Файл: Основные понятия и правовая база проведения инвентаризации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все полученные в результате проведения инвентаризации материалы работы предаются членами инвентаризационной комиссии в бухгалтерию организации, где осуществляется их дальнейшее хранение в течение срока не менее пяти лет. При этом до момента составления бухгалтерской службой организации сличительных ведомостей, уполномоченными сотрудниками бухгалтерии производится проверка правильности, всех проведенных в инвентаризационных ведомостях подсчетах.

И, только после проведения перечисленных мероприятий, сотрудниками бухгалтерской службы составляются сличительные ведомости, где отражаться все результаты, проведенной инвентаризации. При этом суммы выявленных излишков или недостач в сличительных ведомостях указываются исходя из их оценки по данным бухгалтерского учета. Сличительные ведомости составляют в двух экземплярах: один из которых остается в бухгалтерии, а другой экземпляр передается материально ответственному работнику.

В соответствии с инструкцией для оформления результатов полученных в ходе проведения инвентаризации могут использоваться единые регистры, объединяющие в себе показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, находящиеся на ответственном хранении, арендованные, т.е. не принадлежащие организации, но числящиеся по данным бухгалтерского учета составляются отдельные сличительные ведомости.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации излишек имущества, выявленный при проведении инвентаризации, приходуется на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат у коммерческой организации или на увеличение дохода у некоммерческой. Недостача имущества и его порча в приделах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), если же выявлена порча или недостача имущества сверх установленных норм - за счет виновного лица. В том случае если выявленная, в результате проведенной инвентаризации, недостача не может быть отнесена на виновных лиц, т.к. они не были обнаружены, убытки относятся на финансовый результат у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой.

В бухгалтерском учете стоимость недостающего имущества отображается на счете 94«Недостачи и потери от порчи ценностей»:

1) при выявлении недостачи основных средств:

Дебет 02«Амортизация основных средств» - Кредит 01«Основные средства» - списана сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, выявленных по итогам проведенной инвентаризации в качестве убытка;


Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 01«Основные средства» - списана остаточная стоимость недостающих объектов основных средств;

2) при выявлении недостачи нематериальных активов:

Дебет 05«Амортизация нематериальных активов» -Кредит 04«Нематериальные активы» - списана сумма начисленной амортизации по объектам нематериальных активов, выявленных по результатам проведенной инвентаризации в качестве недостачи;

Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» -

Кредит 04«Нематериальные активы» - списана остаточная стоимость по объектам нематериальных активов, выявленных по результатам проведенной инвентаризации в качестве недостачи;

3) при выявлении недостач материалов:

Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 10«Материалы» - отражена сумма недостачи материалов, выявленная по итогам проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации

4) при выявлении недостач товаров:

Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 41«Товары» - отражена сумма недостачи товаров, выявленная по итогам проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации;

5) при выявлении недостач денежных средств в кассе организации:

Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 50«Касса» - отражена сумма недостачи денежных средств в кассе организации, выявленная по итогам проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации.

В соответствии с методическими указаниями по проведению инвентаризации все результаты, полученные по итогам проведенной инвентаризации следует отражать в бухгалтерском учете и отчетности организации непосредственно того месяца, в котором она была проведена, при проведении годовой инвентаризации - в годовом отчете. Выявленный по итогам проведенной инвентаризации излишек товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

В бухгалтерском учете организации в этом случае необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 01«Основные средства», 10«Материалы», 41«Товары», 43 «Готовая продукция» — Кредит 91«Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — в составе прочих доходов отражена рыночная стоимость излишков, выявленных по результатам проведенной инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов рекомендовано при продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам цена продажи определять по соглашению сторон (продавца и покупателя). При этом, материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния. В случае возможности дальнейшего использования выявленных по итогам проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации излишков товарно-материальных ценностей, или возможности их дальнейшей реализации рыночная цена данных активов списывается на бухгалтерские расходы.


Заключение

Таким образом, в целях формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации, уличения имеющих место фактов хищения товарно-материальных ценностей, обмеров, обвесов со стороны работников организации, выявления, в следствии различных причин порчи имущества, исполнения Федерального закона«О бухгалтерском учете», организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.

При этом не стоит забывать о случаях, когда в соответствии с действующим законодательством проведение инвентаризации является обязательной процедурой.

В соответствии с действующим законодательством проведение инвентаризации для организаций является обязательной процедурой в таких случаях, как:

- передача государственного или муниципального имущества в аренду, его выкуп, продажа, а также преобразование

- составление годовой отчетности организации

- выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества предприятия

- смена материально ответственных лиц (независимо от причин смены)

- реорганизация или ликвидация организации

- стихийные бедствия, пожары, и иные чрезвычайные ситуации

- и иные случаи, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

А также, в случаях, когда инвентаризация проводится по инициативе налоговых органов.

Учетная политика, разрабатываемая на предприятии должна содержать сведения о сроках и периодичности проведения инвентаризации имущества, должны быть разработаны, в случае необходимости, различные внутренние инструкции.

При этом следует очень внимательно относиться к оформлению первичной документации при проведении инвентаризации, заполнению описей и сличительных ведомостей.

В соответствии с методическими указаниями по проведению инвентаризации все результаты, полученные по итогам проведенной инвентаризации следует отражать в бухгалтерском учете и отчетности организации непосредственно того месяца, в котором она была проведена, при проведении годовой инвентаризации - в годовом отчете. Выявленный по итогам проведенной инвентаризации излишек товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.


В процессе проведения инвентаризации членами комиссии могут быть допущены различного вида ошибки, вследствие которых результаты проведенной проверки могут быть поставлены под сомнение или вовсе, в исключительных случаях могут быть признаны недействительными, необходимо внимательно следить за соблюдением требований к проведению инвентаризации, для того, что бы в дальнейшем полученные результаты инвентаризации могут быть поставлены под сомнение.

Список используемой литературы

Список нормативно-правовых актов:

1.Налоговый кодекс Российской Федерации, части IиII.

2.Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3.Кодекс об административных правонарушениях.

4.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н.

5.Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.

6.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08, утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

7.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 153н.

8.Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России, утвержденный 12 октября 2011 г. № 373-П.

9.Постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт

10.Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № 39н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности».

11. Лабынцев, Н.Ю. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебное пособие/Н.Ю.Лабынцев.-М.:Финансы и статистика, 2013. - 240 с.;

12. Богаченко, В. М. Практический консультант бухгалтера/В.М.Богаченко. - М.:Феникс, 2012. - 411 с.;

Приложение

Приложение А

Расписка

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, и все товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, приняты на учет, а выбывшие списаны в расход.