Файл: Законодательства, устанавливающие правила совершения нотариальных действий: современное состояние и динамика развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариальных действий
1.2 Контроль за совершением нотариальных действий
1.3. Ответственность нотариуса
Глава 2. Нотариальные действия и правила их совершения.
2.1 Порядок обжалования нотариальных действия или отказа в их совершении
Уже в новую эру нотариат как важнейший институт права заявил о себе в Древнем Риме.
Исторические источники относят его становление к III в. Во всяком случае, судя по двум Конституциям римского императора Константина, а обе они были датированы 316 г., именно в них упомянуто о неком подобии профессии нотариусов, именуемых тогда табеллионами (занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг для всякого нуждающегося в них за установленное законом вознаграждение, которые не состояли ни на какой службе, государственной или частной, хотя в своей деятельности находились под контролем государства)[5].
Общественное положение табеллионов было довольно высоким. Цицерон называл их "почетным сословием"[6]. Путем обычая установилось право надзора проконсула за табеллионами, равно как и наказания их в виде срочного или бессрочного отстранения от выполнения обязанностей.
Однако в республиканскую эпоху римской истории существовал особый институт должностных лиц (писцов), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами, и судебных формул, выносимых преторами. Функции выполняли две категории лиц. Одни из них - писцы, состоящие на государственной службе, другие - тоже писцы, но служащие по найму у частных лиц (назывались "нотариусами" (notarii)). Само же слово "нотариус" (notarius) происходит от употребления писцами этого разряда особых стенографических знаков (notae) при письме под диктовку, которые потом переписывались общепринятым способом.
Табеллионы и нотарии составили в дальнейшем основу института, который, получив в Италии широкую организацию со стороны законодательства и новое имя "нотариат", вместе с римским правом был акцептирован и ассимилирован новыми европейскими народами.
История российского нотариата довольно богата и разнообразна. Многое было заимствовано из зарубежного нотариата, так как к моменту его возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах.
Развитие нотариата можно условно разделить на несколько этапов: первый из них начинается в XVI в. и заканчивается Соборным уложением 1649 г. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.
Тогда в России появилось сословие площадных подьячих. Они представляли собой своеобразную корпорацию профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение на "площадь" осуществлялось указом царя, собственно, в этом и заключался контроль за их деятельностью вначале. Желающий быть площадным подьячим подавал челобитную царю с просьбой о назначении, при этом выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, а вся корпорация профессиональных писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения им ущерба от своей деятельности. Занятие это было прибыльным, и отставка от него была тяжелейшим наказанием. Постепенно контроль за деятельностью площадных подьячих со стороны государства ожесточался. Выборные старосты наделялись правом осуществлять надзор за подьячими, "чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала". Царь Федор Иоаннович издал в 1597 г. Указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в холопьем приказе.
Что такое справка? Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение. Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчужденным и право собственности возникало у приобретателя. Так контроль со стороны государства за деятельностью площадных подьячих стал фактическим. Совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок, у современного нотариуса схожи.
Второй этап охватывает период с 1649 по 1866 г. Уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.
Следующий период начинается 14 апреля 1866 г. и заканчивается 29 октября 1917 г. принятием ленинского Декрета о земле, который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.
В XVII и XVIII вв. нотариальное дело в России претерпело множественные изменения. В 1699 г. крепостные дела были переданы в ведение ратуш, но проявленные их чиновниками абсолютная некомпетентность и взяточничество заставили Петра Великого вернуть крепостные дела в ведение площадных подьячих. В XVIII в. нотариальные дела неоднократно передавались различным учреждениям, гражданским, уездным судам, крепостным отделениям, экспедициям гражданских судов.
Коренное преобразование нотариата произошло после утверждения Александром II в 1866 г. Положения о нотариальной части как развитие Судебной реформы 1864 г.[7] В России возникли две обособленные части нотариальных учреждений. Это крепостная и собственно нотариальная части.
Особое внимание государство уделяло крепостной части, и это определялось признанием "особой важности актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и отношение к государству". Все совершенные крепостным порядком сделки являлись бесспорными, при соблюдении всех правил о вводе во владение сделка признавалась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществляли административные органы.
Основные требования к совершению сделок, предъявляемые писцами в крепостных отделениях, экспедициях или судах, сохранились и по настоящее время. Стороны были обязаны представить в доказательство своей личности справку полиции о самоличности и в доказательство принадлежности отчуждаемого имущества продавцу справку органа местного самоуправления или акт укрепления. Кроме того, устанавливалось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество по своду запрещений, находившемуся здесь же. В случае необходимости запросы о запрещениях делались к другим столоначальникам, так как по правилам того времени стороны не были связаны местом нахождения имущества и сами определяли, где именно удостоверять сделку. После этого составлялся проект сделки, который переписывался начисто на узаконенной гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса (маклера) дающим акт и тремя свидетелями. После уплаты всех крепостных, канцелярских пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку в особом журнале. Экспедиция была обязана огласить удостоверенный акт через сенатские ведомости и направить копию объявления в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества.
В конце прошлого века в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:
- публичные (городовые) нотариусы;
- биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
- узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
- при отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.
Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа наиболее порядочных чиновников и после назначения на должность давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов и маклеров людей неграмотных.
Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в то время не было, особой регламентации закон не содержал, но все лица, исполнявшие нотариальные обязанности, должны были осуществить при засвидетельствовании явки договора следующие функции: установить самоличность сторон, проверить право и дееспособность сторон, убедиться в подлинности договора, установить соответствие договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину и сборы, совершить на подлиннике договора надпись, которая обязана была содержать время засвидетельствования и номер по книге. У каждого нотариуса или маклера были свои книга и печать. Далее вы увидите, что и сейчас нотариус следует этим правилам.
После революции 1917 г. Декрет №1 о суде от 24 ноября 1917 г[8] упразднил все ранее действовавшие до этого времени судебные установления, и, хотя не было ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего до этого времени институт нотариата, он перестал существовать.
Нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, отделы социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, т.е. различные административные органы.
Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 г. в Декрете о суде № 2[9], в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, а в случае их отсутствия - лицами, их заменяющими.
В 1919 г. нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами.
4 октября 1922 г. было принято Положение о государственном нотариате, которое завершило создание нотариата в России после 1917 г. как самостоятельных государственных учреждений.
19 июля 1973 г. был принят Закон о государственном нотариате в СССР[10].
В период с октября 1922 г. по июль 1973 г. был принят ряд положений и нормативных актов, касающихся системы нотариата в СССР и РСФСР.
Закон от 19 июля 1973 г. содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате"[11].
В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитием предпринимательства, выходом в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата.
11 февраля 1993 г. принят новый закон о нотариате - Основы законодательства РФ о нотариате.
Сущность реформы нотариата и законодательства о нотариате заключается в том, что отныне в одном экономическом пространстве будут работать два нотариуса: один в государственной конторе, другой - в частной. Разница между ними лишь в том, что первый, передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, другой, занимающийся частной практикой, будет взимать тариф, который остается у него полностью (за исключением налогов и других выплат, предусмотренных законом).
1.2 Контроль за совершением нотариальных действий
Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:
1) судебный контроль (ст. 33);
2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);
3) налоговый контроль (ст. 34).
Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.
Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.
Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).
Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.