Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выбора современных старшеклассников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков старшего школьного возраста
1.2 Профессиональное самоопределение старших школьников: понятия, факторы
2.2 Диагностика профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста
Е.И. Головаха определяет профессиональное самоопределение как ориентацию на будущие жизненные перспективы, планы и цели [10, с. 24].
М.В. Ретивых и В.Д. Симоненко считают, что под профессиональным самоопределением необходимо подразумевать как процесс и результат самостоятельного и осознанного выбора профессии, который включает в себя моральную, психологическую, нравственную подготовку личности, завершающуюся реализацией профнамерения [47, с. 39].
Е.А. Климов ввел специальный термин «стадия оптации», под которой подразумевал подготовку к трудовой деятельности, ответственности. Важным результатом на данной стадии исследователь считает выбор профессии. Без него не будет профессионального самоопределения [22, с. 98].
Исследователи Института профессионального самоопределения молодежи РАО (С.А. Волошин, А.В. Губин, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова) также дают весьма точное понятие профессионального самоопределения. По их мнению, профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной среде, как составная часть жизненного самоопределения и как способ самореализации в данной профессиональной среде. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности, который не может быть завершен только при выборе профессии, а длится на протяжении всей жизни и осуществления трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы саморазвития и приложения своих личностных возможностей, формирования действенного и практического отношения человека к профессионально-производственным и социокультурным условием его саморазвития и общественно-полезного бытия [48, с. 34].
Можно полностью согласиться с мнением вышеуказанных о том, что самореализация представляет собой не только момент выбора профессии, но и в целом, является динамичным процессом, охватывающим все наиболее важные этапы жизни человека.
Для того чтобы картина становления профессионального самоопределения личности была более четкой, раскроем все этапы на конкретных жизненных этапах.
В старшем дошкольном возрасте начинает намечаться положительное отношение к профессиональному миру труда.
Вторым этапом является пропедевтический (длится с 1 по 4 классы), на котором происходит пробуждение любви и добросовестного отношения к труду, а также понимание роли человека и труда в его жизни, начинает формироваться нравственная установка на выбор профессии.
На третьем поисковом этапе (5-7 класс) начинается процесс осознания своих личных интересов, ценностей и способностей, которые могут быть связаны с выбором будущей профессиональной деятельности.
Для четвертого этапа (8-10 классы) характерно развитие профессионального самосознания, при котором появляется личностный смысл выбора профессиональной деятельности, а также приобретается опыт соотнесения опыт общественной сферы выбора профессии со своими идеалами и интересами.
На пятом этапе (10-11 классы) уже происходит уточнение профессионального статуса. Начинает осуществляться профориентационная деятельность, которая связана с углубленным изучением учебных предметов, к которым есть способности и интерес. Большое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранной будущей профессии, коррекции и контролю профессиональных планов, достижений в избранном виде труда, а также самоподготовке к будущей профессии и саморазвитию. Это является самоопределением.
На заключительном этапе (учащиеся СШУ, студенты, а также молодые специалисты) происходит изучение профессиональной деятельности, а также становление человека как профессионала, развитие профессиональной мобильности в процессе участия в трудовом процессе [26, с. 74].
Как можно четко увидеть из вышеизложенной периодизации, самым важным возрастом для становления и развития профессиональной деятельности является именно старший школьный возраст (15-17 лет). В данный возрастной период перед молодыми людьми начинает вставать проблема самостоятельного независимого существования, для которой необходимы навыки, умения и организация своей социальной жизни.
Г.Н. Сериков считает, что участие человека в образовании уже сопряжено с профессиональным самоопределением. Одной из важных функций профессионального самоопределения является помощь человеку в выборе будущей профессиональной деятельности, а также в поиске своего места в социуме. Общее образование, прежде всего, направлено именно на это, оно помогает определиться с выбором будущей специальности [54, с. 62].
Из вышесказанного следует следующий вывод: от того, насколько грамотно школьники старшего возраста смогут наметить свои будущие профессиональные планы, от степени психической и эмоциональной зрелости, будет зависеть готовность к получению будущей профессиональной специальности.
Теперь необходимо уточнить понятие «профессиональное самоопределение старших школьников». Под профессиональным самоопределением старших школьников в условиях общеобразовательной организации необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у ученика старших классов появляется возможность активного определения жизненной позиции с целью установления личностного смысла своей будущей профессии в едином образовательном и профессиональном пространстве [26, с. 75]. Данное определение дано И. А. Колесниковым.
Содержание профессионального самоопределения характеризуется: социально-экономической компетентностью; осознанием необходимости профессиональной подготовки и ценностью общественно полезного труда; способностью исполнять компетенции, характерные для процесса профессионального самоопределения (корректировки профессиональных планов, формирование профессиональной самооценки, целеполагание, рефлексии) [45, с. 112].
Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией личности в прочих сферах деятельности.
Нельзя не отметить еще один важный фактор профессионального самоопределения - гендерные различия. У девочек преобладают внутренние индивидуальные мотивы, а также внешние положительные. Они больше исходят из своих внутренних предпочтений, редко при этом интересуясь социальной стороной вопроса выбора. У мальчиков иной подход. Юноши больше руководствуются внешними положительными мотивами. Мальчики больше интересуются размером заработной платы на будущей работе, отдаленностью от дома, востребованностью будущей профессии [73, с. 34].
Помимо вышеуказанных факторов, можно отметить влияние конъюнктуры моды на профессию, престижа профессии в обществе.
Все факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам можно отнести следующие: условия жизни, материальные условия, воспитание и т.д. К субъективным факторам относятся: мотивы, характер, намерения, способности, интересы, склонности, задатки, темперамент и прочие стороны личности. Для того, чтобы выбор профессии был наиболее эффективным, необходимо найти грамотное сочетание двух вышеуказанных слагаемых [30, с. 40].
Необходимыми условиями, в которых старшеклассник может самоопределиться, являются следующие: способность и желание познавать себя, изменять себя, проявлять самостоятельность в работе, уметь определять возможности и удовлетворять свои потребности.
Условия успешного профессионального самоопределения можно также разделить на объективные и субъективные. К объективным условиям относятся: полноту предоставленной информации о мире профессиональной деятельности; специфику рынка труда в конкретном регионе. К субъективным относятся: мотивацию профессионального самоопределения; уровень активности в процессе профессионального самоопределения; внутриличностные качества и особенности.
При выборе специальности стоит собрать как можно более полную информацию о том, что она потребует, какие знания или навыки будут необходимы [56, с. 150].
Для того чтобы старший школьник смог наиболее грамотным образом решить столь трудный вопрос - кем быть, педагоги должны оказывать необходимую помощь и поддержку в рамках общеобразовательного учреждения. Такая помощь предполагает создание условий для эффективного профессионального самоопределения, так как именно в школе оказывается влияние на мировоззрение и дальнейшее становление личности старшеклассников, а также на то, какую он в дальнейшем пользу сможет принести своему государству [16, с. 106].
Таким образом, профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной среде, как составная часть жизненного самоопределения и как способ самореализации в данной профессиональной среде. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности. Под профессиональным самоопределением старших школьников в условиях общеобразовательной организации необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у ученика старших классов появляется возможность активного определения жизненной позиции с целью установления личностного смысла своей будущей профессии в едином образовательном и профессиональном пространстве.
Глава 2. Практическое исследование особенностей влияния личностных особенностей на профессиональный выбор
2.1 Анализ деятельности по организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в образовательной организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 56.
Предметом деятельности Школы является целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества, государства в соответствии с уровнями общеобразовательных программ.
Основными целями образовательного процесса в общеобразовательной организации являются:
- реализация федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом образовательной потребности и запросов обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе основных и дополнительных образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни, реализация программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
- создание условий для развития личности, способной к самореализации и самоопределению.
Цель организации профессионального самоопределения в общеобразовательном учреждении:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задача организации профессионального самоопределения в общеобразовательном учреждении:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
Основные направления организации профессионального самоопределения в общеобразовательном учреждении:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Основными документами, отражающими деятельность общеобразовательного учреждения по профессинальному самоопределению, являются:
- Устав МАОУ СОШ №56;
- Отчет о результатах самообследования;
- Учебный план МАОУ СОШ №56.
В Уставе образования старших школьников отмечается, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности [53].