Файл: Проблемы адаптации персонала и молодых специалистов в организации (Социальная психология).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы адаптации персонала
1.1 Понятие и характеристика процессов адаптации в организации
1.2 Адаптация в организации. Основные типы, виды, методы
2. Анализ практики адаптации работников в организации на примере ПАО «МТС»
2.1 Характеристика системы управления персоналом
2.3 Направления совершенствования адаптационных процессов на предприятии
Под пунктом «другое» были выделены следующие моменты: сложные условия труда, непривычная деятельность, нежелание сотрудничать с коллегами и личная неприязнь руководителя.
Из таблицы 3.11 видно, что большой удельный вес имеет такой пункт, как невнимание со стороны руководителя, что означает только формальное общение и никакой моральной поддержки сотрудника, в период адаптации.
При ответе на вопрос «Кто оказал Вам наиболее ощутимую поддержку в процессе адаптации?» 85% опрошенных отметили коллег по цеху, по подразделению, 15% - начальника цеха/руководителя подразделения. Это еще раз показывает, что в период адаптации новый сотрудник получает наименьшую поддержку со стороны руководства, хотя она должна преобладать.
Используя данные анкетирования и выделив наиболее значимые вопросы, нами был проведен корреляционный анализ, показывающий взаимосвязь и влияние одних факторов на другие
Расшифровка обозначений к корреляционному анализу представлена в таблице 3
Таблица 3 Расшифровка обозначений к корреляционному анализу
Обозначение |
Расшифровка обозначения |
1 |
Удовлетворенность адаптацией |
2 |
Наличие конфликтов с руководителем |
3 |
Наличие конфликтов с коллегами |
4 |
Хотели бы перейти на другую работу |
5 |
Освоение нового места работы |
6 |
Наличие наставника |
7 |
Помощь и поддержка коллег |
8 |
Помощь и поддержка руководителя |
9 |
Отношения с непосредственным руководителем |
10 |
Отношения с коллегами |
Мы видим, что взаимосвязь между факторами обнаружена практически везде, но выделим наиболее значимые из них.
Анализ показал, что на удовлетворенность адаптацией оказывают влияние много факторов, основные из которых – это освоение новым рабочим местом работы и помощь и поддержка коллег.
А так же выявлена взаимосвязь освоения нового рабочего места и наличием конфликтов с руководителем. Это снова подтверждает отсутствие моральной поддержки в период адаптации сотрудника со стороны руководителя. Ведь именно руководитель непосредственно играет главную роль в формировании у сотрудника позитивного отношения к себе.
Между наличием помощи и поддержки руководителя и наличием конфликтов с коллегами прямая связь. Приходящий сотрудник сильно погружается в поддержку и помощь, проявляемую от руководителя, что не проводит значительное время с коллегами для налаживания взаимоотношений.
Главной взаимосвязью является желание уйти на другую работу и наличие конфликтов с коллегами. Так как проблема появляется либо вследствие неэффективной адаптации, либо наличия у данного сотрудника личностных особенностей во взаимоотношениях в коллективе.
От поддержки и помощи коллег глобально зависит освоение нового места работы сотрудником. Поддержка в самые первые дни работы формирует позитивные взаимоотношения и сокращает период адаптации до минимального срока.
Наличие взаимосвязи между такими факторами, как наличие конфликтов с коллегами и наличием конфликтов с руководителем есть и говорит это о том, что сотрудник является конфликтной личностью и не сможет адаптироваться в данном коллективе.
Конфликты с коллегами всячески препятствуют нормальному течению освоения на рабочем месте. Так как это тормозит адаптационный период и снижает результативность работы из-за плохого настроя.
А так же, нами был проведен опрос с целью изучения проблем системы адаптации.
2.3 Направления совершенствования адаптационных процессов на предприятии
Так как ПАО «МТС» является предприятием связи, где опыт накапливается годами и где уход одного человека способен образовать пробел в эффективности работы. В организации есть «постаревшие» коллективы, в которых сотрудники, имеющие стратегически важные знания и опыт, подошли к критическому возрасту и им необходимо готовить смену. Из за растущей структуры на одного мастера приходится примерно 5-10 новых специалистов и он физически не успеет передать опыт каждому в отдельности, а на курсах по обучению на рабочие профессии не всегда способны обучить нового сотрудника специфическим моментам, связанным с работой конкретного цеха/отдела. Во всех этих случаях необходимы наставники – это высококвалифицированные сотрудники, уполномоченные в индивидуальном порядке вести работу по адаптации новых работников и профессиональному развитию в организации.
Процесс передачи опыта должен быть системным и работнику дирекции по персоналу предстоит разработать и внедрить:
- систему подбора и мотивации наставников;
- систему планирования адаптации новых сотрудников;
- систему контроля результатов программы наставничества.
Наставников необходимо грамотно отобрать из числа авторитетов организации по целому ряду критериев, подготовить их и мотивировать. Наставником может стать сотрудник, проработавший в организации более пяти лет, иметь глубокие специальные знания, большой практический опыт. Компетенции, которые должны выявиться при прохождении теста на место наставника:
1.Способность обучать – уметь структурировать имеющийся опыт работы и передать его новому специалисту, четко излагать необходимую информацию, подбирать эффективные способы инструктажа, предоставлять конструктивную обратную связь.
2.Ответственность – заинтересованность в успехах подчиненного, принимает личную ответственность за решение проблем, возникших при обучении, активно ищет способы развития навыков «новичка», оказывает необходимую помощь, поощряет к приобретению нового опыта и обмену идеями.
3.Умение мотивировать других – вдохновляет ученика на позитивное отношение к работе, содействует успешному достижению цели, безошибочно находит мотивирующие факторы и умело использует их.
4.Влиятельность – имеет кредит доверия со стороны партнеров по работе, обладает необходимыми навыками и личными качествами для оказания влияния на других.
Выявив достойных кандидатов в наставники, первое, что нужно сделать, это показать им возможную выгоду от обретения нового статуса в организации.
Механизм внедрения системы наставничества: необходимо в проект вовлечь и получить активную поддержку более влиятельных людей, например, главного инженера.
Когда система адаптации поставлена правильно, процесс вхождения нового сотрудника в организацию протекает быстрее и с меньшими затратами на адаптацию.
Что касается психологического климата, то стоит проводить чаще мероприятия по улучшению положительной атмосферы в коллективе.
Такими мероприятиями могут быть:
- привлечение коуча для проведения бизнес встреч;
- выездные корпоративы.
А так же можно применять психологические и социальные методы создания позитивного климата в коллективе. Среди них важно выделить:
Телесная психотерапия. Она базируется на понимании тесных взаимосвязей между явлениями в физиологии и психике. В особенности на том, что особенности личности заметны в жестах, движениях. Подобная психотерапия проявляется в создании в компании комнат для разгрузки психики);
Арт-терапия. Данная технология основывается на том, что внутреннее «я» людей проявляется в видимых образах, когда человек создает картины, скульптуры, рисует, не думая о собственном произведении, иными словами, спонтанно. Материалы, что получены в процессе борьбы с группой дают шанс выявлять уровни агрессии и других отрицательных чувств, способствуют решению конфликтов и налаживанию связей между сотрудниками. Арт-терапия применятся в сфере трудовой терапии и общественной реабилитации;
Группа «тренинг навыков». Эта группа отнесена к бихевиористскому ответвлению психологии. Подход к труду базируется на обучающей модели, установке целей, определении и оценивании поведения. Образцом выступают группы «тренинга уверенности». Так обучают навыкам планирования карьеры, принятия решений, развитию умений справляться со стрессом и совершенствования навыков социального взаимодействия.
Придумано еще немало иных способов и тренингов, которые направлены на формирование положительного климата среди сотрудников. На сегодняшний день в отдельных компаниях трудятся психологи. Они занимаются организацией психологических игр, тестирований, проводят занятия с работниками. Некоторые компании приглашают подобных специалистов со стороны. Это, конечно, позитивно воздействует на психологический и социальный климат.
Все предложенные мероприятия не будут столь затратными, что окажутся невыгодным для организации. Вся сумма затрат (за год) невелика - примерно 34 000 руб., что для столь крупного предприятия как ПАО «МТС» является посильными затратами. Это объясняется тем, что нами избраны наиболее экономичные способы совершенствования системы адаптации в ПАО «МТС». Так как создание новой должности экономически выгодно и не будет для организации накладным принять в штат одного сотрудника, то вместо службы адаптации или будет введен в штат специалист по адаптации. Что не будет влиять на расширение функций сотрудников отдела кадров и на их дополнительную нагрузку. Рекомендуется назначить ежемесячную оплату сотруднику в размере 25 000 руб. в месяц.
Расходы на формирование путеводителей по комбинату для новых сотрудников, ограниченны нами суммой в 30 000 руб. в год будут направлены на приобретение канцелярских товаров для оформления наглядных пособий, плакатов, иных методических материалов.
Наконец, на проведение обучение по введению в работу сотрудников планируется 100 000 руб. в год. Небольшая сумма объясняется проведением обучения персонала непосредственно в организации. Это обучение не связано с дополнительными затратами для работодателя. Повышение квалификации самого инструктора по адаптации возможно в среднем 1-2 раза в год. Отпущенных средств достаточно.
В целом расходы на внедрение мероприятий и удельный вес каждого представлены в Таблице 4
Таблица 4 - Расходы на внедрение мероприятий по совершенствованию адаптации персонала в ПАО «МТС»
Наименование операции |
Затраты, руб. в год |
Удельный вес статьи затрат, % |
Введение в штат организации специалиста по адаптации |
300 000 |
69.77 |
Разработка и выпуск путеводителей и наглядных пособий |
30 000 |
6.98 |
Проведение обучение по введению сотрудников в работу |
100 000 |
23.26 |
Всего |
430 000 |
100 |
Предложенные мероприятия рекомендовано внедрить уже в следующем году, и ожидается прирост производительности труда сотрудников на 10%. Данный процент не велик, так как на данный момент в организации стабильное положение, но даже такое изменение приведет к положительным изменениям. Грамотно отлаженный процесс адаптации скажется на сокращении текучки кадров и понизит затраты на адаптацию в будущем.
Ежегодные расходы на адаптацию составят 430 000 рублей, что составляет всего менее 0.05% от годового оборота предприятия. При этом, ожидается прирост выручки на 4% (рассчитано с учетом процента удовлетворенности сотрудников и ожидаемой потребности организации в приросте) в связи с повышением трудоспособности и улучшения психологического климата.
Предложенные мероприятия оказались не столько затратными, и составили 430 000 рублей. В целом по проведенному исследованию про комбинат можно сказать, что организация работает в соответствии со всеми законодательными нормами, является гармоничной и системно развивающейся компанией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения работы разработаны рекомендации по совершенствованию системы адаптации персонала в ПАО «МТС». Цель совершенствования - создание эффективной системы адаптации персонала в организации.
Индивидуальная программа адаптации, как правило, определяется непосредственным руководителем. Она включает в себя более детальное ознакомление с должностью и спецификой предстоящей работы, приобретение конкретных навыков, специфичных для данной должности.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
Чаще всего под термином «мотивация» в управлении персоналом подразумевается:
- процесс воодушевления сотрудников на плодотворный труд;
- условия оплаты труда и прочие компенсации усилий сотрудника, предоставляемые предприятием;
- настроенность сотрудника на плодотворный труд.
Специалисты рекомендуют процесс воодушевления называть стимулированием; условия, предоставляемые компанией в качестве компенсаций и авансов за труд сотрудника - системой мотивации/стимулирования; настроенность сотрудника - мотивированностью.