Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Государственная регистрация и учет физических лиц, как налогоплательщиков

При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют целый комплекс мер:

— регистрацию и учет налогоплательщиков;

— прием и обработку отчетности;

— учет налоговых поступлений и начисленных сумм, а также задолженности;

— контроль своевременного поступления платежей;

— камеральные и выездные налоговые проверки;

— производство по делу о налоговом правонарушении;

— реализацию материалов налоговых проверок;

— анализ эффективности администрирования на всех уровнях управления.

1.2.1 Государственная регистрация физических лиц — индивидуальных предпринимателей

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», введенному в действие с 1 июля 2002 г., государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти [4].

В соответствии с данным Законом были внесены изменения в ГК РФ и другие нормативные правовые акты. Так, согласно новой редакции ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе [1].

В качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию, было выбрано Министерство РФ по налогам и сборам (постановление Правительства РФ от 17. 05. 2002 № 319) [5]. В министерстве эту функцию выполнял Департамент регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков. Налоговые органы обладали опытом учета налогоплательщиков — ведения единого для всех уровней информационного ресурса — Единого государственного реестра налогоплательщиков.

В новой редакции вышеназванный Закон № 129-ФЗ имеет название «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Он вступил в силу с 1 января 2004 г. До этой даты МНС России осуществлял регистрацию только юридических лиц [4].


Таким образом, в настоящее время в сферу действия Закона № 129-ФЗ включаются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях [11, с. 73].

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (ИП) проводится на основании документов, представленных заявителем (только лично лицом, желающим приобрести статус Индивидуального предпринимателя).

Перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган, приведен в ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ. В большинстве случаев их только три:

-заявление о государственной регистрации;

-копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

-документ об уплате государственной пошлины [4].

В ряде случаев должны быть представлены копии документов, удостоверяющие дату и место рождения, право временно или постоянно проживать в России, адрес местожительства. Дополнительные документы предоставляются также для несовершеннолетних физических лиц [11, с. 84].

В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Закона № ФЗ-129 верность копий документов должна быть подтверждена нотариально [4].

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии со ст. 4 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган должен вести ЕГРИП [4].

Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРИП. Каждой записи в ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер, который состоит из 15 цифр.

Не позднее одного рабочего дня с момента регистрации регистрирующий орган должен выдать заявителю или направить по почте документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в ЕГРИП. Налоговый орган выдает заявителю решение о государственной регистрации, Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и Свидетельство о внесении записей в ЕГРИП.


В течение пяти рабочих дней с момента регистрации регистрирующий орган должен представить сведения о регистрации в иные государственные органы (внебюджетные фонды, органы статистики) [11, с. 85].

В ЕГРИП должны содержаться следующие сведения об ИП:

— фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства в РФ, данные документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, иностранного гражданина, лица без гражданства;

— дата государственной регистрации в качестве ИП, дата и способ прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— сведения о лицензиях, полученных ИП;

— ИНН;

— коды по ОКВЭД;

— сведения о регистрации ИП в качестве страхователя в социальных фондах;

— сведения о банковских счетах ИП.

При изменении перечисленных сведений (кроме сведений о лицензиях) предприниматель обязан сообщить об этом в регистрирующий орган в трехдневный срок. При внесении изменений в связи с переменой места жительства налоговая инспекция пересылает дело по новому месту жительства.

Отказ в государственной регистрации допускается только в следующих случаях:

1) Если представлен неполный комплект документов;

2) Если документы представлены не в надлежащий регистрирующий орган;

3) Если за государственной регистрацией обратилось физическое лицо, уже зарегистрированное в таком качестве;

4) Если за государственной регистрацией обратилось физическое лицо, в отношении которого не истек срок со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным, в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП;

5) Если в отношении физического лица не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью [11, с. 86].

Содержащиеся в ЕГРИП сведения являются открытыми, за исключением паспортных и других персональных данных. Данное ограничение не применяется в отношении предпринимателей, являющихся учредителем какой-либо организации.

Информация из ЕГРИП предоставляется за плату, если иное не установлено законом. Сведения должны быть представлены в течение пяти дней со дня получения запроса. Отказ в предоставлении сведений не допускается (за исключением персональных данных).

Обязанности государственных органов по представлению информации для ведения ЕГРН установлены в ст. 85 НК РФ [2].


1.2.2 Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах

Учет налогоплательщиков — явление такое же древнее, как и сами налоги. Учет — одно из основных условий, базовая предпосылка осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля своевременного внесения налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

В настоящее время учет необходим в первую очередь в целях наиболее полного выполнения бюджетного и налогового законодательства. Таким образом, в отличие от государственной регистрации учет налогоплательщиков преследует, прежде всего, фискальные цели. Наряду с фискальной функцией учет выполняет и социальную функцию. Сведения о доходах физических лиц используются, например, в целях проведения адресной социальной политики (выплат пособий семьям, имеющим детей) [11, с. 87].

Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков (ст. 32 НК РФ) [2]. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по уплате налога.

В настоящее время постановка на учет (снятие с учета) осуществляется на основе сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и ЕГРИП, а также сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ [2].

Физические лица встают на учет по месту жительства, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.

Если для ИП постановка на учет является обязанностью, то в отношении граждан, не являющихся ИП, постановка их на учет возложена, прежде всего, на налоговые органы и другие органы, обязанные представлять в установленном порядке сведения. В отношении граждан, не являющихся ИП, постановка на учет связана с наличием обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налогов [12, с. 172].

Место жительства — адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством (ст. 11 НК РФ) [2].

Помимо учета по месту жительства физические лица подлежат постановке на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. О постановке на учет гражданина по данному основанию налоговые органы обязаны его уведомить.


К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ) [2].

Постановка на учет ИП в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

Для постановки на учет физического лица и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП по форме, установленной Правилами ведения ЕГРИП (постановление Правительства от 16. 10. 2003 № 630) [6].

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, обязан осуществить постановку его на учет с присвоением ИНН и внести сведения в ЕГРН не позднее пяти дней со дня представления документов для государственной регистрации [12, с. 173].

В тот же срок ИП выдаются следующие документы:

1) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

2) уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ является документом, подтверждающим присвоение ИНН.

Уведомление является документом, подтверждающим постановку на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.

В случае прекращения деятельности в качестве ИП снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением физического лица о снятии его с учета [12, с. 174].

Постановка на учет частных (занимающихся частной практикой) нотариусов, а также частных адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (эти категории физических лиц в настоящее время относятся к налоговым агентам), осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции, выдающими лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, и советами адвокатских палат субъектов РФ в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган (п. 6 ст. 83 НК РФ) [2].