Файл: Методы стратегического планирования развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях общей социально-экономической и политической нестабильности результаты работы организации во многом зависят от правильно выбранной и грамотно реализованной стратегии развития. Стратегия развития определяет приоритеты в деятельности фирмы, ключевые цели и задачи, опирается на видение и миссию организации и позволяет выстроить эффективные взаимодействия с окружающей средой: клиентами и партнерами.

Условием реализации стратегии является наличие стратегического плана. Стратегическое планирование – обязательная управленческая функция, для которого необходимы определенные знания и навыки. Сложности в реализации стратегического планирования связаны с тем, что в современной ситуации методы и технологии составления долгосрочных планов оказываются неэффективными. Руководителям необходимы умения планировать развитие организации с учетом постоянных изменений внешней и внутренней среды.

Актуальность изучения вопросов стратегического планирования развития организации заключается в необходимости повышать качество управленческой деятельности, внедрять технологии разработки и реализации организационной стратегии.

Цель работы – разработать стратегический план для строительной организации и оценить эффективность его реализации с учетом текущих результатов и особенностей управленческой деятельности фирмы.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. изучить теоретические аспекты стратегического планирования развития современной организации: понятие, методы и значение для повышения эффективности деятельности;
  2. проанализировать деятельность организации, систему управления и реализацию функции стратегического планирования, выявить проблемы и ограничения действующего стратегического плана;
  3. разработать стратегический план развития организации и оценить его эффективность.

Объектом исследования выступает строительная организация - Индивидуальный предприниматель Новиков В.Г. В качестве предмета рассматриваются характеристики и особенности разработки и реализации стратегического плана, а так же возможности использования стратегического плана для повышения деятельности организации.

Источниками информации для написания работы составили учебные, научные, публицистические материалы, посвященные вопросам стратегического планирования развития организации. Так, общее понятие о стратегическом планировании представлено в работах В.Р. Веснина, О.С. Виханского, А.П. Гапоненко, А.П. Панкрухина, Р.С. Каплана, Ф. Котлера, Р. Нортона и других отечественных и зарубежных авторов. Взаимосвязь тактического и стратегического планирования рассматривали Л.В. Глезман, Г.В. Звездакова, Н.П. Карпова, С.А. Кулешов, П.Саркисов и другие. Маркетинговые аспекты стратегического планирования встречаются в работах Е.Н. Благиревой, Е.А. Братухиной, И.А. Тайменцевой, Н.А. Власенко, П.В. Магданова и других. В целом в работах теоретиков менеджмента присутствует системный подход к пониманию стратегического планирования, рассматривается взаимосвязь данного этапа с другими этапами управления.


Практическая значимость результатов работы заключается в освоении методов анализа системы управления, разработки и реализации стратегического плана развития организации, а так же в формулировании и обосновании стратегического плана для ИП Новиков В.Г. Изучение принципов и особенностей современного стратегического планирования позволит применять их во всех сферах и в различных организациях.

1. Теоретические аспекты стратегического планирования развития современной организации

1.1 Понятие и характеристики стратегического планирования развития

Стратегическое планирование – это управленческая функция, направленная на разработку и обоснование плана мероприятий по реализации стратегии развития организации[1]. Содержание понятия «стратегическое планирование» может быть раскрыто в рамках двух подходов. Первый, более широкий подход, определяет стратегическое планирование развития в масштабах всего общества, государства, всей экономической системы. Здесь под стратегическим планированием понимается создание некого образа, при котором достигаются приоритетные цели общества и экономики. Данное понимание опирается на принципы социально-экономического прогнозирования, финансового анализа, и общей политики государства на внутреннем и внешнем рынке[2].

Второй подход описывает стратегическое планирование в более узком плане, на уровне отдельных организаций. Под стратегическим планированием развития понимается определение перечня действий по реализации стратегии. С точки зрения данного подхода этапами планирования являются конкретные мероприятия, реализация которых приведет фирму к ее стратегической цели. В качестве таких мероприятий обычно выступают: реформирование организационной структуры, модернизация производственной базы, реконструкция материальных объектов, оптимизация затрат, повышение качества услуг и продукции и т.д. Стратегическое планирование на уровне организаций основывается на финансовых показателях, таких, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность[3].


Ключевыми характеристиками стратегического планирования являются:

  1. принятие управленческого решения о необходимости разработки или корректировки стратегии развития организации и плана достижения стратегических целей;
  2. конкретизация элементов стратегии: цель, миссия, видение, конкурентные преимущества;
  3. обоснование стратегического плана развития, результаты конкурентного анализа организации и ее внешней среды;
  4. конкретный перечень мероприятий, распределенный по срокам реализации и направленный на достижение стратегической цели организации;
  5. ресурсное обеспечение мероприятий: финансирование, организационные ресурсы, кадровый состав, материально-техническая и технологическая база;
  6. ожидаемые результаты (целевые показатели) реализации стратегического плана;
  7. оперативные планы, разработанные или скорректированные с учетом выбранной стратегии[4].

Процесс планирования реализации стратегии развития включает несколько этапов. На первом этапе происходит конкретизация стратегической цели, разбивка ее на задачи, с определением сроков их исполнения и закреплением ответственных лиц. Результатом данного этапа является документ, закрепляющий цель, задачи, сроки, мероприятия в рамках реализации стратегии[5].

Второй этап включает анализ тенденций рынка, экономической, политической и социальной среды, в которых функционирует организация. Это позволяет оценить внешние риски и подготовить альтернативные пути развития событий, позволяющие компании сохранять достигнутые результаты и использовать внешнюю ситуацию во благо своим стратегическим целям.

Третий этап требует оценки конкурентных сил и перспектив их развития в дальнейшем. Конкурентный анализ дает понимание положения компании, позволяет определить сильные и слабые стороны, конкурентные преимущества и ограничения, препятствующие достижению стратегических целей. Важно понимать, что выбранная конкурентная стратегия должна базироваться на имеющихся у организации ресурсах и учитывать возможности роста.

Четвертый этап заключается в оценке внутренних ресурсов компании, поиск и привлечение дополнительных ресурсов, необходимых для достижения стратегической цели. На данном этапе важно сопоставить возможности компании возмещать затраты по привлеченным ресурсам с объемом привлеченных ресурсов.

Пятый этап необходим для проведения оценки перспектив и финансовых результатов текущей деятельности. На данном этапе происходит прогнозирование развития событий в том случае, если текущая деятельность не будет меняться, а так же сравнение с прогнозом по реализации стратегии. Такое сравнение позволит определить сильные и слабые стороны стратегии, предотвратить негативные последствия и усилить положительные результаты.


Шестой этап стратегического планирования включает приведение в соответствие тактических и стратегических планов. Это важный этап для того, чтобы скорректировать текущую деятельность и переориентировать ее на достижение ключевых целей.

Разработка стратегического плана требует соблюдения таких условий, как[6]:

  1. опора на объективные данные, такие, как результаты коммерческой деятельности, объем реализации, совокупные затраты, себестоимость выпуска и реализации продукции и т.д.;
  2. учет макроэкономических показателей: уровень инфляции, процентные ставки по кредитам, курс национальной валюты и т.д.);
  3. предварительная оценка рисков, возможных при реализации стратегических планов, разработка альтернативных вариантов действия в случае, когда наступление рисков велико, а влияние рисков по большей части негативно;
  4. этапы плана конкретизированы и содержат количественное и качественное описание ожидаемых результатов;
  5. готовность персонала к восприятию и реализации запланированных событий, снижение внутреннего противоречия и бойкотирования нововведений, связанных с реализацией стратегией;
  6. обеспеченность ресурсами для осуществления запланированных действий и поддержание внутренней стабильности, к какой относится, например, стабильность персонала или стабильность финансовых потоков;
  7. расходы на реализацию стратегии должны быть окупаемыми и регулируемыми со стороны управляющей системы;
  8. на протяжении разработки и реализации стратегического плана все этапы должны быть согласованы, не противоречить и не ограничивать друг друга;
  9. реализация запланированных этапов должна укладываться в установленные временные рамки, которые в свою очередь должны соответствовать объективным возможностям компании.

В ходе анализа литературных источников было выявлено, что современное стратегическое планирование отличается от практики планирования реализации стратегии, используемой несколько десятилетий назад. Во-первых, для отечественных руководителей сам процесс стратегического планирования был новым и непонятным, так как длительное время планирование осуществлялось на уровне государства, а на не уровне отдельных организаций. Современные руководители приобрели навыки стратегического планирования преимущественно в процессе конкретной управленческой деятельности, а не за счет имеющихся знаний и навыков работы[7].


Во-вторых, на этапе перехода от плановой экономики к рыночной, требующей использования технологии стратегического планирования, в отечественную практику управления были введены западные методы, что с одной стороны предоставило необходимый инструментарий, но с другой стороны потребовало адаптации зарубежного опыта и выработки собственной стратегии долгосрочного планирования. В такой ситуации наиболее конкурентоспособными оказались те организации, которые не боялись экспериментировать, гибко реагировали на изменения внешней среды, активно осваивали новые формы и методы работы, в том числе и методы составления и реализации планов.

В-третьих, для современного российского бизнеса, характеризующего постоянной изменчивостью внешней и внутренней среды, стратегические планы стали служить той основой, которая удерживает организацию, обеспечивает ее устойчивость и позволяет сохранить выбранные ориентиры развития.

В-четвертых, благодаря наличию стратегического плана удается достигать синергетического эффекта, когда результаты совместной деятельности превосходят сумму результатов отдельных подразделений. Это стало возможным благодаря кооперации внутри организации и выстраивания партнерских отношений со внешней средой. Так, взаимодействие транспортных, логистических, торговых предприятий позволяет существенно повысить общий финансовый результат и отдельные результаты каждой компании. Синергетический эффект достигается еще и благодаря тому, что стратегические и тактические цели компании не противоречат, а дополняют друг друга[8].

Пятая особенность современного стратегического управления и планирования заключается в использовании методов проектного управления. Стратегическое и проектное управление дополняют друг друга. Каждую стратегию организации можно рассматривать как проект со своими целями, сроками исполнения, показателями достижения и ресурсами, обеспечивающими основную деятельностью.

Современное состояние рыночной среды требует одновременной реализации нескольких проектов. Согласование проектов и результаты от их реализации будут выше, если все они соответствуют общей стратегии фирмы. Кроме того, благодаря использованию проектного управления, можно устранить такие проблемы стратегического планирования, как избыточность информации, формальных подход, преобладание рутинных операций над ключевыми задачами, приводящими к достижению главной цели. Еще один положительный эффект использования проектного управления в стратегическом планировании - это повышение заинтересованности сотрудников в процессах и результатах деятельности. Проектное управление позволяет вовлечь большее количество персонала, объединить усилия, укрепить взаимодействие, что, неизбежно, положительно скажется на мотивации и лояльности сотрудников[9].