Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выбора современных старшеклассников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков старшего школьного возраста
1.2 Профессиональное самоопределение старших школьников: понятия, факторы
2.2 Диагностика профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста
Введение
Актуальность темы исследования. Подготовка обучающихся в общеобразовательном учреждении к жизненному и профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества является закрепленной в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня.
В настоящее время актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях можно подчеркнуть следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [42]; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [62].
Согласно 66 статье закона «Об образовании» [62], среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности».
Согласно итогам Всероссийской профессиональной диагностики, которая была проведена в 2017 году, весьма велик процент старших школьников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% школьников выбрали и профессию, и образование; 26% - только образование; 16% - только профессию; 29% - ничего не выбрали) [4].
Обеспечение целостной системы организации профессионального самоопределения представляет собой задачу государственной важности. Именно от того, насколько будет возможно раскрыть творческий потенциал, решить задачи жизненного и профессионального самоопределения, будут зависеть показатели достижения профессиональной компетенции граждан нашей страны. Все сказанное подтверждает важность организации профессионального самоопределения, которая должна осуществляться на всех уровнях и обеспечивать качественную подготовку старших школьников к выбору своего будущего профессионального образования.
Выбор будущей профессии представляет для старших школьников значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу. Выбор профессии начинает становиться неоспоримой ценностью, которая будет в дальнейшем определять качество жизни, уровень доходов, положение в обществе и т.д. От этого будут зависеть жизненные успехи, показатели психического и физического здоровья граждан Российской Федерации.
Вопросы будущего предназначения остро стоят перед современными школьниками старшего подросткового возраста.
Условия современной жизни, изменения, которые происходят сегодня в экономике, общественной жизни, предъявляют к молодым людям жесткие требования - безошибочно выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь. Подобные умения должны быть сформированы еще на этапе обучения в старших классах общеобразовательного учреждения.
Выбор профессиональной деятельности всегда будет связан с личными идеалами, ценностями и мировоззрением. Закономерным является тот факт, что учащиеся старших классов испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения.
Многочисленными исследованиями подтверждено, что люди, которые правильно выбрали профессиональную деятельность, основываясь на своих интересах, склонностях и возможностях, дольше остаются в профессии и показывают достаточно высокие результаты.
Проблема профессионального самоопределения всегда была актуальной.
Проблему профессионального самоопределения изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л., Резапкина Г. В., Романов Е. С., Степанский В. И., Столяренко Л. Д., Чернявская А. П., Шеховцова Л. Ф., Шмидт В. Р. и многие другие.
Многие исследователи отмечают, что на данный момент общеобразовательные учреждения не могут предоставить достаточные условия для эффективной организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в соответствии с современными требованиями рынка труда.
Объект исследования: процесс организации профессионального самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: содержание деятельности по организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Цель исследования: на основании теоретических и эмпирических данных, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков старшего школьного возраста.
- Изучить понятия, факторы профессионального самоопределения старших школьников.
- Проанализировать деятельности по организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
- Провести диагностику профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста.
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, анализ документов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 56.
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выбора современных старшеклассников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков старшего школьного возраста
Подростковый период является переходным этапом между периодом детства и периодом взрослой жизни человека.
Определим границы подросткового периода. На этот счет до сих пор ведутся дискуссии между многими исследователями.
Личко А.Е. подразделяет подростковый возраст на младший (12-13 лет), средний (14-15 лет) и старший (16-17 лет) [37, с. 81]. Толковый словарь Даля А.И. трактует подростковый возраст 14-15 годами [13, с. 364].
Педагоги и психологи определяют возраст от 14-15 до 17 лет как период ранней юности или как старший школьный возраст. Данный период представляет собой основу дальнейшего формирования личности человека.
Во время подросткового периода наблюдается ускоренное физическое и половое созревание, происходит развитие костной системы. Главная особенность данного периода - неравномерность и интенсивность развития.
Особенность подобного периода заключается в том, что внешне человек уже может выглядеть достаточно взрослым, но внутреннее он все еще остается ребенком. Наряду с желаниями поиграть, потребности в заботе, у подростка могут появиться такие новые чувства, как чувство самосознания, чувство собственного достоинства, осознание своей половой принадлежности [51, с. 62].
Физиология подросткового периода включает в себя следующие фазы: подготовительный этап, этап осуществления основных процессов полового созревания, этап достижения биологической зрелости.
Центральным психическим процессом становится развитие самосознания. Подросток начинает «копаться» в своем внутреннем мире, происходит поиск своего «я», а также своего места в этом мире Подростковый возраст - это время бурного развития не только самого организма, но и формирование самооценки и самосознания, способность к самокритике.
Учеными педагогами психологами выделены следующие характерные черты данного возрастного периода: ярко выраженная полоролевая дифференциация (наблюдаются четкие различия в поведении девушек и юношей); нравственно-мировоззренческая и интеллектуальная деятельность (способность в данный период самостоятельно ставить и решать поставленные задачи); завершается формирование системы социальных установок (завершают формирование поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты); более четко проявляются черты характера; начинает формироваться особое новообразование личности, которое носит термин самоопределение. Именно подобное новообразование характерно для старшего школьного периода, а для психологии старшеклассников характерен переходный критический период.
Старший подростковый период начинается приблизительно в 13 лет и заканчивается в 15-17 [19, с. 162]. В старшем подростковом возрасте мышление, внимание, воображение и память уже имеют самостоятельность. Подросток в состоянии контролировать их и управлять ими самостоятельно.
Ведущим видом деятельности старшего подросткового возраста является интимно-личностное общение, а также общение со сверстниками (в общественно-полезной деятельности). Но при этом, учебная деятельность остается одной из преобладающих ценностей. Начинает подходить этап, когда ведущей деятельностью станет учебно-профессиональная.
Новообразованиями данного возраста становятся следующие: чувство «взрослости», формирование личностных идеалов, развитие самосознания, интерес к противоположному полу, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, а также потребность в деятельности, которая будет иметь личностный смысл. Одним из главных новообразований является самоопределение (жизненное и профессиональное) [65, с. 146].
«Зона ближайшего развития подростков старшего возраста» предполагает их сотрудничество со взрослыми людьми в пространстве проблем самосознания, личностной саморегуляции и самоорганизации, личностной и интеллектуальной рефлексии. В данный возрастной период начинают формироваться жизненные перспективы, нравственные ценности, осознание своих интересов, стремления, возможностей, собственного «Я». Появляются взгляды на жизнь, на свое будущее, на взаимоотношения с другими людьми, формируется личностный жизненный смысл [15, с. 202].
К 14 годам начинает завершаться процесс полового созревания. И внимание подростка переносится с себя на окружающий мир. В этот период подросток энергичен, общителен, у него растет интерес к другим людям, а также склонность себя сравнивать с ними. В этом возрасте начинается переход от подросткового возраста к стадии юношества. От негатива к позитиву. Однако, в этот период тоже происходят различные трудности. Этому возрасту свойственна потеря душевного равновесия подростка из-за отсутствия четкой перспективы и ясности в жизни. Зачастую происходят обиды «на пустом месте».
Подросткам 14-15 лет свойственен ярко выраженный максимализм. На первый план выходят отношения с друзьями, родители и учеба отходят на второй план. Ведущим мотивом становится желание утвердиться в обществе. Самооценка может быть как завышенной, так и заниженной. В этом возрасте стремление к полной, казалось бы, независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием самоконтроля и самоограничения.
К шестнадцати годам обычно равновесие более или менее возвращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, более или менее восстанавливается эмоциональная уравновешенность.
Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, устремленность в будущее, уменьшается количество нервных срывов [39, с. 282].
Старший подростковый период - это время интеллектуального формирования своих мировоззрений, убеждений, идеалов, мыслей. И здесь все зависит от данного в детстве воспитания. При хорошем воспитании, в подростковом возрасте внутренний мир будет более богат. Развивающееся самосознание делает подростка особенно уязвимым в этот жизненный период. Происходит развитие «Я-концепции», подросток пытается сформировать взгляды на самого себя. Подросток учится ценить себя, оценивать свои мысли и поступки, отстаивать свои убеждения и идеалы. Особое значение приобретает внешность. Подросток пытается сделать свой внешний вид привлекательным. Также он часто стремиться одеваться так, как принято в его компании. Подростка начинает заботить вопрос «как я выгляжу в глазах других людей?» [39, с. 284].
Одним из самых главных желаний является стать взрослым, обрести самостоятельность [32, с. 132]. Но, как правило, это желание касается лишь внешней оболочки. Подросток зачастую выбирает неправильные методы осуществления данного намерения. Очень часто можно встретить такую ситуацию, что подросток вместо приобретения таких качеств взросления, как терпимость, принятие чужих недостатков, спокойствие, тщательный анализ любой ситуации, обдумывание проблем и принятия грамотных решений, заботы о своем будущем, об учебе, «выхватывает» совсем не те качества «взрослости» которые нужны. Так у подростков приходит решение о том, чтобы попробовать алкоголь, взять в руки сигарету, огрызаться и ругаться с родными, убегать из дома, носить неподобающую одежду, у девочек появляется желание вызывающе и вульгарно краситься. Подросток особенно нуждается в понимании, дружеском совете, направленности в нужном направлении. Поэтому столь важно, чтобы родители, учителя, классный руководитель, школьные психологи смогли направить такое желание в нужное «русло». Вместо негативных привычек, которые могут показаться старшеклассникам «взрослыми» стоит переключить внимание на процесс профессиональной и личностное самоопределение, которое является весьма актуальным в данный период.