Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1. Понятие и значение эффективности менеджмента организации
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.3. Социальная ответственность и организационная культура
1.4. Влияние культуры на организационную эффективность
1.5. Методы повышения эффективности менеджмента в организации
Глава 2. Характеристика стоматологической клиники ООО «Аликсма+» и анализ управления ее развитием
2.1. Общая характеристика клиники ООО «Аликсма+»
2.2. Управление качеством медицинской помощи,менеджмент медицинского персонала
2.4. Рекомендации по управлению развитием эффективности менеджмента стоматологической клиники
2.3. Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности клиники и управления ее развитием
Для того, чтобы рассмотреть вопрос развития клиники, необходимо проанализировать динамику ее финансово-экономических показателей деятельности.
Таблица 1.
Средние общие показатели деятельности клиники «Аликсма+»
Показатели |
в ср. за мес. |
Выручка |
1 000 000 |
Расходы |
420 000 |
В том числе: |
Собственность |
- на закупку расходных материалов |
50 000 |
- на зарплату персоналу |
300 000 |
- на рекламу |
40 000 |
- на хоз. нужды |
10 000 |
- на налоги (упрощенная система налогообложения) |
20 000 |
Прибыль |
580 000 |
Проанализировав данную таблицу можно сделать следующий вывод: прибыль от реализации есть и будет, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство; чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль о реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль года, так как предприятие использует механизм льготного налогообложения.
В рамках анализа объемных показателей большой интерес представляет заработная плата и ее динамика за последние несколько лет.
Затраты на оплату труда на ООО «Алискма+» растут с каждым годом, что прежде всего связано с ежегодным увеличением выручки предприятия и рентабельности её деятельности.
Помимо этого, по мере развития клиники, растет и штат ее сотрудников и объем (широта) оказываемых услуг
Оценка развития клиники «Аликсма+» проводилась на основе изучения динамики таких показателей как:
- объем выручки;
- общее число сотрудников;
- количество основных производственных сотрудников;
- количество сотрудников управленческого аппарата;
- количество направлений деятельности;
- количество оказываемых услуг;
- процент новых сотрудников;
Оценивая динамику выручки предприятия видно, что в целом заметно постепенное, а где-то даже резкое ее увеличение.
Также, можно отметить следующую особенность изменений- медленный темп прироста выручки в начальном периоде существования клиники и в последние рассматриваемые годы, начиная с 2010г. В преддверии кризиса потребители резко сократили свои расходы на стоматологические нужды, при этом заметен резкий скачок увеличения выручки по результатам 2018г., что нельзя отметить как положительный, так как он вызван политикой клиники в области резкого снижения затрат клиники и поиска резервов снижения себестоимости услуг за счет снижения их качества. Также, руководство в 2019 году отказалось от дорогостоящих статей затрат, таких как реклама, продвижение и паблик релейшинс, что тоже нельзя отметить положительно. Все действия руководства из-за кризиса- импульсивны, некорректны и необдуманны, вызваны настроением общих масс и бизнеса из-за мирового кризиса. Они не приведут ни к чему хорошему и в последующем году эти действия окажут отрицательное влияние на динамику показателя выручки, что, по результатам первых месяцев этого года, уже заметно.
Стабильность в управлении с 2019года, вызванная неизменностью управленческого аппарата клиники, есть отрицательный момент в ее деятельности, так как по мере ее развития, после кризиса, важно было направить все усилия именно на управление, на новые возможности, внедрение маркетинговой поддержки и т.п. Особенно управление важно в кризисном состоянии, когда его роль особенно важна для стабилизации положения и принятия важных решений. Так, известен тот факт, что в 2008 году, на фоне кризиса, ОАО «Газпром» в Москве увеличил свой управленческий аппарат на 10%, поэтому правильным решением было бы привлечение специалистов в деятельность клиники в структуру управления ею для грамотной маркетинговой поддержки, стратегического развития и прогнозирования деятельности на ближайшие 4 года, на протяжении которых, по данным специалистов, будет наблюдаться кризис.
Количество направлений деятельности клиники, равно как и количество оказываемых услуг, весьма важно для потребителей, так как, в отличии от магазинов, потребители которых могут себе позволить посетить неограниченное количество, потребители стоматологических услуг будут выбирать клинику с полным комплексом тех услуг, которые им нужно, так как это удобно, в том числе и психологически, и выгодно с экономической точки зрения.
Изменения в штате на фоне появления новых сотрудников клиники важно рассматривать в сочетании с изменениями общего числа сотрудников, так как резкое увеличение или, наоборот, нулевое изменение вновь прибывших сотрудников может расцениваться по разному. С одной стороны, положителен тот факт, что на предприятии довольно высокий процент постоянного штата с момента первых лет ее открытия, то есть наблюдается невысокая текучесть кадров, что важно, так как постоянные потребители, как правило, предпочитают ходить к одному и тому же врачу. С другой стороны, появление новых технологий, оборудования, оказываемых услуг и открытия в области стоматологии –все это вызывает необходимость расширять штат новыми сотрудниками, новыми должностями, или же тратить серьезные средства на обучение и повышение квалификации персонала.
В клинике ООО «Аликсма+» за последние три года наблюдается нулевое изменение штата за счет новых сотрудников, что нельзя отметить положительно на фоне общего снижения сотрудников клиники за рассматриваемый период.
В результате всего вышесказанного, далее в работе представлены рекомендации по управлению развитием эффективности клиники ООО «Аликсма+», которые как раз учитывают жизненный цикл существования, развития и конкретной стадии, на которой находится фирма, но также и внешние факторы.
2.4. Рекомендации по управлению развитием эффективности менеджмента стоматологической клиники
Проведенных ранее в работе анализ развития стоматологического бизнеса в целом, а также на примере ООО «Аликсма+», позволяет сформулировать рекомендации по управлению развитием в сложившихся условиях. Они помогут не только выжить в условиях мирового кризиса, но и успешно функционировать в ситуации падения спроса на стоматологические услуги, эффективно вести конкурентную борьбу и к окончанию кризиса» вырастить» сильную, крепкую фирму с надежным управленческим аппаратом, большим числом постоянных клиентов и высокой репутацией на рынке.
Как представляется, дальнейшее развитие стоматологической клиники в условиях насыщения рынка должно быть связано с перспективой привлечения к управлению профессиональных менеджеров, постепенному разделению функций владения и управления собственностью. Это хорошо известный и важный этап развития любых частных коммерческих организаций, подробно описанный в теории жизненных циклов и обозначенный И. Адизесом как этап «Юности».
Также, в своем развитии важно опираться на исследования рынка и его перспективы. Так, единственным сегментом, имеющим колоссальный резерв развития, является страхование физических лиц. Однако на сегодняшний день этот вид страхования развит крайне слабо. Скорость развития данного вида страхования будет зависеть от того, как быстро страховые компании и клиники найдут компромисс в вопросе сокращения расходов на лечение и, самое главное, повышения их прогнозируемости. Результатом этого процесса должно стать создание страхового продукта для массового сбыта среди физических лиц.
Рассмотрев спрос и предложение на существующем рынке, мы должны понять, как он будет изменяться в среднесрочной перспективе. Мы считаем, что в ближайшие два-три года на рынке должны произойти следующие изменения. Во-первых, кредитные ресурсы станут более доступными для частных предпринимателей, что позволит наиболее квалифицированным врачам-стоматологам решиться на создание своей практики. Во-вторых, начнется процесс приватизации части крупных ведомственных поликлиник, что приведет к обострению конкуренции. Суммируя все вышеизложенное, мы можем сделать несколько основных выводов:
1. В ближайшее время за счет высококвалифицированных врачей будет сформирован новый сегмент рынка - частная практика. Мировая практика подтвердила, что в стоматологии это наиболее распространенная и эффективная бизнес единица.
2. В среднесрочной перспективе произойдет увеличение спроса на стоматологические услуги за счет активизации работы страховых компаний с физическими лицами.
Также важно отметить, что успех развития и управления им зависит от широты ассортимента, который должен учитывать ситуацию на рынке и анализ спроса потенциальных потребителей. В результате этого, отметим, что в сложившихся рыночных условиях в лечебном процессе огромную роль играют 8 основных типов услуг, которые желательно все вместить под крышей клиники:
- прием и консультации; функциональная диагностика;
- терапевтическая стоматология (лечение кариеса, пульпита, периодонтита, заболеваний СОПР),
- терапевтическая пародонтология и консервативное лечение пародонтита и пародонтоза при хроническом течении;
- хирургическая стоматология (удаление зубов, лечение гнойно-воспалительных заболеваний полости рта, хирургические методы лечения заболеваний тканей пародонта, иссечение доброкачественных новообразований и т.д.); физиотерапия; анестезия;
- отбеливание зубов, снятие зубного камня, налета курильщика и пр.
- ортопедическое лечение дефектов зубного ряда, подготовка к протезированию, имплантология, подготовка пациента к имплантации;
- ортодонтия (лечение зубочелюстных аномалий), лечение врожденных дефектов челюстно-лицевой области, в том числе дефектов, приобретенных вследствие травм или ранних заболеваний;
- детская стоматология.
К сожалению сегодня лишь половины этих услуг рассматриваемая клиника оказывает своим клиентам, в то время как тенденции развития рынка и маркетинговые опросы пациентов говорят о том, что хорошая клиника, это именно полный спектр услуг, и хороший клиентский сервис.
Ни одно развитие не может происходить без грамотной маркетинговой поддержки, особенно рекламы и паблик релейшинс, однако в условиях кризиса лишние затраты не всегда могут быть экономически обоснованы, поэтому в сложившейся ситуации представляется логичным уделить внимание на те виды рекламы, которые менее затратны, при этом важно не забывать и об их эффективности. Так, идеальным вариантом является Интернет и его возможности, при том как данный вид рекламы по праву считается весьма эффективным и не очень дорогим.
Интернет стал одним из мощнейших инструментов, с помощью которого стоматологические клиники нового поколения приобретают своих клиентов. Реклама в глобальной сети стала неизменным спутником успеха, а целевая аудитория сети – образованные люди со средними и выше среднего доходами – самая что ни на есть благодарная публика.
В результате, проведенный анализ позволяет выделить наиболее интересные Интернет- площадки для размещения рекламы клиники для поддержания ее конкурентоспособности, выживания в условиях кризиса и развития (таблица 2).
Таблица 2.
Интернет ресурсы по направлению «Медицина»
№ |
Адрес |
название |
Посещаемость в месяц |
1 |
http://www.medicus.ru/ |
Посольство Медицины |
300 000 |
2 |
medprom.ru |
Медицинская промышленность |
115 000 |
3 |
http://www.rosmed.ru/ |
Российская медицина |
100 000 |
4 |
http://www.grandex.ru/ |
Грандекс |
100 000 |
5 |
medafarm.ru |
Медицина и фармацевтика |
50 000 |
6 |
http://www.medikal.ru/ |
Медицина Онлайн |
35 000 |
7 |
http://www.glavmed.ru/ |
Глав Врач |
30 000 |
8 |
http://www.medgazeta.info/ |
Медгазета |
15 000 |
9 |
http://www.medsport.ru/ |
Медспорт |
15 000 |
10 |
http://www.medcom.ru/ |
Коммерческая медицина |
8 000 |
11 |
http://www.medical-term.ru/ |
Медицинские новости |
8 000 |
12 |
medvesti.ru |
Вести Медицины |
5 000 |
13 |
http://www.med2.ru/ |
Твоя Медицина |
4 000 |
14 |
Рассылка |
От сайта Посольство Медицины |
Более 15 000 |
Итого аудитория в месяц: |
Более 800 000 |
Опираясь на результаты исследования В.В. Карасевой [45], при решении проблемы управления развитием клиники, важно обратить внимание на факторы, которые автор выделяет как наиболее значимые для потребителя при выборе места обращения за стоматологическими услугами.
1. Известное имя, мастерство и опыт врачей, высокое качество услуг.
2. Гибкое ценообразование.
3. Индивидуальный контакт с пациентом. В современных условиях возрастает потребность в соблюдении норм и правил этики и деонтологии, повышении уровня культуры врачебного приема. Субъективные взаимоотношения сотрудников, психологический климат в коллективе, умение врача установить контакт с пациентом - немаловажные составляющие общего успеха любой клиники.