Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Организация деятельности Администрации Красноярского края ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Участие в формировании и реализации жилищной и коммунальной политики государства.

Кроме контроля общественной палаты, законодательством предусматриваются формы участия населения в решении местных вопросов, такие как публичные слушания, местный референдум, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица, конференция граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и иные.[20]

Таким образом, на сегодняшний день предусмотрен широкий круг форм и методов общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

1.3 Внутренний контроль в органах местного самоуправления

Внутренний контроль в органах местного самоуправления – это разновидность контроля, осуществляемого на муниципальном уровне. Контрольными полномочиями могут обладать органы местного самоуправления, их структурные подразделения, должностные лица.

Контрольные полномочия органов местного самоуправления должны быть предусмотрены в уставе муниципального образования. Принято считать, что представительный орган играет роль главного контролера, имея контрольные функции, может руководить местной администрацией и осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений и должностных лиц. В том случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа, он имеет также ряд контрольных полномочий организационного содержания по отношению к депутатам и представительному органу в целом. Администрация (в лице должностных лиц – руководителей структурных подразделений) в свою очередь осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих структурных подразделений органов местного самоуправления, а также за деятельностью муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Полномочия органов местного самоуправления определяются в соответствии с законодательством в уставах муниципальных образований и других муниципальных правовых актах, полномочия структурных подразделений органов местного самоуправления и органов местной администрации и их должностных лиц – в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. При осуществлении муниципального контроля органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (предписания, постановления, представления), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.


Можно выделить следующие основные виды внутреннего контроля за деятельностью органов местного самоуправления:

Контроль представительного органа.

Депутатский запрос и депутатское расследование.

Муниципальный финансовый контроль.

Контроль за исполнением нормативных актов.

Иные виды муниципального контроля.

Контроль представительного органа за деятельностью исполнительного органа является довольно распространенным. К наиболее типичным формам такого контроля можно отнести:

– запросы депутатов в адрес исполнительных органов;

– отчеты исполнительных органов перед представительными;

– доклады руководителей отраслевых и функциональных органов местной администрации перед комиссиями и комитетами представительного органа.

Представительные органы самостоятельно и через создаваемые ими контрольно-счетные органы осуществляют контроль за:

– исполнением принятых правовых актов;

– исполнением местного бюджета, соблюдением бюджетного процесса, порядка использования кредитных ресурсов и ассигнований, средств целевых бюджетных фондов;

– выполнением муниципальных программ и планов социально-экономического развития;

– порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Для осуществления контрольных полномочий по отдельным вопросам Дума может создавать специальные (временные) комиссии.

Довольно действенными формами контроля, осуществляемого депутатами представительных органов муниципальных образований, являются обращения депутатов и депутатские запросы.[21]

Депутатское обращение – это постановка вопроса для рассмотрения его органами местного самоуправления и органами государственной власти, их должностными лицами, руководителями общественных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в период между заседаниями Представительного органа в пределах их компетенции и по предметам ведения муниципального образования. Депутат или группа депутатов могут обратиться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности. Адресат, к которому обратился депутат, обязан дать ответ на его обращение, предоставить запрашиваемые документы или сведения безотлагательно. В случае если адресату для ответа на вопрос требуется дополнительная проверка или изучение, ответ депутату сообщается в письменной форме не позднее чем в месячный срок со дня получения обращения.


Депутатский запрос – это включенное в повестку дня заседания Представительного органа требование к органам местного самоуправления и органам государственной власти, их должностным лицам, руководителям общественных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, дать разъяснение или изложить позицию по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования. Инициатором запроса может быть депутат, группа депутатов, постоянная комиссия, депутатская группа, несколько комиссий.

Запрос является крайним средством депутатского воздействия на органы местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей общественных организаций, предприятий и учреждений. Ему должны предшествовать все возможные иные меры разрешения возникшей проблемы, в том числе и депутатские обращения.[22]

В отдельных муниципальных образованиях принимаются положения о депутатских расследованиях – еще одной форме контроля, осуществляемого депутатами представительного органа муниципального образования. Депутатское расследование – комплекс мероприятий, проводимых с целью установления и проверки фактов нарушений должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальными предприятия ми, организациями, учреждениями Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, устава муниципального образования, муниципальных правовых актов в выявлении обстоятельств, которые привели к ухудшению социально-экономического положения в муниципальном образовании, а также действий (бездействий) муниципальных предприятий, организаций, учреждений, приводящих к ухудшению положения граждан.

Согласно положениям о муниципальном финансовом контроле в муниципальных образованиях Российской Федерации целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Основными задачами муниципального финансового контроля являются:

– контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета муниципального образования по доходам и расходам, достоверностью финансовой отчетности;


– контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;

– контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, за приватизацией муниципального имущества;

– контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии города, а также иных форм муниципальной поддержки;

– контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

– контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;

– контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета города, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;

– контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.

Объектами муниципального финансового контроля являются: главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета муниципального образования; муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в муниципальном образовании; коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются: проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и другие.

Контроль за исполнением нормативных актов. Целью контроля исполнения правовых актов главы города является обеспечение эффективной управленческой деятельности главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования в решении вопросов местного значения.[23]


Основные задачи контроля исполнения правовых актов главы муниципального образования в администрации муниципального образования:

– содействие исполнению действующих программ и планов реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

– получение информации о ходе и качестве реализации принятых правовых актов, ее оперативное использование для принятия правильных управленческих решений;

– осуществление сравнительного анализа достигнутых результатов развития муниципального образования с запланированными.

В муниципальных образованиях могут также создаваться специализированные органы местного самоуправления, органы местной администрации или структурные подразделения органов, осуществляющих муниципальный контроль (инспекции, надзоры и прочие). Контрольные полномочия могут осуществляться органами и должностными лицами местного самоуправления также наряду с другими функциями (регулятивными, разрешительными, руководящими, организационными и так далее).

Полномочия органов местного самоуправления определяются в соответствии с законодательством в уставах муниципальных образований и других муниципальных правовых актах, полномочия структурных подразделений органов местного самоуправления и органов местной администрации и их должностных лиц – в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. При осуществлении муниципального контроля органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (предписания, постановления, представления), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Например, регламент Администрации г. Красноярска определяет, что контроль выполнения планов работы администрации города осуществляет управление организационной и контрольной работы. Отчет о выполнении текущего квартального плана представляется в Управление организационной и контрольной работы до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Контроль исполнения поручений, данных на совещаниях у главы города, заместителей главы города, осуществляют соответствующие референтуры или уполномоченные руководители структурных подразделений аппарата, органов администрации города.

Контролю исполнения в администрации города подлежат:

– документы органов и должностных лиц государственной власти;

– решения городской думы, постановления и распоряжения главы города, поручения главы города, его заместителей;