Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган:

— до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации;

— после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности только в том случае, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, при водящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) Представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, при водящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) Представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой про верки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога [12, с. 117].

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ) [2].

В соответствии с п. 7 ст. 81 НК РФ, уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога [2].


2.3 Ответственность за непредставление налоговой декларации и неуплату налога

За непредставление декларации в случаях, когда налогоплательщик обязан был это сделать, ст. 119 НК РФ предусматривает штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей [2].

Кроме штрафа за непредставление декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм налога [2].

Неуплата большой суммы налога образует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ ( УК РФ).

Согласно п. 1 ст. 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года [3].

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п. 2 ст. 198 УК РФ) [3].


При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей [3].

Предоставление налоговых деклараций по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ помогает налоговым органам определить величину доходов налогоплательщиков, сумму налога, а так же выявить нарушителей законодательства о налогах и сборах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый контроль как особый вид деятельности специально уполномоченных органов является одним из наиболее важных условий существования налоговой системы.

Необходимость усиления контрольных функций государства в современной России обусловливается достаточно низким уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами расхищения государственных средств и коррупции, огромными масштабами отмывания денег и утечки капитала за рубеж.

Эти объясняется необходимость применения строгих требований налогового законодательства к хозяйствующим субъектам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.

В ст. 82 НК РФ дано понятие налогового контроля. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов. Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Основной формой проведения налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа (камеральные налоговые проверки) и по месту нахождения налогоплательщика (выездные налоговые проверки).


В рамках налогового контроля проводится государственная регистрация и учет налогоплательщиков — физических лиц. Государственной регистрации подлежат физические лица в качестве ИП. Учет налогоплательщиков — физических лиц происходит по месту жительства, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям. ИП встают на учет в налоговый орган по месту своего жительства. Сведения о государственной регистрации ИП содержаться в ЕГРИП. Данные о физических лицах, в том числе ИП, при постановке на учет в налоговый орган заносятся в ЕГРН. При государственной регистрации и учете налогоплательщиков им присваивается ИНН.

Декларирование доходов физических лиц в рамках НДФЛ является одним из инструментов организации и обеспечения налогового контроля в РФ. НДФЛ — это федеральный прямой налог, представляющий изъятие части дохода физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

Место НДФЛ в налоговой системе определяется следующими факторами:

— является личным налогом, т.е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

— в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности;

— относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

— основной способ взимания — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет [9, с. 196].

Налоговая декларация по НДФЛ представляет собой письменное заявление налогоплательщика о своих доходах. Декларацию обязаны подавать физические лица и ИП. Кроме этого налоговую декларацию физические лица и ИП могут подать для получения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов.

Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Декларация по НДФЛ составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой ФНС России. Приказом ФНС России утверждена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ. Декларация представляется в налоговый орган лично на бумажном носителе либо на дискете с приложением экземпляра декларации или отправляется по почте.


Изменения в налоговую декларацию вносятся с помощью подачи уточненной налоговой декларации в случаях6

— не отражения сведений;

— неполноты отражения сведений;

— ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

За непредставление налоговой декларации в налоговый орган НК РФ устанавливает ответственность в виде штрафа. Кроме ответственности за непредставление налоговой декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в крупном и особо крупном размерах путем непредставления налоговой декларации образует состав преступления, предусмотренного УК РФ. За данное преступление предусматривается ответственность в виде штрафа, ареста и лишения свободы.

Таким образом, налоговая декларация служит одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налога со стороны налоговых органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, с изменениями на 19 октября 2011 года. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: //base. garant. ru/10 164 072/, (дата обращения: 25. 11. 2011, 19: 20).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, с изменениями на 7 ноября 2011 года. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: //base. garant. ru/10 900 200/,.

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, с изменениями на 7 ноября 2011 года. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: //base. garant. ru/10 108 000/, (дата обращения: 25. 11. 2011, 19: 00).

4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: //base. garant. ru/12 123 875/, (дата обращения: 25. 11. 2011, 19: 25).

5. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: //base. garant. ru/ 12 126 787/, (дата обращения: 25. 11. 2011, 19: 35).

6. О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: //base. garant. ru/12 132 953/, (дата обращения: 25. 11. 2011, 19: 37).