Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и особенности налогового контроля
1.2 Государственная регистрация и учет физических лиц, как налогоплательщиков
1.2.1 Государственная регистрация физических лиц — индивидуальных предпринимателей
1.2.2 Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах
2. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДФЛ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
2.1 Налоговая декларация по НДФЛ
2.2 Внесение изменений в налоговую декларацию
2.3 Ответственность за непредставление налоговой декларации и неуплату налога
ВЕДЕНИЕ
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой один из главных инструментов экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, и социально-экономические параметры страны.
Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития страны.
Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, который является системой организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления [12, с. 3].
Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Этому налогу всегда отводилось значительное место в формировании доходов бюджетов субъектов федерации. До 2002 года налог на доходы физических лиц в качестве незначительной доли поступал в доходы федерального бюджета. С 2002 года НДФЛ в полном объеме поступает в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:
— обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;
— регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
— стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.
Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами [9, с. 198].
С 1 января 2001 года доходы физических лиц облагаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II гл. 23) [2].
Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов — в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
Выбранная тема актуальна в связи с тем, что на данный момент перед налоговыми органами стоит серьезная проблема — контроль над полнотой, своевременностью и правильностью взимания налогов и его совершенствование. Особенности применения механизма налогового контроля, а также его роль в обеспечении формирования налоговой составляющей доходной части бюджета, делают рассмотрение механизма налогового контроля особенно актуальным в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть понятие налоговой декларации по НДФЛ, как действенного инструмента контроля за доходами физических лиц.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности налогового контроля.
2. Изучить, как происходит государственная регистрация и учет налогоплательщиков — физических лиц.
3. Раскрыть суть понятия налоговой декларации по НДФЛ.
4. Рассмотреть порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
5. Определить, какой ответственности подлежит налогоплательщик за непредставление налоговой декларации и неуплату налога.
Данная курсовая работа написана на основе кодифицированных нормативно-правовых актов, наиболее важным из которых является Налоговый кодекс РФ. А так же в работе использовались Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы ФНС РФ. В написании работы помогли учебные пособия по направлениям: налогообложение физических лиц, налоговый контроль, организация и методы налоговых проверок.
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и особенности налогового контроля
Прежде чем раскрыть содержание понятия «налоговый контроль», необходимо определить значения, в которых употребляется термин «контроль».
В научных исследованиях термин «контроль» используется в нескольких значениях:
-функция, метод, форма деятельности органов управления;
-совокупность приемов и методов, применяемых органами управления;
-завершающая стадия процесса управления;
-форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о состоянии управляемого объекта;
-система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта.
Управление осуществляется в различных сферах общественных отношений, в том числе в сфере финансов. Финансы — система экономических отношений, связанных с созданием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Налоговый контроль традиционно рассматривается как часть финансового контроля, охватывающего сферу образования, распределения и использования денежных фондов.
Финансовый контроль — это контроль законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах [2].
Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий формирования денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины, а также совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль — завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета [11, с. 16].
Контрольная деятельность государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, что является конечной (стратегической) целью налогового контроля.
Основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:
— обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;
— обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;
— предупреждение нарушений налогового законодательства;
— возмещение ущерба. причиненного государству в результате налогового законодательства [11, с. 22].
Элементами налогового контроля являются:
— законодательство о налогах и сборах;
— субъекты налогового контроля;
— объекты налогового контроля;
— порядок (процедура) налогового контроля;
— инструменты организации и обеспечения налогового контроля [12, с. 40].
Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов.
Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. Государству таких масштабов, как Российская Федерация, потребовалась единая система государственных органов, специализирующаяся на осуществлении оперативного и систематического контроля в сфере налогообложения [9, с. 216].
Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) определяет закрытый перечень различных государственных органов:
1. Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации (налоговые органы).
2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (таможенные органы).
3. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов).
4. Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы).
5. Органы государственных внебюджетных фондов [2].
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации [9, с. 217].
Инструментами организации и обеспечения налогового контроля являются:
— государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей;
— учет организаций и физических лиц;
— ведение различных информационных баз данных;
— налоговые проверки;
— ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
— взыскание задолженности в бюджет;
— применение санкций и другие [12, с. 41].
Форма налогового контроля — это способ организации контрольных действий. По смыслу ст. 82 НК РФ формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов, который включает:
-налоговые проверки;
-получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
-проверка данных учета и отчетности;
-осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;
-другие формы [2].
Налоговая проверка является формой налогового контроля, которая имеет самостоятельное значение. Что касается получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, а также осмотра и обследования помещений и территорий, то их трудно назвать самостоятельными формами налогового контроля, поскольку они осуществляются в рамках камеральной или выездной проверки и не могут использоваться обособленно от нее.
С одной стороны, НК РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля: наряду с перечисленными там формами допускается использование других.
С другой стороны, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены законом (ст. 1 НК РФ). Согласно ст. 86 и п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов только в формах, предусмотренных НК РФ [2].
Применение каких-либо иных форм налогового контроля может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих положений нормативных актов.