Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в уставе МАОУ СОШ №56 указано, что исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью удовлетворения образовательных потребностей в Учреждении в рамках профилей может быть введено обучение по различным направлениям.

В отчете школы о результатах самообследования за 2016-2017 учебный год прописано, что одной из основных задач школы является оказание профессиональной помощи обучающимся для социального самоопределения на будущее, развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений.

Также в данном разделе выделяются направления, в которых школа осуществляет свою деятельность, однако, исходя из анализа данного документа о самообследовании, профессиональной ориентации, или же смежного с ней направления не выделяется.

Кроме этого, в отчете говорится о том, что одной из целей в системе дополнительного образования обучающихся школы является содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся [53].

Целью психолого-педагогического содействия является создание специальных условий для формирования, актуализации, развития профессионально-личностного потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении, формирование и обогащение социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, инициирующих процессы саморазвития личности, успешной профессиональной адаптации, профессионального роста и карьеры, достижения вершин профессионализма.

К обязательным предметам в рамках федерального государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

В данном вопросе необходимо обратить внимание на учебные планы школы.

В учебном плане на уровне основного общего образования (9 классы) выделяется следующая цель - подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории обучающихся.

В 9 классе 1 час предмета «Технология» передаётся в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки: введён курс «Технология. Будущая профессиональная карьера» в объёме 1 час в неделю.

Исходя из текста учебного плана, данный курс:

  • помогает освоить навыки компетентностного выбора, базирующегося на нравственно-философских и психологических принципах личности;
  • формирует способность обучающихся сделать процесс выбора дальнейшего пути осознанным и ответственным, информирует о мире профессий, учит методам выбора;
  • рассказывает о том, как строить деловую карьеру, знакомит обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля;
  • обеспечивает развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Практическая часть данного курса в 9 классе представляет собой знакомство с профессиями по всем сферам профессиональной деятельности.

Кроме того, в рамках организации предпрофильной подготовки, удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности в 9 классе вводятся следующие элективные курсы: «Основы экономической культуры» (1 час в неделю) с целью развития экономического мышления, способности к самоопределению и самореализации обучающихся, «Человек-общество-мир» (1 час в неделю) с целью формирования принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения, формирования мышления, коллективной мыслительной деятельности [53].

Учебный план на уровне среднего общего образования, как говорилось выше, ориентирован на 2 года обучения - 10 и 11 классы. Основной задачей согласно учебному плану на данном уровне является обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся, содействование их общественному и гражданскому самоопределению. Это предопределяет направленность целей формирования социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути [53].

Учебный предмет «Технология» в старших классах ориентирован на профессиональное самоопределение и представлен в объеме 1 час в неделю в 10 и 11 классах.

При анализе учебного плана обоих уровней образования можно отметить, что включенные элективные курсы как в 9, так и в 10-11 классах направлены не на профессиональную ориентацию школьников, а на расширение их кругозора, на развитие интеллекта, на углубленное и расширенное изучение базовых учебных предметов для подготовки к ЕГЭ.

Таким образом, о профориентационной работе с учениками старших классов частично прописано в отчете и учебном плане образовательной организации, однако нет положения, плана по направлению профориентационной работы.

Кадровое обеспечение профессиональной деятельности: директор; завуч по учебно-воспитательной работе; завуч по начальным классам; завуч по воспитательной работе; завуч по социальной защите; социальный педагог; учителя предметники, библиотекарь.

Педагоги осуществляют свою основную деятельность, как правило, в команде, приобщая также классных руководителей и родителей учеников.

Координатор деятельности - завуч по воспитательной работе, в функции которого входит организация профессионального самоопределения старшеклассников в учебном учреждении, то есть:


• Он помогает в диагностике (на наш взгляд, недостаточной) и будущих профессиональных качеств, а также составляет минимальные рекомендации для дальнейшего профессионального выбора. Но все это проводится по желанию учащихся.

  • Социальный педагог занимается организацией встреч с представителями различных профессий. К минусам можно отнести то, что подобная работа проводится нерегулярно.
  • Также в его функции входит организация конференций и читательских диспутов на тему профессионального самоопределения. Для учащихся 9-11 классов проводятся классные часы на следующие темы: «трудом велик и славен человек», «профессия и современность», «дороги, которые мы выбираем», «кем быть? вот в чем вопрос», «профессия мамы и папы»; проводятся викторины на тему: «Кем быть? вот в чем вопрос», «Угадай профессию», «проекты будущего». Также в течение года проводятся «дни старшеклассника», куда входят тематические дни выпускника по отраслям (промышленность, машиностроение, торговля, общепит, лёгкая промышленность и т.д.).

Классные руководители, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, проводят общешкольные и классные родительские собрания, на которых поднимается вопрос и профессионального самоопределения старшеклассников. Но, к сожалению, данному вопросу уделяется весьма немного времени.

Учителя-предметники занимаются следующим:

  • Проводят профессиональное воспитание, которое включает ряд мер по формированию склонностей интересов старшеклассников. Данное направление работы предполагает повышение эффективности учебной работы, стимулирование познавательных возможностей старшеклассников, включение их в разнообразные виды внеурочной и общественно-полезной деятельности, развивает самовоспитание и самопознание. Здесь играют большую роль различные секции и кружки. В школе проводятся кружки по интересам, факультативные занятия (хоровое пение, кружок рукоделия, спортивные секции по баскетболу, футболу, волейболу, шахматный кружок,

предметные кружки и т.д.).

• Если ученики определились с выбором будущей профессии, то они могут начать углублённо изучать те предметы, которые им пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Школьники старшего подросткового возраста, которые уже определились с предметами для изучения на профильном уровне, приходит настроенными на хороший конечный результат. Они уже имеют возможности реализовать свои потребности.

Педагогический состав общеобразовательного учреждения (включающий классных руководителей, учителей-предметников) помогает старшеклассникам в подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), баллы которого в дальнейшем помогут при поступлении в учебные заведения среднего и высшего звена. Ведутся активные работы, как на уроках, так и во внеурочное время. Результатом является достаточно высокая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов по выбранным, а также по обязательным предметам.


Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии.

Родители посещают собрания не в полном составе и часто только получают информацию, без предоставления какой-либо обратной связи. Лишь 1/10 часть родителей проявляет заинтересованность ориентацией на профессию своего ребенка, его способностями и склонности в плане профессиональной деятельности. Вопросам профессионального самоопределения старшеклассников при обсуждении с родителями уделяется лишь пара часов в году при проведении родительских собраний. Дополнительная работа в направлении профессионального самоопределения старшеклассников с родителями, как правило, проводится редко. Весьма редко проводятся индивидуальные консультации и беседы для родителей учеников, лекции для заинтересованных родителей об их вкладе выбор старшеклассника профессии и получение соответствующего образования, не создаются и не ведутся с родителями кружки различных направлений (театральных, интеллектуальных, спортивных, художественных). Родителей не привлекают к вопросу временного трудоустройства старшеклассников во время летних каникул. Не проводится анкетирование родителей.

В МАОУ СОШ №56 не проводится системная работа по организации предпрофильной, профориентационной и профильной подготовки учащихся старших классов.

В школьной библиотеке представлена литература для старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения. Однако большое количество источников, которые помогли бы помочь школьникам в определении своей будущей профессиональной деятельности устарело.

На сайте школы представлено небольшое количество различных публикаций по вопросам профессионального самоопределения, отсутствует информация о проводимых профориентационных мероприятиях, в том числе и с партнерами школы.

В МАОУ СОШ №56 проводятся разовые консультации со старшеклассниками по вопросам профессионального самоопределения, однако комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в общеобразовательном учреждении (занятия, тестирования, тренинги, консультации и т.д.) не проводится.

Таким образом, проанализировав деятельности МАОУ СОШ №56, мы выделили следующие вопросы профессионального самоопределения старших школьников, требующие решения и совершенствования:


  • в библиотеке школы содержится много устарелого материала по профессиональному самоопределению старших подростков;
  • на сайте школы не содержится информация о проводимых профориентационных мероприятиях, в том числе и с партнерами школы;
  • отсутствует системная работа по организации профессионального самоопределения с родителями;
  • нет положения, плана и комплекса мероприятий, направленных на профориентацию старших школьников.

Следует вывод, что процесс организации профориентационной работы нельзя считать успешным и эффективным. Исходя из данного факта, необходимым элементом исследования должна стать диагностика профориентированности старших школьников, а также проведение опроса среди родителей старшеклассников с целью определения уровня организации профориентационной работы и определения эффективности реализации данного вида деятельности в образовательной организации.

2.2 Диагностика профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста

Зачастую, многие подростки старшего школьного возраста еще не достаточно точно представляют себя в будущей профессиональной жизни. Для того чтобы точнее определить каково будет содержание организации профессиональной деятельности старшеклассников, необходимо диагностировать их готовность к выбору будущей профессии, те или иные склонности.

Диагностирование проводилось на базе 9 «А», 10 «А», 11 «А» классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 56.

Диагностировались 20 человек, обучающихся в 9 «А» классе; 18 человек в 10 «А» классе. Общее число испытуемых составило: 56.

Целью первого исследования являлось определение готовности подростков старшего школьного возраста к выбору профессии, с помощью опросника для выявления готовности к выбору профессии по

В.Б. Успенскому (Приложение 1).

Целевая группа - учащиеся 9, 10, 11 классов (56 человек).

Результаты опросника для выявления готовности к выбору профессии по В.Б. Успенскому.

По проведенному опросу учащихся 9 «А» класса, результаты показали что, из 20 учеников - 9 человек (45 %) из 20 имеют низкую готовность к выбору профессии; 7 человек (35 %) имеют среднюю готовность к выбору будущей профессиональной деятельности; 2 (10 %) человека имеют высокую готовность; 2 (10 %) человека вовсе не готовы выбрать профессию. Результаты можно представить в следующей диаграмме: