Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Меры государственной защиты).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Понятие и виды конкуренции
1.2 Законодательное регулирование конкуренции
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДОБРОСОВЕСТНОЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Методы добросовестной ценовой конкуренции
2.2 Методы недобросовестной ценовой конкуренции
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
3.1 Меры государственной защиты от недобросовестной ценовой конкуренции
3.2 Иные способы борьбы с недобросовестной ценовой конкуренцией
Результат «ценовой войны» - резкое увеличение количества лояльных потребителей, вытеснение конкурента с целевого товарного рынка, сверхприбыль за счет роста объемов продаж. Справедливости ради необходимо отметить, что компания Б пыталась нанести асимметричный удар, так как следовать за понижением цены в убыточной зоне уже не могла.
Предпринимались попытки захватить сеть реализации анализируемой продукции. С дилерами проводились специальные переговоры относительно эксклюзивного дилерства. Однако они не увенчались успехом, так как ориентация дилерской системы только на собственную продукцию потребовала значительных финансовых средств, которых катастрофически не хватало из-за уменьшения объемов продаж. После вытеснения конкурента цена постепенно стала повышаться (8) за счет увеличения штатных опций к товару. Потребителю не всегда были необходимы данные опции, но за счет сокращения предложения конкурента он был поставлен в ситуацию с ограниченным выбором. Такое положение продолжалось около двух лет, после чего конкурент Б вывел на рынок новую оригинальную гамму товаров. «Ценовая война» вспыхнула вновь.[21]
В тех случаях, когда основной товар при понижении цен не приносит значительной массы прибыли не вследствие малых объемов продаж (объемы возрастают), а за счет небольшой маржи, часто пользуются эффектом роста цены эксплуатации, когда приобретение определенного товара предполагает последующую закупку дополняющей, комплектующей продукции или запасных частей. На основной продукт устанавливается низкая цена, а на дополнительный – высокая. За счет дешевого предложения основного товара, а также последовательного понижения его цены он быстро завоевывает рынок, вытесняя конкурентов. Прибыль же является результатом продаж дополняющей продукции, без которой основной товар не может быть использован. Такая стратегия используется при продаже автомобилей и запасных частей к ним, фотоаппаратуры и пленочных кассет, бритвенных станков и наборов лезвий.
Ценовое вытеснение конкурентов не надо путать с установлением «цен-приманок» - приема, часто используемого в розничной торговле, когда на один из предлагаемых товаров назначается цена, заниженная относительно средних рыночных цен (или даже себестоимости), в то время как цены на абсолютное большинство других товаров имеют нормальный уровень или несколько завышены Низкая цена активно рекламируется продавцом, это привлекает потребителей, которые воспринимают данную торговую точку как магазин по умеренным ценам Прибыль образуется от продажи товаров с нормальной или завышенной наценкой, которые потребитель тоже приобретет при посещении магазина. Использование данной стратегии скорее относится к инструментам управления ассортиментом и не имеет ничего общего с ценовым вытеснением конкурентов.
Таким образом, конкурентные действия воздействуют, с одной стороны, на потребителя, удовлетворяя его потребности; с другой — на конкурентов, отвлекая от их продукции потенциальных приобретателей
2.2 Методы недобросовестной ценовой конкуренции
В арсенале методов ценовой конкуренции имеются и такие, которые дезориентируют потребителя и заставляют его совершать ошибочные действия. Так, целая группа методов недобросовестной ценовой конкуренции основана на психологическом воздействии. Поскольку цена какого-либо товара для покупателя связана с категорией полезности, то и цена – категория во многом психологическая. Поэтому для того, чтобы покупатель уплатил за товар высокую цену, необходимо психологически воздействовать на него, то есть убедить покупателя, что он совершает покупку на выгодных условиях.
Таковым методом, например, является метод «альтернативной цены» или «квазиконкуренции»[22]. Рассмотрим метод подробнее, так как он является наиболее простым и достаточно часто применяемым на локальных рынках.
Метод «контрастной цены» ориентирован на психологическую особенность восприятия цены экономическим субъектом и базируется на неадекватном истолкованием покупателем категорий «дешево» и «дорого». Осуществление метода «альтернативной цены» возможно лишь при ограниченной численности продавцов конкретного товара. По существу, для покупателей устраивается своего рода спектакль, фабула которого состоит в следующем. Один или несколько продавцов на местном рынке продают одноименную продукцию, например, промышленные товары или продукты питания. При этом продавец планирует реализовать свой товар по средним или несколько повышенным ценам.
Чтобы стимулировать спрос именно на данный тип товара и одновременно сконцентрировать его у себя, продавец привлекает к своей деятельности сообщников в лице «квазипродавцов», в задачу которых входит назначение непомерно высокой цены на свои товары (которые предоставил им «основной» продавец) и максимальное привлечение к себе внимания покупателей всеми доступными путями.
После такой предварительной обработки покупатель, встретив на рынке «основного» продавца, цены у которого значительно ниже, чем у квазипродавца, приобретает товар с чувством удовлетворения от удачно сделанной покупки. Если же в дополнение ко всему распускаются слухи о скором повышении цен на продаваемый товар, о его ограниченных запасах, или о других обстоятельствах, которые якобы делают целесообразной покупку товара именно сейчас и впрок, то возможно формирование у покупателей ажиотажного спроса. Таким образом удается организовать быструю и прибыльную реализацию товара.[23]
Другим методом, позволяющим убедить покупателя в том, что он совершает выгодную покупку именно у данного продавца, а не у его конкурентов, является «метод простака». Как следует из самого названия, для осуществления успешных продаж продавцу необходимо создать о себе в глазах покупателей имидж малограмотного и недалекого человека, не способного вести торговлю в своих интересах. Чувствуя свое моральное превосходство, покупатель приобретает товары по ценам, которые, по его мнению, ниже сложившихся на рынке. Имидж простака продавец может создавать различными прямыми и косвенными методами.
Так, к примеру, в одном небольшом магазинчике в предместье Парижа реклама товара в витринах была сделана с грамматическими ошибками. На замечания продавец отвечал: «Покупатели думают, что я просто деревенщина и не в состоянии прибыльно вести свое дело. Поэтому большинство людей делает покупки именно в моем магазине, а я имею прибыль выше на треть, чем владельцы других магазинов».[24]
2.2.1 Демпинг
Другим часто используемым методом недобросовестной конкуренции является демпинг (от англ. dumping – сбрасывание, бросовый экспорт[25]). Обычно, когда говорят о демпинге, имеют в виду экспортно-импортные операции, когда иностранные производители пытаются захватить новые рынки сбыта за счет более низких цен на свою продукцию по сравнению с существующими. Однако это лишь одно из направлений демпинговой политики.
Экономический смысл демпинга заключается в следующем. Производитель какого-либо товара всегда несет определенные издержки на единицу произведенной продукции. К издержкам производства добавляется некоторая величина прибыли, количественное выражение которой зависит от соотношения спроса и предложения на рынке данного товара. То есть можно записать:
Прибыль = Цена – Издержки.
Цели и виды демпинга указаны на рис. 2 и 3.
Рисунок 2. Цели демпинга
Рисунок 3. Виды демпинга
Очевидно, что максимизация прибыли для производителя или продавца является приоритетной задачей. Как видим, имеется два основных пути увеличения прибыли – это либо снижение издержек производства, либо повышение цены на продукцию.
Однако снижение издержек производства задача сложная и длительная, а повышению цен мешает конкуренция. В связи с этими причинами отдельные производители и продавцы занялись поиском метода, который бы в известной степени позволял обойти отмеченные препятствия. И такой метод был найден, причем основан он на парадоксе, – свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости.
Зададимся вопросом, целесообразно ли продавать какой-либо товар при отрицательной прибыли, то есть с убытком? На первый взгляд, подобная операция купли-продажи абсурдна и не имеет рационального смысла. Однако в определенных условиях и при наличии соответствующих финансовых возможностей продажа товара по цене ниже издержек производства целесообразна и представляет собой эффективное средство борьбы с конкурентами. Данный метод получил название демпинга; механизм его осуществления покажем на простом примере.
Возьмем ситуацию, типичную для переходной экономики России 1990-х годов. В небольшом городке имеется несколько коммерческих палаток, торгующих штучными товарами. Все палатки принадлежат разным владельцам, торговля идет успешно, владельцы получают хорошую прибыль. Однако через некоторое время в городке появляется крупный магазин или гипермаркет, цены в котором на аналогичные товары в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. В результате такого положения вещей через несколько месяцев все коммерческие палатки и небольшие магазины, торговавшие по «нормальным» ценам, прекращают свою деятельность вследствие того, что товар в них перестал пользоваться спросом, они понесли убытки и в конечном счете стали банкротами.[26]
После того, как крупный ритейлер, проводивший демпинговую политику, остался на рынке в одиночестве, то есть стал монополистом, он повышает цены на свои товары, компенсирует убытки, понесенные им в период ценовой конкуренции, а затем извлекает монопольные сверхприбыли.
Заметим, однако, что в данном случае для демпинга необходимо располагать известными финансовыми ресурсами в виде собственных или заемных средств с тем, чтобы не разориться в период ценовой конкуренции. Если таковых средств не имеется в достаточном количестве, или конкуренты вступят в сговор с целью противостояния демпингу и объединят свои средства и усилия, то лицо, осуществляющее демпинговую стратегию, само может оказаться в положении проигравшего и понести серьезные убытки. В общем случае убытки от демпинга несут все конкурирующие стороны, а в выигрыше оказывается покупатель. Тем не менее, несмотря на убытки, некоторые фирмы идут на это с целью овладения иностранным рынком. Так, используя демпинговые цены, проникали на рынок США японские товаропроизводители. Широкую известность получил случай бросового экспорта с японской фирмой Sony в 1970 году.[27] Проведенное расследование показало, что Sony продавала произведенные в Японии телевизоры на американском рынке за $180, тогда как японские потребители платили за ту же модель на внутреннем рынке $333.
Не менее известны и другие факты. Например, в 1975 г. казначейство США начало крупнейшее в истории антидемпинговое расследование в отношении ряда автомобильных фирм из восьми зарубежных стран, реализовавших свою продукцию на американском рынке по бросовым ценам. США пригрозили, что если эти фирмы не поднимут свои цены до уровня внутренних, то на американский импорт автомобилей из этих стран будет введен таможенный тариф.
Отметим, что тарифная защита внутреннего рынка является обычной практикой, причем не только от недобросовестных конкурентов, но и по другим причинам – в частности, из-за различий в стоимости рабочей силы в разных странах. Так, если производители алюминия из России предлагают в Западной Европе свою продукцию по цене в два раза ниже сложившейся, то это еще не свидетельствует о демпинге, так как зарплата в соответствующих отраслях России и Запада существенно различается (в среднем в 5-8 раз). Очевидно, что если страны-импортеры российских металлов не введут таможенных тарифов и пошлин соответствующего размера, то они могут за 1,5-2 года разрушить свою металлургию. Поэтому обвинения в демпинге иногда используются как предлог для введения таможенных тарифов на определенный вид продукции.
Иногда демпинг используется монополистами в качестве ценового барьера вхождения в рынок нежелательного конкурента. Поэтому демпинг в сочетании с монопольно высокими ценами также является довольно эффективным инструментом. Механизм ценовой конкуренции, очень похожий на демпинг, используется монополистами или крупными производителями каких-либо продуктов в тех случаях, когда конкуренты продвигаются вперед в разработке альтернативных технологий. Так, страны, входящие в организацию экспортеров нефти ОПЕК, в начале 1970-х годов кратно увеличили цены на «черное золото». Цена с 16 долл. за баррель подскочила в 1976 г. до 40 долл., а в 1982 г. вплотную приблизилась к отметке в 100 долл. за баррель. После этого в мире стали активно разрабатываться новые технологии добычи нефти (например, из нефтяных песков в Канаде или на шельфе в северных морях), там, где это было раньше нерентабельно. Спустя десятилетие, когда добыча нефти на шельфе и по другим альтернативным технологиям стала давать свои плоды, картель резко снизил цены на нефть.[28] Альтернативные способы добычи вновь стали убыточными; работы по их реализации были приостановлены или свернуты. После этого картель вновь постепенно повысил цены.