Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Меры государственной защиты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Рынок с помощью трех механизмов — конкуренции, спроса и предложения, ценообразования — приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего развития. Рынок вынуждает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживает конкуренцию между ними. Действие рыночного механизма стимулирует предпринимателей непрерывно создавать новые продукты.

Через механизм ценообразования рынок непрерывно снабжает предпринимателей информацией об изменениях на рынке, о возникновении новых условий и т.п. Он оказывает влияние на всех участников рынка, вытесняя слабых предпринимателей и награждая сильнейших, используя при этом различные методы конкуренции. Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал путем поиска новых форм и методов производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления.

Степень разработанности проблемы. Отечественными экономистами вопрос конкуренции активно исследовался с момента зарождения рыночных отношений в России. Конкурентные отношения рассматриваются во взаимосвязи (или параллельно) с иными фундаментальными экономическими процессами. В этой связи необходимо назвать работы С. Б. Авдашевой, Г. Л. Азоева, М. И. Гельвановского, В. П. Горева, В. А. Гордеева, Ю. Б. Рубина, С. Г. Светунькова, Н. И. Усик, Р. А. Фатхутдинова, А. Е. Шаститко, А. Ю. Юданова

Объект исследования: конкуренция как важнейшее явление рыночной экономики.

Предмет исследования: добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.

Цель исследования: изучить сущность ценовой конкуренции, ее добросовестных и недобросовестных методов.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие и виды конкуренции

2. Изучить законодательное регулирование конкуренции

3. Раскрыть методы добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

4. Рассмотреть способы защиты и борьбы с недобросовестной ценовой конкуренцией

Методической основой исследования стал системный анализ и конкретно научные методы: методы единства исторического и логического, анализа и синтеза, статистические методы, методы сравнения, наблюдения и другие.


Источниковой базой являются нормативно-правовые акты, исследования в области экономики, монографии и периодическая литература.

Структура работы определена целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ

1.1 Понятие и виды конкуренции

Конкуренция — это многогранное явление, которое исследуется и экономической, и юридической науками. Как и любой другой предмет изучения, она классифицируется по различным критериям.[1]

В юридической литературе по уровню соперничества конкуренция делится на следующие виды:

1. Совершенную, для которой характерны:

- однородность товара;

- многочисленность продавцов и потребителей;

- отсутствие преград для входа на рынок и выхода из него;

- наиболее полная информированность о ценах, прибылях и др.

2. Несовершенную, главной особенностью которой является дифференциация продукции. Благодаря этому участники рынка могут влиять на уровень цен. К данному типу относятся монополистическая и олигополистическая формы конкуренции.

Есть также разделение по сферам распространения, т. к. конкуренция присутствует:

- на товарных рынках, где участниками выступают хозяйствующие субъекты, продающие разные виды товаров (работ, услуг);

- финансовых рынках, в границах которых действуют финансовые организации и соперничество идет в области предоставления финансовых услуг.

По этико-правовому критерию конкуренцию подразделяют на 2 вида:

1. Добросовестную, когда участники действуют в соответствии с принципами разумности и добросовестности (п. 3 ст. 1, ст. 10 Гражданского кодекса РФ)[2], т. е. осуществляют свои права с учетом прав и интересов третьих лиц в рамках действующего законодательства.

2. Недобросовестную, когда бизнес ведется способами, противоречащими закону и обычаям делового оборота.

На мировом рынке острая конкуренция производителей товаров существует постоянно, но для того чтобы выступление на внешних рынках было максимально успешным, необходимо постоянное повышение конкурентоспособности производимой отечественной продукции. Использование конкуренции зарубежных продавцов при импорте позволяет добиться наиболее выгодных условий закупок.


Конкуренция (от латинского "сталкиваться") – борьба абсолютно независимых друг от друга субъектов экономики за ограниченные экономические ресурсы. Она является таким экономическим процессом, в котором выступающие на рынке предприятия вступают между собой в экономическое взаимодействие, в целях обеспечения наиболее лучших возможностей продажи своей продукции, удовлетворяя при этом самые разнообразные потребности потребителей.[3]

Понятие конкуренции настолько объемно, что его невозможно подогнать под одно какое-либо универсальное определение, четко выражающее её суть. Это и способ хозяйствования, и особое существование капиталов, когда один из них соперничает с другим. Существует 5 составляющих деловой конкуренции:

- когда соперничают потенциальные участники рынка;

-уже существующие игроки или участники на рынке;

- рыночное давление покупателей, направленное на снижение цены;

- соперничество суррогатов услуг или товаров (например, продавцы кожи и кожзаменителя);

- рыночное давление поставщиков, направленное на повышение цены.

В конкуренции существует главная отличительная черта - свойство товарного производства, а также способ развития. Помимо этого, конкуренция исполняет роль стихийного регулятора всех общественных производств товаров и услуг, а в качестве конечных целей конкуренция приводит, с одной стороны, к обострению рыночных отношений, а с другой – к постоянному повышению эффективности производства и хозяйственной деятельности.

Различают два вида рыночной конкуренции – ценовая и неценовая. Оба эти вида имеют свои цели и методы реализации, существенно отличающиеся друг от друга.[4]

Неценовая конкуренция использует в качестве методов достижения таких целей более высокую надежность товара, чем у своих соперников, более современный и привлекательный дизайн и многие другие. Например, многие покупатели предпочитают переплатить за хорошо зарекомендованный зарубежный товар, чем недорого и на выгодных условиях купить аналоговый товар местного производства.

К неценовым методам конкуренции также относится предоставление потребителю больших комплексов услуг, таких как обучение персонала, оплата первого взноса за покупку товара и другие, например, сниженная металлоемкость или предотвращение загрязнений окружающей среды. Один из методов реализовать это – реклама, роль которой в современном мире нельзя недооценивать.


Неценовая конкуренция нередко использует для достижения своих целей и незаконные методы, такие как промышленный шпионаж. Иногда они переманивают специалистов из других фирм, обещая более высокую оплату труда, с целью завладеть какими-либо производственными секретами в области технологий.

К незаконным методам конкуренции относится также выпуск поддельных товаров, которые по внешним данным аналогичные подлинным, но намного хуже по качеству.

Как правило, ценовая конкуренция базируется на искусственном снижении цен на какой-либо вид продукции.

Следует перечислить ряд факторов, влияющих на производительность ценовой конкуренции:

- дифференциация продукции. Продукты разных фирм являются абсолютными заменителями друг друга, это означает, что коэффициент Лернера сводится к нулю, что в свою очередь облегчает ценовую конкуренцию и ее результат.

- процентная ставка. Мотивирует к ценовой войне высокий уровень процентной ставки и низкий уровень повторных продаж.

- уровень производственного риска. Ориентированность на будущую прибыль может помешать развитию ценовой войны.

- притеснение власти продавцов. Чем ниже уровень власти конкурирующих производителей по отношению к емкости рынка, тем выше цены. Отсюда они обладают более высокой монопольной властью, поэтому имеют высокий уровень дохода.[5]

При этом часто используется метод ценовой дискриминации, которая действенна только тогда, когда конкретный продукт реализуется по разным ценам, а такие ценовые различия не могут быть оправданы расхождениями в издержках производства.

Ценовая дискриминация, как один из видов ценовой конкуренции, имеет место при наличии трёх условий:

1. Когда продавец является монополистом или обладает определённой степенью монопольной власти.

2. Продавец распределяет покупателей в группы, различающиеся по покупательским способностям.

3. Первоначальный покупатель не имеет возможности перепродавать полученный товар или услугу.

В большинстве случаев ценовая дискриминация применяется в сфере услуг (уборка помещений, адвокатские услуги, гостиничный бизнес и другое), при оказании услуг по перевозке готовой продукции; сбыте товара, который не может быть перераспределён с одного рынка на другой (это, как правило, касается скоропортящихся продуктов).

Ценовая конкуренция исходит из тех далеких времен рыночного соперничества, когда похожие товары продавались по самым разным ценам, а снизить их стоимость было тем фактором, благодаря которому продавец как бы выделял свой товар из всех существующих на рынке, привлекал к нему внимание потребителя и завоевал себе основную долю рынка в итоге[6].


Это не значит, что сегодня на рынке ценовая конкуренция не применяется. Она, безусловно, существует, однако всегда имеет различные формы. Открытая конкуренция может существовать лишь в том случае, пока не наступил тот момент, когда фирма не исчерпала свои резервы снижения производства и, соответственно, повышения прибыли.

Но когда устанавливается некое ценовое равновесие, любые попытки фирм-производителей снизить цены влечет за собой снижение стоимости на свои продукты и со стороны других производителей. Таким образом, некоторые из них замечают постепенный спад производства, что со временем приводит и к полному банкротству. А это, в свою очередь, открывает другим фирмам путь к рынку.

В большинстве случаев ценовую конкуренцию как метод самой конкуренции используют так называемые фирмы-аутсайдеры в своей борьбе с монополиями, с которыми бороться другими методами у нет ни сил, ни возможности.

Ценовые методы конкуренции применяются также для того, чтобы проникнуть на рынки с предложением новых, ранее не производившихся товаров, чем частенько не пренебрегают и монополии в тех сферах, где преимущество не на их стороне.

В качестве примера ценовой конкуренции могут служить монополии, которые имеют возможность контролировать производство и продажу одного или нескольких разновидностей товаров или услуг. Такие предприятия наделены массой привилегий на рынках, они являются структурами, при которых отсутствует конкуренция.

Таким образом, во время прямой ценовой конкуренции фирмы-производители стараются всеми доступными методами сообщить о снижении цен на новые, а также на уже имеющиеся на рынке услуги и товары. Важно понимать, что у современного потребителя большой выбор.

1.2 Законодательное регулирование конкуренции

По смыслу толкования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее – Закона о конкуренции)[7] лицами, имеющими право совершать конкурентные действия, являются хозяйствующие субъекты. При этом отдельные физические лица, не имеющие отношения к какому-либо хозяйствующему субъекту, а также государственные и муниципальные органы или их должностные лица не могут выступать в этом качестве.

К хозяйствующим субъектам в широком смысле этого определения относятся: