Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Общая картина готовности 9 «А» класса к выбору профессии по В.Б. Успенскому, в %

По проведенному опросу учащихся 10 «А» класса, из анализа результатов видно, что из 18 учеников - 9 человек (50 %) из 18 имеют низкую готовность к выбору профессии; 7 человек (39 %) имеют среднюю готовность к выбору будущей профессиональной деятельности; 2 (11 %) человека имеют высокую готовность.

Рис. 1 Общая картина готовности 10 «А» класса к выбору профессии по В.Б. Успенскому, в %

Вывод: данный момент, большинство учеников 10 класса низкую готовность к выбору профессии, на втором месте - средняя готовность.

По проведенному опросу учащихся 11 «А» класса получились следующие результаты: из 18 учащихся - 8 человек (44 %) из 18 имеют среднюю готовность, 7 человек (39 %) имеют низкую готовность, 3 человека (17 %) - высокую готовность.

Результаты всего класса можно представить в следующей диаграмме:

Рис. 3. Общая картина готовности 11 «А» класса к выбору профессии по В.Б. Успенскому, в %

Вывод: с 9 до 11 класса готовность увеличивается с низкой в сторону пользу средней.

  1. Целью второго исследования являлось выявление склонности (предрасположенности) подростков старшего школьного возраста к определенным типам профессий с помощью дифференцированно­диагностический опросник (ДДО) (методика Е.А. Климова) (Приложение 2).

Целевая группа - учащиеся 9, 10, 11 классов (56 человек).

По проведенному опросу учащихся 9 «А» класса получились следующие результаты, которые были представлены в таблице.

Мы смогли выяснить, что из 20 учащихся - 6 учеников (что представляет собой 30 %) относятся к группе «человек - художественный образ», 5 старшеклассников (что представляет собой 25 %) относятся к группе «человек - знаковая система», 4 человека (что представляет собой 20 %) вошли в группу «человек - техника», 3 ученика (что представляет собой 15 %) представляют группу «человек - природа», 2 человека (что представляет собой 10 %) придерживаются направленности «человек - человек».

Результаты всего 9 «А» класса можно представить в следующей диаграмме:

Рис. 4. Склонности старшеклассников 9 «А» класса по методике Е.А. Климова, в %

По проведенному опросу учащихся 10 «А» класса мы смогли выяснить, что из 18 учащихся - 4 ученика (что представляет собой 22 %) относятся к группе «человек - художественный образ», 4 старшеклассника (что представляет собой 22 %) относятся к группе «человек - знаковая система», 5 человек (что представляет собой 28 %) вошли в группу «человек - техника», 4 ученика (что представляет собой 22 %) представляют группу «человек - природа», 1 человек (что представляет собой 6 %) придерживается направленности «человек - человек».


Таким образом, проведенная диагностика позволяет выделить следующие проблемы:

-старшеклассникам не хватает информации, которая касается профессионального самоопределения;

- в рамках профориентации в школе не ведется систематическая работа с родителями;

-старшеклассники не в курсе профессий, которые востребованы на данный момент; многие так и не готовы пока сделать свой профессиональный выбор и т.д.

Исходя из выявленных проблем, можно сделать вывод, что подавляющая часть старшеклассников не готова сделать свой профессиональный выбор. Они нуждаются в дальнейшем целенаправленной, своевременной, грамотной помощи педагогов, что обуславливает необходимость создания комплекса мероприятий по профессиональному самоопределению старших школьников.

Заключение

Организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении сегодня представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему.

В данной работе были предприняты попытки раскрыть сущность следующих понятий: «профессиональное самоопределение», «организация профессионального самоопределения». Мы попытались дать границы старшего подросткового возраста. Под профессиональным самоопределением мы понимаем сложный динамический процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация физических и духовных возможностей, формирование адекватной профессиональной самооценки, планов и намерений, а также формирование реалистичного образа себя в качестве будущего профессионала. Организация профессионального самоопределения представляет собой систему мер, которая направлена на оказание помощи старшим школьникам в выборе будущей профессиональной деятельности.

Во второй главе нашей работы был дан анализ общеобразовательного учреждения по организации профессионального самоопределения старших школьников. Мы выяснили, что присутствует множество упущений, не хватает достаточно необходимой информации, проводится достаточно мало уроков по данному вопросу и т.д.

В рамках практического исследования нами была проведена диагностика, которая включила в себя тест на готовность к профессиональному самоопределению, опросник Климова, который помогает в выборе области различных профессий, а также проведен опрос, который смог помочь в составлении комплекса по организации профессионального самоопределения старших школьников в общеобразовательной организации.


После проведения исследования, нами был составлен комплекс мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста, который был составлен с учётом целей, задач и основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также с учетом проблем, выявленных в ходе анализа деятельности школы. Основной целью данного комплекса было создание условий для подготовки старших школьников к осознанному выбору будущей профессии, формированию у них готовности к профессиональному выбору. Одним из таких условий является организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 267 с.
  2. Актуальные проблемы профориентационной работы в школе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://sc0018.esil.akmoedu.kz/article/view/26c70210bde018cb4bad82e9c05dfc8fh tml (дата обращения: 22.03.2018).
  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2006. 236 с.
  4. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https: //academy-prof.ru/blog/proforientacionnaj a-rabota-v- shkole (дата обращения: 03.04.2018).
  5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.
  6. Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. 2013.
  7. Воронин С. И. Организационное проектирование в машиностроении: учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. 138 с.
  8. Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. 2006. № 2. С. 7 - 13.
  9. Гинсбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. 2001. № 3. С. 21-28.
  10. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное

самоопределение молодежи. Киев: Науко-ва думка, 1998. 144 с.

  1. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. №2. С.15-18.
  2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. 95 с.
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Том 2: 2-е издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. СПб. М.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. 810 с.
  4. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
  5. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
  6. Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. 2015. №5. С.106-110.
  7. Дьяченко М. И. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. 5-е изд., доп. и расшир. М.: [б. и.], 2009. 455 с.
  8. Елисеева Л. С. Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы. [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal. ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/11/15/formy-i- metody-professionalnogo-samoopredeleniya. (дата обращения: 03.03.2018).
  9. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / Под. ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд. 6-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 510 с.
  10. Кашепов А. В. Теория организации. Модуль 1. Введение в теорию организации. Рабочий учебник. М.: РосНОУ, 2005. 64 с.
  11. Кибакин С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. 213 с.
  12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  13. Климов Е. А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
  14. Клюева Г. А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет. 2002.
  15. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. Донецк. 2006. 800 с.
  16. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №31 (164). С.71-76.
  17. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 91с.
  18. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  19. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 119 с.
  20. Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. 2010. №12. С.39-42.
  21. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Под. ред.: Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова //Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 51-59.
  22. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.:ТЦ Сфера, 2006. 464 с.
  23. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
  24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет Кулагина И.Ю. / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 2007. 175 с.
  25. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т.21. №3. С. 73-87.
  26. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.
  27. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2009. 256 с.
  28. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2015. 656 с.
  29. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 460 с.
  30. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера, 2006. 118 с.
  31. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: ЦЕВ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 28.03.2018).
  32. Приказ от 17 мая 2012 года N 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями на 29.06.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  33. Профессиональное самоопределение молодежи / Под. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин и др. // Педагогика. № 5.

1993. С. 33 - 37.

  1. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Под. ред. Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Москва: Первое сентября, 2004. 223 с.
  2. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
  3. Пряжников Н. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. 2003. № 4. С. 12-13.
  4. Ретивых М. В. Как помочь выбрать профессию / Под. ред. М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. Тула: Приокское кн. изд-во, 1990. 132 с.
  5. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2007.
  6. Родионов М. А., Шепелева Е. В. Проблема влияния сообщений СМИ на самоопределение старшеклассников и пути ее решения // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 998-1001.
  7. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд.. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. 460 с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т.1/ Под ред. В.В.Давыдова. М.: Большая рос. энцикл., 1993. 1160 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. М.: Изд- во АН СССР, 1957. 177 с.
  10. Сайт МАОУ СОШ № 56 [Электронный ресурс] Режим доступа: ШЬ: http://56art.uralschool.ru (дата обращения: 01.05.2018).
  11. Сериков Г.Н Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. 416с.
  12. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
  13. Сорокина Н.В. Психология профориентации: курс лекций. Тула: Тульский гос. пед. ун-т, 2002. 165 с.
  14. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. 108 с.
  15. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Феникс, 2005.
  16. Теория организации. Организация как процесс [Электронный ресурс] Режим доступа: ШЬ: http://manageconom.ru/org-theory/organization- as-control-object.htm (дата обращения: 09.03.2018).
  17. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940.
  18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции от 29.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Приложение 1

Опросник для выявления готовности к выбору профессии по В.Б. Успенскому

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними соответствующими ответами «да» или «нет».