 70 кв. м «квартирный» вычет в размере 20 кв. м, получается 50 кв. м;
- умножаем первый результат на второй, получается 1 428 550 руб.
2. Определяем показатель Н1, умножив величину кадастровой базы на ставку 0,2%. Получается 2 857 руб.
Далее считаем показатель Н2. Для этого применяем ставку 0,1% к инвентаризационной базе, рассчитанной с учетом коэффициента-дефлятора за 2014 год:
Н2 = 300 000 × 1,216 × 0,1% = 365 руб.
Далее действуем по формуле:
1. Вычитаем из кадастрового налога Н1 инвентаризационный Н2, получается 2 492 руб.
2. Умножаем получившийся результат на понижающий коэффициент, установленный для первого года применения рассматриваемого расчета, и получаем 498 руб.
3. Добавляем к нему инвентаризационный налог Н2, получается 863 руб.
Таким образом, налог на недвижимость к уплате за 2015 г. составит 863 руб.
Выше мы отметили, что при исчислении налога на недвижимость физических лиц могут браться в расчет льготы. Изучим данный аспект подробнее.
В общем случае плательщиками данного налога являются все физические лица, имеющие в собственности объекты, рассмотренные нами в начале статьи. Но некоторые категории граждан имеют льготы по налогу на имущество.
Если гражданин имеет соответствующий статус, то он освобождается от уплаты налога на имущество — но только по одному объекту налогообложения каждого вида (например, 1 квартира, 1 дом, 1 гараж). Если однотипных объектов несколько, человек сам выбирает, какой из них не будет облагаться налогом. По умолчанию ИФНС, рассчитывая налог, выбирает для льготирования наиболее дорогой объект из нескольких.
Пути совершенствования налогообложения физических лиц
Последние два десятилетия обозначились различным спектром рыночных реформ, это повлекло за собой изменения в налоговом законодательстве. Налоги за прошедшие периоды то увеличивались, то уменьшались, вводились различные льготы, затем следовала их отмена. Налоговое законодательство терпело различные изменения, государство получало налоги не полностью. По мере изменения экономической ситуации в стране налоговая система с ее формами налогообложения подвергается модификации.
Налоги являются источником формирования доходов бюджета, которые влияют на перераспределение ВВП в стране и принимают участие в решениях основных социальных проблем: безработицы, уменьшения рождаемости, большого количества людей, доходы которых не превышают прожиточный минимум.
Исходя из вышесказанного, можно определить, что проблемы совершенствования налогообложения в России являются доминирующими в сложившейся ситуации.
Проанализировав существующую систему налогообложения физических лиц в Российской Федерации, которая представлена такими налогами как НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный, транспортный налог, обозначилась необходимость ее реформирования.
Главными недостатками существующих имущественного и земельного налогов являются отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, проблемы в их администрировании.
Помимо этого, присвоение налогу на имущество статуса регионального налога, противоречит условиям формирования введения налога на недвижимость и является преградой для налогообложения недвижимости как единого составляющего. Налог на недвижимость определенно должен носить статус местного налога, ведь именно за счет данного налога финансируются все издержки, связанные с оплатой услуг недвижимости. Несмотря на ежегодно проводимые работы и постоянное увеличение сумм налогов, поступающих в бюджеты, удельный вес налога на имущество в итоге доходов местных бюджетов остается незначительным. Это выявлено основными проблемами: инвентаризационная стоимость отсутствует у значительно числа объектов недвижимости, и эта стоимость очень сильно разнится с рыночной стоимостью.
Чтобы решить проблемы налогообложения физических лиц в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков:
- для упрощения процедуры взимания налогов на недвижимость стоит рассмотреть вопрос едином налоге, объединяющий налог на имущество и земельный налог. Для выполнения этих мер необходимо создать государственный кадастр по учету недвижимости, определить порядок формирования налоговой базы, которая должная исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
- для улучшения имущественного налогообложения можно принять следующие меры: переоценить жилье, чтобы оценочная стоимость принадлежащих физическим лицам зданий соответствовала рыночной стоимости; привлекать объекты налогообложения, которые на данный момент не имеют никакой стоимости, помимо этого выявить и поставить на учет с обязательной оценкой строений, которые только воздвигаются; повысить ставки налога.
- для выполнения поставленных задач необходимо разработать автоматизированную систему управления налогом на недвижимость и продумать ее использование в городской системе информации. Все подходы необходимо научно обосновать и применять их в соответствии со ставками земельного налога. Для увеличения общественного богатства необходимо сделать землю очень дорогой, особенно для зарубежных инвесторов, стоимость должна напрямую зависеть от сроков аренды.
Подводя итог можно сказать следующее. В настоящее время налоговая политика Российской федерации нацелена на фискальную функцию, так как стране необходимы значительные объемы денежных средств для осуществления ряда реформ и сохранения стабильности в социальной сфере. Но налоговая политика страны будет считаться эффективной тогда, когда налогообложение приобретет стимулирующий характер и будет способствовать экономическому развитию государства в целом.
Заключение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают индивидуальную причастность налогоплательщика к процессам государственного или местного уровня. Налоги позволяют гражданину ощущать себя активно действующим членом общества. Проведенный в курсовой работе анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налогов с физических лиц показывает, что они, как и вся налоговая система России, находятся в постоянном развитии. Налогообложение - это система распределения доходов между налогоплательщиками и государством, налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона для удовлетворения общественных потребностей.