Файл: Общие принципы и правила формирования отчетности (Этапы формирования финансовой отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы -это уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов, или в увеличении обязательств, которые приводят к уменьшению капитала. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, если уменьшение актива или увеличение обязательства может быть надежно измерено.

Расходы - это затраты, списывающиеся на доход. Согласно МСФО убытки тоже относятся к расходам, поэтому они не выделяются как отдельный элемент финансовой отчетности. Разделение затрат на признаваемые в балансе и отражаемые в отчете о прибылях и убытках предусмотрено ПБУ 10/99. В отчете о прибылях и убытках расход признается после признания дохода, который был получен в последствии осуществления расходов, что соответствует международным принципам.

Этап 3. Признание элемента в финансовой отчетности

Признание элемента в финансовой отчетности предусматривает:

- словесное описание объекта и его стоимость;

- включение выявленной суммы в баланс или отчет о прибылях и убытках.

Оценка - это определение денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны быть внесены в баланс и отчет о прибылях и убытках. Для этого выбирается метод оценки.

Принципы предусматривают, что в финансовой отчетности в разной степени и в различных сочетаниях могут быть использованы разные методы оценки. Поначалу признание активов и обязательств осуществляется по первоначальной стоимости. В последствии возможен учет по стоимости переоценки , которая обеспечивает пользователей более полезной, но более субъективной информацией.

2.4 Основополагающие допущения и схемы составления финансовой отчетности


Во время составления и подготовки финансовой отчетности применяются следующие основополагающие допущения:

•   учет по методу начисления, согласно данному учету, результаты операций и прочих событий признаются по факту их окончания. Использование данного метода предусматривает, что на каждую отчетную дату идет начисление соответствующих доходов и расходов организации

•   непрерывность деятельности организации. В этом принципе при составлении финансовой отчетности предполагается, что организация будет действовать в ближайшем будущем. Организация не нуждается в ликвидации или кардинальном сокращении масштабов своей деятельности. В том случае, если ожидается прекращение деятельности организации, ее банкротство, отчетность должна быть составлена отталкиваясь от предположения, что все активы будут продаваться по ликвидационной стоимости.


Допущение имущественной замкнутости организации, исходя из которого активы и обязательства организации существуют изолировано от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств иных организаций, действующее в российской практике, МСФО не предусмотрено.

Введение данного допущения на практике на отечественных организациях приводит к тому, что при отражении активов в бухгалтерском учете юридическая форма доминирует над экономическим содержанием. К примеру, организация, в коммерческих целях, купила здание и стала им пользоваться, получая экономические выгоды, но при этом здание еще не было зарегистрировано. В соответствии с российским законодательством данный объект учета нельзя относить к основным средствам (он должен числиться в составе капитальных вложений), в данном случае, так же, не разрешается и начисление амортизации, и данный факт неблагоприятно отображается на достоверности представляемой финансовой отчетности: возможно искажение информации о реальной стоимости активов, а также о расходах организации. МСФО дают возможность избежать подобных отклонений.

В соответствии с МСФО качественные характеристики являются «инструментами, которые делают информацию представляемую в финансовой отчетности полезной для пользователей» МСФО отмечают четыре основные качественные характеристики: понятность, сопоставимость, уместность и надежность. Первые две характеристики касаются представления информации, вторые - ее содержания.

Под понятностью подразумевается доступность информации для понимания пользователя, который имеет достаточно знаний в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета.

Информация, которая содержится в финансовой отчетности, должна являться сопоставимой внутри организации по отчетным периодам, а во внешней среде с информацией других организаций. Данный подход дает возможность проследить тенденции изменения финансового положения организации и результаты ее деятельности.

Уместной принято считать информацию, которая имеет влияние на экономические решения пользователей, которая помогает им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, которая подтверждает или исправляет прошлые оценки. Качественные характеристики информации взаимосвязаны между собой. Так же на уместность информации сильное воздействие оказывает ее значительность(существенность).

Существенной принято считать информацию, искажение или пропуск которой могут колоссально повлиять на организацию пользователями управленческих решений. Каждая существенная статья должна быть представлена в финансовой отчетности самостоятельно. Малосущественные суммы должны быть включены в состав более крупных статей аналогичного назначения.


Точных количественных критериев существенности нет, но в отдельных положениях подразумевается, что статьи, превышающие 5% общего итога по данному отчету, стоит принимать как существенные.

Надежность представляет из себя отсутствие в информации существенных ошибок. Гарантией надежности информации служит соблюдение следующих условий при ее раскрытии:

•   правдивое представление;

•   преобладание сущности над формой;

•   нейтральность;

•   осмотрительность;

•   полнота;

•   существенность.

Считается, что информация представлена правильно, если факт хозяйственной деятельности или событие соответствуют его квалификации и оценке в бухгалтерской отчетности.

Концептуальная схема составления финансовой отчетности организации создана отталкиваясь от того, что ее главной целью стоит обеспечение информационных потребностей инвесторов .

Информационная политика организации, особенно имеющей листинг на бирже, в целом имеет упор на удовлетворение запросов инвесторов через более информативные форматы отчетности. Одним из обязательных условий для принятия инвестиционного решения является доверие к отчетности, которое, в свою очередь, позволяет улучшить качество раскрываемой информации исходя из потребностей приоритетной группы пользователей.

Современный менеджмент ставит перед собой задачу удовлетворить интересы приоритетной группы пользователей, ими являются инвесторы и кредиторы, через более информативные форматы отчетности. Данная тенденция появилась из-за роста влияния нефинансовых факторов на стоимость организации, среди которых политика раскрытия информации являет особую важность для роста доверия к организации со стороны инвесторов.

Преимущественно требования к качеству информации, которые содержатся в российских нормативных актах, могут быть сопоставимы с требованиями МСФО и ГААП США. Это можно объяснить тем, что в процессе реформирования российской системы бухгалтерского учета случается заимствование опыта экономически развитых стран. Сейчас к таким требованиям следует прибавить прозрачность формируемой информации. Прозрачность - качественная характеристика, она широко используется в зарубежной литературе, но фактически не применяется по отношению к российской отчетности.

"Прозрачная" отчетность должна подчиняться строгим нормативам, это требование надлежит ввести в нормативную базу российского законодательства, это даст возможность повысить качество формируемой отчетности.


Качественные характеристики финансовой отчетности

Принципы учета информации

Принципы учета и составления финансовой отчетности

-Принцип продолжающейся деятельности

-Принцип начислений: принцип регистрации дохода, принцип соответствия

- Понятность

- Уместность, существенность

- Достоверность, правдивость информации, приоритет содержания над формой, нейтральность, осмотрительность ,полнота.

-Своевременность

-Сопостовляемость

Схема 1. Концептуальная схема составления финансовой отчетности

Структура финансовой отчетности и форма представления информации, предложенные стандартом, достаточно гибки, что дает возможность применять их в организациях разных видов деятельности, и даже для составления сводной отчетности.

2.5 Общая характеристика информационного содержания основных форм отчетности: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, приложения к балансу и других.

Бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с главой 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в данной главе указывается, что все организации обязуются каждый месяц составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность различается по видам деятельности организаций: кредитных, страховых организаций, бюджетных учреждений и иных организаций.

В состав отчетности включены следующие формы отчетов:

· бухгалтерский баланс (ф. № 1);

· отчет о финансовых результатах (ф. № 2);

· отчет об изменениях капитала (ф. № 3);

· отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

· отчет о целевом использовании полученных средств(ф. № 6);

· пояснительная записка;

· аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту;

· иные отчеты.

Помимо форм № 1, № 2, которые значатся квартальными, все остальные формы отчетности - годовые. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к следующему. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года - отчетный и минувший отчетному.

Для акционерных обществ открытого типа, банков, страховых организаций, инвестиционных и иных фондов, предусмотрена публичность отчетности. Это подразумевает, что не позже 1 июня года, следующего за отчетным, бухгалтерская отчетность организации публикуется в газетах, журналах или путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий.


Следует подчеркнуть, что бухгалтерская отчетность - является единственной частью бухгалтерской документации, которая не является коммерческой тайной организации.

В бухгалтерском балансе, в котором отражается финансовое состояние организации на конкретную дату, содержится информация об имуществе, обязательствах и капитале организации. Анализ бухгалтерского баланса взаимосвязан с рассмотрением всех статей актива с позиции ее ликвидности, статьи пассивов оценивают с точки зрения срочности требований к погашению обязательств и возможных источников их погашения. Информация о собственном капитале рассматривается с точки зрения способна ли организация сохранять свою финансовую устойчивость.

Информация отчета о финансовых результатах в процессе анализа дает возможность составить представление о способности организации распоряжаться своими ресурсами и обеспечить прибыльное функционирование на долгое время.

Отчет об изменении капитала заключает в себе цель представлять информацию об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и о причинах его изменения. Поэлементный анализ данного отчета даст охарактеризовать способность организации к самофинансированию и увеличению капитала. В зависимости от причин изменения статей отчета может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов.

Отчет о движении денежных средств нужен для оценки способности организации обеспечивать превышение поступлений денежных средств над платежами. Если рассматривать статьи данного отчета, то главным показателем будет являться результат изменения денежных средств от операционной деятельности, потому что именно он характеризует устойчивость дополнительного притока денежных средств в организацию.

Рассмотрим основные показатели деятельности организации, которые можно оценить по основным формам бухгалтерской отчетности (таблица №1).

Таблица 1

Характер информации содержащейся в формах бухгалтерской отчетности

Форма бухгалтерской отчетности

Финансовые показатели

Аналитические процедуры

№1 «Бухгалтерский баланс»

Внеоборотные активы Оборотные активы Собственный капитал Заемный капитал Кредиторская и дебиторская задолженность

1.1. Анализ структуры имущества и обязательств предприятия 1.2. Анализ ликвидности баланса 1.3. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности 1.4. Анализ потенциального банкротства 1.5. Расчет и оценка коэффициентов финансовой устойчивости 1.6. Классификация финансового состояния организации по сводным критериям оценки бухгалтерской отчетности 1.7. Общая оценка деловой активности организации, расчет и анализ финансового учета

№2 «Отчет о финансовых результатах»

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг Усеченная и полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ Валовая прибыль Прибыль (убыток) от продаж Сальдо операционных доходов и расходов Сальдо внереализационных доходов и расходов Прибыль (убыток) до налогообложения Отложенные налоговые активы и обязательства Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

2.1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности 2.2. Анализ затрат, произведенных организацией 2.3. Анализ безубыточности 2.4. Факторный анализ 2.5.Анализ показателей рентабельности

№3 «Отчет об изменениях капитала»

Показатели собственного капитала: уставный, добавочный капитал, резервный фонд, нераспределенная прибыль отчетного периода Показатели увеличения собственного капитала и др.

3.1. Анализ состава и движения собственного капитала 3.2. Анализ величины чистых активов

№4 «Отчет о движении денежных средств»

Оценка притока и оттока денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности

4.1. Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом 4.2. Расчет и анализ коэффициентов эффективности денежных потоков

№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Оценка динамики заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и других активов и обязательств организации

5.1. Анализ движения заемных средств 5.2. Анализ состава, движения, оборачиваемости и состояния дебиторской и кредиторской задолженности 5.3. Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов 5.4. Анализ наличия и движения основных средств, их состояния и эффективности использования 5.5. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений