Файл: Организационная культура в региональном государственном управлении (Понятие и сущность организационной культуры).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1535
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационной культуры
1.1 Понятие и сущность организационной культуры
1.2 Проблемы единства и формирования организационной культуры
1.3 Методы оценки организационной культуры
2.1 Организационная характеристика Управления культуры и молодежной политики администрации г. Самары
Заключение
Организационная культура организации, безусловно, является основой ее существования. Развитая организационная культура способна обеспечить высокую результативность и эффективность деятельности организации за счет обеспечиваемых ею норм и правил организационного поведения. Такой эффект достижим, в том числе, из-за мотивационного воздействия, которое культура оказывает на сотрудников. Иными словами, если мотивационному аспекту культуры уделять внимание в достаточной степени, то она сможет стать мощным фактором стимулирования и побуждения сотрудников к активной трудовой деятельности.
В ходе анализа организационной культуры была использована методика Д. Дэнисона, позволившая определить культурные характеристики, присущие исследуемой организации в наибольшей степени. К ним относятся:
- Постановка долгосрочных целей и задач организации происходит открыто, все сотрудники вовлечены в процесс их достижения;
- В компании распространена ориентация на командную работу;
- Распределение ответственности и полномочий определено четко и соблюдается в полной мере;
- Стратегическое планирование включает единые и ясные для всех сотрудников миссию и цели;
- Ключевые ценности организации позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определить стиль и методы управления организацией.
- У компании есть обще видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей деятельности.
Для анализа мотивационного климата в данном исследовании было проведено анкетирование сотрудников организации по авторской методике с целью определения основных элементов мотивационной системы в организации, обладающих наибольшим мотивационным эффектом. К таковым относятся:
- Возможность карьерного, профессионального роста, а также самореализации в компании;
- Материальное стимулирование (в том числе высокая заработная плата);
- Престиж выполняемой работы и репутация компании;
- Психологический климат, отношения в коллективе и с руководством;
- Социальный пакет и льготы, предоставляемые компанией;
- Ценности компании и политика руководства.
Заключительный этап исследования включает сопоставление ключевых факторов системы мотивации и организационной культуры Управления. В результате были выделены составляющие мотивации персонала в соответствии с ее структурой по модели Э. Шейна.
В ходе исследования были доказаны следующие гипотезы. Так, основными мотивирующими факторами, которыми являются материальное стимулирование и предоставление различных льгот, имеют существенное значение для сотрудников. Второй уровень организационной культуры – уровень провозглашаемых ценностей – также может быть рассмотрен как активный мотиватор. Фактором, способным увеличить уровень мотивированности персонала здесь является согласие с ценностями, которые провозглашает организация, политикой руководства в области управления организацией в целом и ее сотрудниками, постановкой целей и задач. Однако, уровень базовых представлений культуры организации оказывает наибольшее мотивирующее воздействие на сотрудников организации с помощью следующих факторов мотивации: высокий статус сотрудника или его профессии на предприятии, возможность карьерного роста, должностного продвижения, а также возможность самореализации.
Тем не менее, ситуация может в корне измениться в любой момент, поскольку потребности персонала склонны к изменению. Кроме того, нематериальная составляющая стимулирования сотрудников должна пересматриваться, обновляться, чтобы не стать обыденностью для работников. Иными словами, программу мотивации необходимо совершенствовать с целью ее адаптации к изменяющимся нуждам персонала. С этой целью руководство может использовать представленную методику анализа структуры организационной культуры организации, в результате использования которой возможна адаптация используемых инструментов мотивации под реальные требования ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2016);
- Агеев, А.Б. Создание современной системы организационного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики / A.Б.Агеев. - М.: ВолтерсКлувер, 2014;
- Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации /Т.Ю.Базаров – М.: ИПК Госслужбы, 2015.
- Бехар, Г. Дело не в кофе: Организационная культура Starbucks / Г. Бехар. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
- Быков, В.П. Организационная культура в системе социально-трудовых отношений / В.П. Быков // Общество и экономика. - 2014. - N 3. С. 136 – 144;
- Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
- Гавриленко, О.В. Управление компанией: особенности формирования организационной культуры / О.В. Гавриленко // Лизинг. - 2014. N 8. - С. 43 – 50;
- Гадалова, М.С. Метания то в жар, то в холод категорически недопустимы в формировании организационной культуры / М.С. Гадалова // Управление персоналом. - 2014. - N 15. - С. 16 – 19;
- Грошев, И.В. Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», по экономическим специальностям. - 2-е изд., перераб. И доп./ И.В.Грошев – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013.
- Доронина, О.К. Тип организационной культуры: как выбрать подходящий для своей организации? / О.К. Доронина // Консультант. - 2014. - N 3. - С. 47 – 51;
- Друкер, П.Ф. Информация, которая действительно нужна руководителю / П.Ф. Друкер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016;
- Ерисов, Ю.Е. Методика исследования удовлетворенности работой и организационной культурой / Ю.Е. Ерисова // Управление в страховой организации. - 2015. - N 2. – С.34-41;
- Ерисов, Ю.Е. Удовлетворенность работой и организационной культурой как факторы организационной приверженности сотрудников различных категорий / Ю.Е. Ерисов // Управление в страховой организации. - 2013. - N 4. – С. 52-54;
- Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2013;
- Клюева, Н.В. Организационная психология: учеб. пособие/Н.В. Клюева: Яросл. гос.ун-т.- Ярославль: ЯрГУ, 2013.
- Козлов, В. Д. Управление организационной культурой / В.Д.Козлов - М.: Изд-во МГУ, 2015.
- Козлов, В.В. Формирование и изменение организационной культуры в процессе управления компанией в период кризиса / В.В. Козлов // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2016. - N 1. - С. 45 - 53;
- Коновалова, В.Г. Возможно ли регламентировать организационную культуру / В.Г. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2014. - N 7. – С. 42-47;
- Леонтьев, Ю.Н. Организационная культура: нормы и правила, принципы и ценности / Ю.Н. Леонтьев // Консультант. - 2015. - N 5. - С. 93 – 95;
- Матвеев, А.Б. Возможно ли управление организационной культурой? / А.Б. Матвеев // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - N 6. – С. 45-51;
- Молл, Е.Г. Менеджмент: организационное поведение / Е.Г.Молл- М.: Финансы и статистика, 2015.
- Осипенко, О.В. Организационный контроль: экспертные проблемы эффективного управления дочерними компаниями / О.В. Осипенко. - М.: Статут, 2014;
- Погодина, Г.Г. Организационная культура в организации, или Правила для всех / Г.Г. Погодина // Кадровая служба и управление персоналом организации. - 2016. - N10. - С. 55 – 60;
- Ховард, В. Конкурентная и организационная стратегия. Уч. пособ. / В. Ховард. Пер. с англ. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013.
- Якуба, В.В. Этика организационной культуры - это не догма, а руководство к действию! / В.В. Якуба // Управление персоналом. - 2015. - N 16. - С. 42 – 43.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опросник организационной культуры Д. Дэнисона
Уважаемые сотрудники!
Все утверждения необходимо оценить по шкале от1 («совершенно не согласен»)до5 («совершенно согласен»), за исключением восьми утверждений (отмечены *), которые имеют негативный оттенок и требуют оценки по обратной шкале от -1 («совершенно согласен») до -5 («совершенно не согласен»).
Параметр культуры |
Фактор |
Утверждение |
Оценка |
Вовлеченность |
Полномочия |
Большинство сотрудников сильно вовлечены в процесс работы. |
|
Решения обычно принимаются на уровне, где доступна самая достоверная и актуальная информация. |
|||
Информация доступна всем: каждый сотрудник имеет возможность получить необходимую ему информацию. |
|||
Каждый верит, что он/она вносят значимый вклад в развитие организации. |
|||
Бизнес-планирование непрерывно, и в процесс вовлекаются все сотрудники. |
|||
Ориентация на командную работу |
Активно поощряется совместная деятельность различных частей организации. |
||
Люди работают, ощущая себя частью команды. |
|||
Предпочтение отдается командному стилю работы, нежели управлению согласно иерархии. |
|||
Команды – основные строительные блоки организации. |
|||
Трудовой процесс организован таким образом, что каждый может увидеть связь между его/ее работой и целями организации. |
|||
Развитие способностей |
Руководство делегирует полномочия сотрудникам, предоставляя им возможность действовать по своему усмотрению. |
||
Ведется постоянная работа по развитию способностей у персонала. |
|||
Имеют место постоянные инвестиции в повышение уровня знаний работников. |
|||
Знания и навыки сотрудников рассматриваются как важный источник конкурентного преимущества. |
|||
Проблемы зачастую возникают из-за того, что у людей не хватает знаний и умений для выполнения задания. * |
|||
Согласованность |
Ключевые ценности |
Лидеры организации своим поведением поддерживают принятые в компании ценности. |
|
Ключевые ценности определяют стиль и методы управления организацией. |
|||
Набор базовых ценностей, принятых в организации, определяет то, как мы ведем бизнес. |
|||
Игнорирование ключевых ценностей неизбежно приводит к проблемам. * |
|||
Ключевые ценности - это этический код, который управляет нашим поведением и позволяет отличать правильное от неправильного. |
|||
Согласие |
Когда возникают разногласия, мы усердно работаем, чтобы достичь соглашения, не ущемляющего ничьих интересов. |
||
В организации сложилась сильная организационная культура, которая обеспечивает согласованность мнений и действий работников. |
|||
В организации легко достичь консенсуса даже при решении сложных задач. |
|||
У нас часто трудности в достижении общего согласия при решении ключевых задач. * |
|||
В организации достигнуто согласие по поводу того, что является правильным и неправильным при ведении бизнеса. |
|||
Координация и интеграция |
Наш подход к ведению бизнеса очень последователен и предсказуем. |
||
Люди из различных частей организации разделяют общие цели и видение. |
|||
В организации не возникает проблем при координации деятельности различных подразделений. |
|||
Работать с кем-либо из другого подразделения все равно, что работать с кем-то из другой организации. * |
|||
В организации имеет место четкое выстраивание системы целей и задач, при котором специфические цели подразделений подчинены общей цели организации. |
|||
Адаптивность |
Ориентация на изменения |
Методы работы очень гибкие и могут с легкостью меняться. |
|
Организация отслеживает изменения в бизнес-среде и действия конкурентов и вовремя реагирует на них. |
|||
Новые методы работы активно внедряются в деятельность организации. |
|||
Попытки провести изменения обычно встречают сопротивление со стороны сотрудников. * |
|||
Различные части организации часто взаимодействуют при внедрении изменений. |
|||
Ориентация на потребителя |
Мнения и рекомендации потребителей учитываются при определении характера и направления изменений. |
||
Потребитель оказывает прямое влияние на принимаемые решения. |
|||
Все члены организации имеют глубокое понимание потребностей клиента. |
|||
Интересы потребителей часто игнорируются при принятии решений. * |
|||
В компании поощряется налаживание контактов с клиентами. |
|||
Организационное обучение |
Сотрудники организации учатся на ошибках. |
||
Стремление к инновациям и склонность к риску поощряются и вознаграждаются руководством. |
|||
Большинству вещей не уделяется должного внимания. * |
|||
Обучение – важная цель при ежедневной работе. |
|||
В организации уверены, что сотрудники полностью понимают суть выполняемой ими работы. |
|||
Миссия |
Стратегическое направление и намерение |
У организации есть долгосрочная цель и направление развития бизнеса. |
|
Наша стратегия заставляет другие организации изменять свои конкурентные стратегии. |
|||
У организации есть четко сформулированная миссия, которая придает смысл и направление нашей работе. |
|||
У нас есть ясная стратегия на будущее. |
|||
Наше стратегическое направление мне непонятно.* |
|||
Цели и задачи |
В организации существует полное согласие по поводу целей организации. |
||
Лидеры ставят амбициозные, но реалистичные цели. |
|||
Руководство открыто говорит о целях, которые мы пытаемся достичь. |
|||
Мы ведем постоянный контроль над продвижением к поставленным целям. |
|||
Люди понимают, что должно быть сделано, для выживания в долгосрочной перспективе. |
|||
Видение |
У организации есть разделяемое всеми ее участника видение будущего. |
||
Лидеры ориентированы на будущее. |
|||
Краткосрочные цели часто противоречат долгосрочным целям. * |
|||
Наше видение служит источников воодушевления и мотивации для сотрудников. |
|||
Мы способны решать краткосрочные задачи, не ставя под угрозу наши долгосрочные перспективы. |