Файл: Основные понятия и правовая база проведения инвентаризации..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Следует помнить, что за исключением индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и уплачивающих единый налог на вмененный доход, во всех остальных случаях прием денежных средств, в качестве выручки может осуществляться с применением кассового аппарата. При приеме денежных средств от покупателей кассиров пробивается кассовый чек, а по итогам рабочего дня с кассового аппарата снимается Z отчет, показывающий общую сумму выручки за день.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так согласно КоАП РФ за нарушение порядка .
Помимо проведения инвентаризации кассы, в целях обеспечения контроля за сохранностью денежных средств по решению руководителя предприятия, или же по требованию налогового органа в организации могут проводиться внезапные ревизии кассы.
Ревизия кассы проводится членами специальной комиссии, утверждаемой приказом руководителя предприятия. В том случае, если инициатором проведения такой ревизии является налоговой орган, в состав комиссии включают ее сотрудника - проверяющего.
Систематические проверки соблюдения предприятиями порядка требований Порядка ведения кассовых операций может осуществляться обслуживающими организацию банками. При этом все предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны к выполнению предприятиям.
При проведении ревизии кассы, также как и проведении инвентаризации могут быть выявлены как излишки денежных средств, так и их недостача.
3.Правовая база проведения инвентаризации
Основной нормативной базой для проведения инвентаризации имущества и обязательств на сегодняшний момент являются, следующие законодательные акты:
1) ФЗ«О бухгалтерском учете», который включает в себя помимо общих положений о бухгалтерском учете, различного рода определений, основные требования к ведению учета, оценке имущества и обязательств организации, но и рассматривает понятие «инвентаризация», определяет случаи, когда процедура проведения инвентаризации является обязательной, а также порядок отображения выявленных в ходе проведения инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;
2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности, взаимоотношение организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, рассматривает порядок оценки и проведения инвентаризации имущества и обязательств организации;
3) Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» - содержит формы первичной учетной документации оформляемых в ходе проведения инвентаризации;
4) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 - устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов, правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации;
5) Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № 20н «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» - устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной проверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.
4. Первичные документы, используемые в ходе проведения инвентаризации имущества и обязательств
В ходе проведения инвентаризации имущества и обязательств организации могут использоваться следующие формы документов:
1. ИНВ-1«Инвентаризационная опись основных средств»- заполняется при формировании данных об основных средствах, полученных входе проведения процедуры инвентаризации.
Составляется, как правило, в двух экземплярах, один для бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.
Если необходимо экземпляров описи может быть больше (например, если основные средства приняты по договору аренды третий экземпляр описи передается арендодателю).
2. ИНВ-1а«Инвентаризационная опись нематериальных активов»- используется при формировании данных о нематериальных активах организации, полученных в ходе проведения инвентаризации.
Составляется в двух экземплярах, один передается бухгалтерской службе предприятия, второй - передается материально ответственному лицу.
3. ИНВ-2«Инвентаризационный ярлык»- заполняется в случае проведения проверки наличия материальных ценностей на складе организации, когда возможность проведения инвентаризации в течение одного дня отсутствует. Составляется в одном экземпляре.
4. ИНВ-3«Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей». Для формирования этой инвентаризационной описи используются данные формы ИНВ-2«Инвентаризационный ярлык».
Опись используется для отображения сведений о фактическом наличии товарно-материальных ценностей на предприятии.
Составляется в двух экземплярах.
5. ИНВ-4«Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных»- используется для оформления инвентаризации стоимости отгруженных товарно-материальных ценностей.
Данный акт составляется в двух экземплярах.
6. ИНВ-5«Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».
Опись используется, если у организации имеются товарно-материальные ценности, приятые на ответственное хранение, в ходе проведения их инвентаризации.
Опись составляется в двух экземплярах.
7. ИНВ-6«Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути».
Используется, если необходимо выявить стоимость и количество товарно-материальных ценностей, находящихся в пути в период проведения инвентаризации.
Акт составляется в двух экземплярах.
8. ИНВ-8«Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».
9. ИНВ-8а«Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях».
10. ИНВ-9«Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них».
Акты по форме ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9применяются при инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных металлов, природных металлов и изделий из них.
Составляются в двух экземплярах.
11. ИНВ-10«Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств» - применяется при проведении инвентаризации незаконченных ремонтов оборудования, зданий, машин и т.д.
Составляется в двух экземплярах.
12. ИНВ-11«Акт инвентаризации расходов будущих периодов»- используется в ходе проведения инвентаризации расходов будущих периодов. Составляется в двух экземплярах.
13. ИНВ-15«Акт инвентаризации наличных денежных средств» -используется в ходе проведения проверки наличных денежных средств.
Акт составляется в двух экземплярах.
14. ИНВ-16«Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»- используется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.
Составляется в двух экземплярах.
15. ИНВ-17«Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» - применяется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах.
Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии.
16. Приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами».
17. ИНВ-18«Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств».
18. ИНВ-19«Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».
Сличительные ведомости по форме ИНВ-18 и ИНВ-19 применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу (лицам).
19. ИНВ-22«Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации» (Приложение А).
20. ИНВ-23«Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации».
21. ИНВ-24«Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей».
22. ИНВ-25«Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций».
5.Порядок оформления результатов инвентаризации
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации излишек имущества, выявленный при проведении инвентаризации, приходуется на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат у коммерческой организации или на увеличение дохода у некоммерческой.
Алгоритм действий при проведении и оформлении результатов инвентаризации представлен на Рисунке 1.
Рисунок 1 — Алгоритм действий при проведении и оформлении результатов инвентаризации.
По каждому виду имущества или обязательств заполняют свою инвентаризационную опись или акт.
По результатам проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации, на заключительном этапе проводится анализ полученных данных, Такой анализ в первую очередь направлен на сопоставление данных полученных по итогам проведенной проверки с данными, числящимися на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Все выявленные расхождения заносятся в соответствующие сличительные ведомости.
Приказ о проведении инвентаризации и назначении инвентаризационной комиссии (форма ИНВ-22)
Регистрация приказа в журнале
(форма ИНВ-23)
Получение расписок от материально ответственных лиц
Инвентаризация ценных бумаг и бланков строгой отчетности (оформление ИНВ-16)
Инвентаризация материально-производственных (оформление ИНВ-2 и ИНВ-3 по ценностям, находящимся в организации, ИНВ-4 – по ценностям отгруженным, ИНВ-5 – по ценностям на ответственном хранении, ИНВ-6 – по ценностям в пути)
Инвентаризация расходов (оформление ИНВ-10 — по незаконным ремонтам основных средств, ИНВ-11 – по расходам будущих периодов)
Инвентаризация средств в кассе по наличным деньгам и денежным документам (оформление ИНВ-15)
Инвентаризация расчетов
(оформление ИНВ-17)
Инвентаризация НМА (оформление ИНВ-1а)
Инвентаризация основных средств (оформление ИНВ-1)
Оформление сличительной ведомости (ИНВ-18)
Оформление сличительной ведомости (ИНВ-19)
Руководство предприятия организует заседание комиссии, в ходе которого будут рассмотрены все результаты проведенной инвентаризации с выявлением потенциальных причин обнаруженных излишков и недостач ценностей. На этом заседании членами комиссии вырабатываются мероприятия по предупреждению в дальнейшем образования излишков или же недостач товарно-материальных ценностей, объектов основных средств и других ценностей. Все выводы и решения по итогам проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации оформляются соответствующим протоколом.
По итогам проведенного заседания оформляется «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» по форме ИНВ-26. Также членам комиссии при проведении заседания необходимо подготовить соответствующие предложения по отражению в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации. Однако окончательное решение по данным вопросам принимается руководителем предприятия и оформляется в форме приказа или распоряжения об утверждении результатов проведенной проверки.