Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Меры государственной защиты).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Понятие и виды конкуренции
1.2 Законодательное регулирование конкуренции
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДОБРОСОВЕСТНОЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Методы добросовестной ценовой конкуренции
2.2 Методы недобросовестной ценовой конкуренции
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
3.1 Меры государственной защиты от недобросовестной ценовой конкуренции
3.2 Иные способы борьбы с недобросовестной ценовой конкуренцией
Таковы в самом общем виде методы недобросовестной ценовой конкуренции. Конечно, их многообразие не исчерпывается методами, рассмотренными выше. Но все же их общая направленность и способы реализации нами показаны. В заключении можно добавить, что к методам недобросовестной ценовой конкуренции относятся также все методы, основанные на дезинформации покупателей в связи с обвесом при покупке; методы, сопряженные с контрабандой или уклонением от уплаты налогов (цена товара у недобросовестных производителей ниже, чем у конкурентов за счет более низких издержек), а также методы, когда покупателю по цене качественного товара под видом такового продается низкосортный и низкокачественный товар.
Примеры демпинга:
«Внуковские авиалинии». Авиаперевозчик занимал лидирующие позиции на отечественном рынке в конце 1997 года. Через полгода руководством авиакомпании было принято решение отвоевать у конкурентов, авиакомпаний «Сибирь» и «КрасЭйр», часть рынка. Снижение цен привело к критической ситуации: всего через несколько месяцев «Внуковским авиалиниям» уже не хватало денег даже на топливо для самолетов. Через пару лет фирма признала себя банкротом, а авиакомпания «Сибирь» выкупила ее имущество. В результате непродуманных действий демпинг произвел обратный эффект.
Nissan. На известный автомобильный бренд подавали в суд из-за слишком низких цен по сравнению с другими импортерами. Относительно невысокая стоимость автомобилей Nissan была связана с оптимизацией расходов компании и переносом производства в Европу. В ходе расследования признаков недобросовестного демпинга выявлено не было, и все обвинения с фирмы сняли.
Демпинг от Рокфеллера. Джон Рокфеллер одним из первых применил демпинг в деятельности своей фирмы «Standard Oil». Политика известного бизнесмена заключалась в продаже товаров, пользующихся спросом, по демпинговым ценам. В результате небольшая фирма, о которой мало кто знал, медленно, но верно вытеснила всех конкурентов и заняла монопольные позиции в американской нефтяной отрасли во второй половине 19-го века.[29]
Bristol-Myers Squibb против Johnson & Johnson. Фирма Bristol-Myers Squibb вышла на рынок с обезболивающим лекарством Datril позже, чем их конкуренты Johnson & Johnson с препаратом Tylenol. Для успешного старта продаж Bristol-Myers Squibb планировали сделать цены на новинку на 35 % меньше, чем у конкурентов. Но их планы так и остались только на бумаге. В результате утечки инсайдерской информации об итогах тестирования Datril компания Johnson & Johnson решила сделать опережающий ход и снизила цены на Tylenol. Это произошло за пару недель до ожидаемого выпуска Datril на рынок. Чтобы укрепить свои позиции, Johnson & Johnson предложила магазинам, уже продававшим Tylenol, снизить цены на препарат за счет кредитных ресурсов производителя. В результате лекарство Datril так и не смогло «выстрелить»: его рыночная доля составляла всего около 1 %.
«Нева». Компания «Нева» — яркий пример неудачного туристического демпинга. Эта фирма на рынке туристических услуг стала первой из тех, кто объявил себя банкротом после кризиса 2014 года. Официальной причиной закрытия компании считается падение спроса туристов в условиях экономического кризиса и политических санкций. В действительности к банкротству привели управленческие ошибки. После того как из-за влияния макроэкономических факторов стали падать продажи, руководство «Невы» приняло решение исправлять ситуацию путем разработки новой ниши — продажи турпакетов через Интернет. Несколько миллионов долларов было вложено в подготовку специализированной платформы, на которой пользователи могли покупать туры с гибким графиком бронирования авиабилетов и номеров в отелях. Для ускорения окупаемости инвестиций и увеличения входящего денежного потока «Нева» активно продавала свои услуги по демпинговым ценам, но ожидания не оправдались. Спрос был недостаточным и компания влезла в долги, которые так и не смогла погасить. Демпинг на ниве туризма без учета влияния макроэкономической ситуации стал последней каплей на пути к банкротству.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
3.1 Меры государственной защиты от недобросовестной ценовой конкуренции
Как уже отмечалось выше, ст. 8 Конституции РФ, провозгласив принцип государственной поддержки конкуренции, фактически возвела его в ранг основ конституционного строя РФ. Это означает, что право на конкуренцию (равное и самостоятельное соперничество с другими участниками рынка) считается одним из самых главных элементов предпринимательской деятельности вообще.
Рассматриваемая возможность состоит из следующих правомочий[30]:
1. Права на собственные действия. Оно выражается в свободном доступе на рынок и в осуществлении таких мероприятий, которые способствуют привлечению потребительского спроса. При этом зачастую добросовестные действия конкурента создают помехи для других субъектов, что не всегда можно признать противоправным.
2. Права требования. Оно заключается в праве предпринимателя требовать от остальных участников и властных органов, чтобы они не мешали ему совершать конкурентные действия.
3. Права на защиту. Суть его в возможности защитить свои предпринимательские права либо способом самозащиты, либо путем применения к нарушителю мер государственного воздействия гражданского, административного или уголовного характера.
Лимитировать право субъекта предпринимательской деятельности на конкуренцию в добросовестном виде можно только на основании норм федеральных законов и только для целей удовлетворения общественных нужд. Например, такое ограничение существует в сферах государственных и естественных монополий.
Российское антимонопольное законодательство и ратифицированные нашим государством международные акты тоже не во всем соответствуют друг другу. Одним из основополагающих условий эффективного социально- экономического развития российской экономики выступает обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, которые определены экономической целесообразностью.
Последствия недобросовестной ценовой конкуренции могут являться негативными также для потребителя товаров и услуг, среди которых могут быть представлены физические и юридические лица. В ряде случаев результатом недобросовестной ценовой конкуренции является завышение стоимости, а также значительное снижение качества товаров или услуг. Кроме того, к последствиям недобросовестной ценовой конкуренции следует отнести низкий уровень предпринимательской активности населения и разорение мелких и средних предприятий, которые не имеют возможности выхода на рынок с собственной продукцией. По мнению большинства специалистов, борьба с недобросовестной ценовой конкуренцией должна выступать одной из ключевых задач для правоохранительных органов, которые занимаются экономическими преступлениями.
Ответственность за недобросовестную ценовую конкуренцию представлена в Законе о конкуренции, где сформулированы не только правила ведения «честной борьбы» на рынке, но и наказания, которые могут понести не только юридические, но и физические лица.[31]
Для борьбы с недобросовестными поставщиками и созданием прозрачного рынка предоставления товаров и услуг государственным органам была образована система тендерных торгов, победитель которых должен был определяться с помощью принципов проведения конкурса или аукциона, но в ряде случаев торги осуществляются с нарушением данных процедур. В данном случае участники конкурса или аукциона обладают правом подачи жалобы в тендерный комитет, описывающую нарушение регламента торгов. Последствия данной формы недобросовестной конкуренции могут привести к пересмотру результатов торговой процедуры, перезаключению контракта, а также к материальной или уголовной ответственности для юридических или физических лиц. Поддержка и развитие здоровой ценовой конкуренции выступает основной функцией государства, которое строит рыночную экономику.
Борьба с демпингом на законодательном уровне:
1. В рамках ВТО. Демпинг не является инструментом незаконной конкурентной борьбы, его применение не запрещено нормами Всемирной торговой организации. Но для предотвращения потенциальных негативных последствий для национального рынка в результате применения демпинговой политики в ВТО был разработаны соответствующие антидемпинговые меры. На официальном уровне они закреплены в Соглашении по применению статьи VI ГАТТ 1947 года[32]. Положения этого документа используются в отношении компаний-поставщиков, реализующих продукцию по заниженным ценам. В рамках ВТО используются следующие инструменты, препятствующие наступлению неблагоприятных для экономики последствий демпинговой политики: антидемпинговые пошлины носят адресный характер, применяются в отношении использующих демпинг участников рынка, не заменяют других обязательных пошлин; ценовые обязательства экспортеров — обещание поставщиков продукции соблюдать оговоренный ценовой диапазон и не поставлять товары по заниженной стоимости. Подобные инструменты применяются только после тщательного расследования. Максимальный срок действия антидемпинговых мер — пять лет. В дальнейшем возможен их пересмотр.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[33]. Один из самых знаковых российских законов, карающих за недобросовестный демпинг, — № 44-ФЗ. Согласно ему при проведении тендера на государственный заказ стоимостью более 15 млн рублей все участники, снижающие цену контракта больше чем на 25 %, обязаны предоставить подтверждение выполнения заказа в денежном выражении. Эффективность прописанных в законе антидемпинговых мер подтверждена практикой.
3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[34]. Вопросы защиты от недобросовестного демпинга в законе № 165-ФЗ занимают ключевое место. В нем подробно прописаны меры в отношении компаний-экспортеров, умышленно занижающих розничные цены на свою продукцию на российском рынке. К нарушителям применяется ряд правовых и финансовых взысканий. Применение положений антидемпингового закона на практике позволяет обеспечить защиту интересов отечественных потребителей и продавцов аналогичных товаров.
4. Антидемпинговая пошлина Таможенного союза. В рамках Таможенного союза антидемпинговые меры применяются для защиты местных компаний от недобросовестной конкурентной борьбы со стороны импортеров. Так, организации, которые ввозят продукцию по заниженной стоимости, облагаются дополнительной антидемпинговой пошлиной. В результате импортеры вынуждены поднять цены, чтобы покрыть новые расходы, а национальные компании избегают рисков убытков или банкротства из-за действий конкурентов. Впервые подобная пошлина была введена в Индии в 1992 году.
3.2 Иные способы борьбы с недобросовестной ценовой конкуренцией
До сих пор нет четких работающих законов, которые наказывали бы за эти действия недобросовестных конкурентов. Рассмотрим другие имеющиеся способы борьбы с недобросовестной ценовой конкуренцией, в частности, с демпингом.[35]
1 способ – начать договариваться
Самый действенный способ борьбы с демпингом – создать свое профессиональное сообщество, в которое войдут все конкуренты. Можно пригласить их на встречу, на разговор. Конкуренты так же боятся пострадать от демпинга. Поэтому они обязательно придут на встречу. Можно предложить объединиться в свой профессиональный союз, который бы решал все общие проблемы. Можно создать общественную организацию, которая будет иметь свое название, статус, документы и печать, а так же председателя.
После этого можно начать обсуждать цены, устанавливать среднюю цену обычную, акционную, минимальную и максимальную скидки. После этого надо установить максимум «ценовой вилки». К примеру, один конкурент считает свой товар элитным, а другой эконом-класса. Средняя цена на товар – 5 рублей, максимум – 7 рублей, минимум – 4,5 рубля. И все участники вашей союза должны придерживаться этих цифр.
Нужно иметь ввиду, что нарушить такое соглашение любому его участнику очень легко, он ведь не принимает никаких юридических обязательств, только морально-этические. Поэтому все будет зависеть от силы убеждения, от доводов, которые будут приведены при разговоре. Впоследствии надо будет постоянно подкреплять достигнутые договоренности регулярными встречами, решением других проблем. Как только все участники этой созданной организации почувствуют пользу от участия в ней, вот тогда она станет сильной и решения ее начнут беспрекословно выполняться.