Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выбора современных старшеклассников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков старшего школьного возраста
1.2 Профессиональное самоопределение старших школьников: понятия, факторы
2.2 Диагностика профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста
Психологическими задачами является самоопределение в социальной, сексуальной и психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) сферах. Проблемой является поиск путей удовлетворения основных потребностей: физиологической потребности, которая влияет на сексуальную и физическую активность, потребность в независимости, потребность в безопасности (которые подростки реализуют путем принадлежности к какой-либо группе), потребности в успехе, потребности в привязанности, потребности в самореализации [5, с. 133].
В подростковом возрасте, пока еще не сформированы взгляды на жизнь, пока подросток чувствует себя неуверенно, начинает проступать зависимость от общения с друзьями. Именно поэтому подростки начинают сбиваться в стаи. Им легче переживать этот возраст в компании таких же, как они. Особенно, при условиях непринятия родителями трудностей данного возраста, зависимость от друзей может лишь возрасти. Дружбы дает возможность подростку открыть в себе не только черты зависимости от чужого мнения, но и много полезного - подросток с помощью дружбы прививает в себе такие важные качества как взаимовыручка, помощь и поддержка, познание другого человека, уважение чужого мнения.
Очень интересным для изучения представляется также развитие межличностных взаимоотношений. В этот период, как правило, происходит отчуждения подростка от взрослых людей. Он начинает общаться с компаниями сверстников. Общаясь со сверстниками, подростки учатся рефлексии на самих себя [19, с. 173].
В старшем подростковом возрасте подросток уже начинает играть роль наставника и помощника. В учителях старшие подростки начинают ценить не только личные качества, но и профессионализм педагога. Они уже спокойнее воспринимают его разумную требовательность.
Для этого возраста является характерным формирование качества самоуважения подростка. Подросток пытается сопоставить свое идеальное и реальное «Я». В этом возрасте подростки склонны к низкому самоуважению, что чаще всего, проходит вместе с окончанием подросткового периода.
В данный возрастной период происходит важное событие - окончание школы, которое является очень важным фактором, при котором формируется профессиональное самоопределение. Начинает возникать необходимость принимать решение по поводу своего будущего. Самоопределение опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором будущей профессии. В данный период родители начинают инициировать, а учебное заведение направлять на будущее, на необходимость выбора будущей профессии, образа жизни. Такая необходимость обусловлена жизненной ситуацией. В период своего самоопределения перед личностью стоит выбор одной из возможностей, тем самым способствуя превращению такой возможности в действительность. Это процесс исследования своих способностей, возможностей и особенностей (целеустремленности, работоспособности, уровня самооценки и т.д.). В такой возрастной период ценностно-ориентационная активность приобретает основное значение, подросток старшего школьного возраста начинает стремиться к автономии, начинает отстаивать свое право быть собой.
И.С. Кон придерживается мнения, что в современной психологии можно выделить три вида автономии, к которым стремятся молодые люди в возрасте 14-17 лет. Во-первых, это поведенческая автономия, проявляющаяся в потребности подростком старшего возраста самостоятельно решать вопросы, которые касаются лично его. Во-вторых, речь идет об эмоциональной автономии, проявляющейся в потребности и праве на собственные привязанности, выбираемые молодыми людьми самостоятельно, независимо от родителей. В-третьих, молодым людям данного возраста свойственно желание иметь собственные взгляды. В таком случае речь идет о моральной и ценностной автономии [28, с. 62].
В возрасте 14-17 лет перед подростками стоит две взаимообусловленные проблемы - личностного и профессионального самоопределения. Личностное самоопределение представляет собой психологическое явление, характеризующееся ощущением необходимости формирования смысловой системы. В такой системе начинают соединяться представления молодых людей о себе и мире, ориентируется взгляд на будущее и его связь с выбором будущей профессиональной деятельности.
Помимо этого, в переходном возрасте начинает происходить накопление жизненного опыта, а также общее психическое развитие молодого человека. Начинают появляться новые интересы, которые характеризуются новизной и разнообразием, различные увлечения, начинает возникать желание занять иную позицию, более взрослую и самостоятельную. Подростки старшего школьного возраста начинают придерживаться мнения, что находясь на новой позиции, они смогут проявить качества личности, которые они не способны проявить в обычной повседневной жизни.
В процессе самоопределения подростка старшего школьного возраста происходит определение личностью социальных отношений и социальных ролей, то есть напрямую связано с профессиональным самоопределением (выбором будущей профессии).
Очень важным изменением, которое характерно для данного возрастного периода является изменение учебной мотивации школьников старшего возраста. Учебная мотивация как разновидность мотивации, играет огромную роль в профессиональном самоопределении и формировании профессиональной направленности старшеклассников. Учебная мотивация - важный компонент учебной деятельности. Ведущей деятельностью подростков старшего класса является учебно-профессиональная. На качественно новом уровне, на который выходят подростки, у них появляется интерес к учебной деятельности. Старшеклассники начинают рассматривать учебу в качестве средства продолжения образования, проявлять к учебе большой интерес, если не в целом, то хотя бы, к отдельным предметам, которые могут помочь в поступлении в выбранное высшее учебное заведение. Как считает Г.И. Щекина, интерес - один из ведущих мотивов подростков старшего возраста, через интерес деятельность начинает способствовать формированию общей направленности личности.
Для старшеклассников характерно отношение к учебе как к необходимой базе для дальнейшего профессионального обучения. Старших подростков начинает особо волновать их успеваемость [29, с. 36].
Как правило, подростки выделяют те виды учебной деятельности, которые помогут ему казаться взрослее. Такая мотивация может принести успехи. Наиболее импонирует самостоятельный вид деятельности [19, с. 178].
Еще одним из важных стимулов становится стремление занять определенное положение в классе, добиться уважения своих сверстников. Высокая оценка является для подростка старшего возраста лишь подтверждением собственного ума и сообразительности. Также в этом возрасте начинаются задатки профессионального самоопределения. Старшие подростки начинают задумываться по поводу будущей профессиональной деятельности, начинают выбор будущей профессии. Это обусловлено стремлением найти себя в жизни. Интерес к предмету может быть обусловлен необходимостью знания для поступления в определенный тип учебного заведения [38, с. 359].
Учебная, трудовая и общественно-организационная деятельность объединяются в общественно значимую деятельность. По мнению В.В. Давыдова, данная деятельность - это ведущий тип деятельности в данном возрасте. Активная общественная деятельность удовлетворяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками, признанию самостоятельности, самоутверждения и самоуважения [18, с. 172].
К окончанию средней школы (конец 9 класса) перед некоторыми подростками начинает стоять проблема выбора дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении (а также в некоторых ситуациях - проблема выбора профиля обучения) или выбор дальнейшего учебного заведения. В 11 классе также стоит проблема выбора учебного заведения для дальнейшего обучения. Выбор осуществляется двумя способами: путем «проб и ошибок» или осознанно и самостоятельно. Второй способ возможен для тех учащихся, которые смогли изучить самих себя, свои способности, приобрести необходимые теоретические и практические знания, а также ознакомиться с миром профессий [1, с. 165].
Потребности старшего школьного возраста напрямую связаны с профессиональным самоопределением, поскольку подросток активно стремится найти свое место в жизни, свое призвание. Старшеклассники начинают «примеривать» различные виды деятельности к своим интересам и склонностям, а также оценить их с точки зрения значимости в обществе. Можно говорить о том, что потребности связаны со склонностями.
В указанном возрасте индивидуальный облик человека все более четко, яснее видно индивидуальные особенности, которые в комбинированности определяют характер человека. Формируется мировоззрение, ценностные ориентации и установки. Происходит переход от детства к началу взрослой жизни, начинает возрастать степень самостоятельности и ответственности. Подросток проявляет активность в личной жизни, стремится к участию в общественной жизни, ищет конструктивные пути решения различных проблем. Согласно теории Эриксона, для юношеского возраста характерен процесс идентичности, состоящий из ряда индивидуально-личностных и социальных выборов, профессионального становления, идентификации [33, с. 265].
В этом возрасте старшеклассники делают первый шаг к выбору профессии, к дальнейшему ее овладению.
В подростковом возрасте также происходит развитие интересов. Подросткам свойственна тяга ко всему новому. С одной стороны, им свойственна любознательность, с другой - быстрое переключение с одного вида деятельности на другой при поверхностном изучении.
Лишь у незначительного количества старших подростков интересы в дальнейшем перерастают в стойкие увлечения. Но, здесь, зачастую, виноваты родители, которые критикуют выбор подростка.
Школьный психолог также может помочь в дальнейшей ориентации подростков, он помогает отобрать интересы для их дальнейшего развития, которые также могут помочь в процессе личностного и профессионального самоопределения.
Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных и проблематичных в жизни ребенка и его родителей. Важнейшей особенностью этого периода является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. В этот период идет бурная перестройка всего организма, происходит половое созревание. Физическое развитие опережает интеллектуальное.
1.2 Профессиональное самоопределение старших школьников: понятия, факторы
В подростковом возрасте формируется личность, развиваются качества самосознания и самоопределения, поэтому весьма актуальной является задача определения понятия профессионального самоопределения, а также его содержания [26, с. 72].
В педагогике самоопределение рассматривается в качестве центрального механизма становления личностной зрелости, которое заключается в осознанном выборе человеком своего места в социальных отношениях. Потребность в самоопределении представляет собой свидетельство достижения человеком высокого уровня зрелости, для которого является характерным стремление к тому, чтобы занять свою собственную независимую позицию в структуре связей (профессиональных, информационных, эмоциональных, идеологических и иных) с другими людьми. С психологической точки зрения самоопределение представляет собой процесс и результат сознательного выбора собственных целей, позиций, средств самосуществования личности в конкретных жизненных обстоятельствах.
И.С. Кон придерживается мнения, что факторы самоопределения, выполненной работы (труда) и взаимоотношения с окружающими людьми (общение), связаны между собой [27, с. 89].
Самоопределение представляет собой личностный процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов в различные жизненные периоды. Можно выделить, помимо профессионального самоопределения, личностное, социальное, семейное и др.
Жизненное самоопределение является процессом, свойственным человеку как самоорганизующейся системе. Профессиональное самоопределение - это часть жизненного и личностного самоопределения, так как мир профессий и труда является одной из значимых сфер человеческой и общественной жизни [26, с. 73].
Многие ученые выделяют в процессе самоопределения видовые особенности. И.С. Кон считает, что это процесс, с помощью которого происходит принятие решений, посредством которых человек будет формировать свои склонности и предпочтения с одной стороны, а с другой - потребности существующей системы разделения труда. Также он представляет самоопределение в виде процесса, который формирует индивидуальный жизненный стиль, частью которого является профессиональная деятельность [27, с. 109].
Т.В. Кудрявцев говорит о самоопределении как об этапе профессионального развития, в который входит профнаправленность, опыт профессиональной деятельности, а также соотнесение личности своих идеалов и целей [31, с. 53].
Еще одно определение дано И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцким. Самоопределение (как профессиональное, так и личностное) - центральное новообразование старшего подросткового возраста; внутренняя позиция, которая включает осознание себя как члена общества, а также принятие своего места в нем [32, с. 322].
С.Л. Рубинштейн одним из первых заложил методологические основы психологического подхода к проблеме профессионального самоопределения. Исследователь считает, что самоопределение стоит рассматривать в контексте проблемы детерминации, а также в свете выдвинутого психологом принципа: внешние причины начинают действовать, преломляясь через внутренние условия (которые определяют сознательное отношение к окружающему миру) [52, с. 78].
М.Р. Гинсбург смог выделить специальное жизненное поле, в рамках которого и будет разворачиваться профессиональное самоопределение личности [9, с. 21].
М.И. Дьяченко подразумевает под профессиональным самоопределением процесс принятия личностью решения, которое касается выбора будущей профессиональной деятельности. Исследователь считает, что самоопределение принимает активное участие в формировании образа «Я». Таким образом, оно начинает определять и многие другие стороны жизни [17, с. 276].