Файл: Законодательства, устанавливающие правила совершения нотариальных действий: современное состояние и динамика развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариальных действий
1.2 Контроль за совершением нотариальных действий
1.3. Ответственность нотариуса
Глава 2. Нотариальные действия и правила их совершения.
2.1 Порядок обжалования нотариальных действия или отказа в их совершении
Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц в той форме, которая рассмотрена в настоящем параграфе, в наибольшей степени гарантирует защиту интересов граждан и юридических лиц при обращении их за совершением необходимых для них нотариальных действий.
Осуществляется контроль за нотариальной деятельностью и при рассмотрении споров о праве, основанных на совершенных нотариальных действиях. Эта форма контроля за деятельностью нотариусов имеет свои особенности. Так, если с заявлением на действия нотариуса или на его отказ совершить нотариальное действие может обратиться лишь лицо, которое непосредственно обращалось к этому нотариусу, то с иском о признании нотариального действия недействительным - любое лицо, считающее, что его право или законный интерес совершенным нотариальным действием нарушены.
Рассмотрение возникшего между заинтересованными лицами спора о праве, основанного на совершенном нотариальном действии, в порядке искового производства возможно не только в суде общей юрисдикции, но и в арбитражном суде.
Например, согласно ст.27 Арбитражного процессуального кодекса РФ споры о признании не подлежащими исполнению исполнительных надписей нотариусов, если они возникли между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, относятся к экономическим и рассматриваются арбитражными судами. Однако нотариус, занимающийся частной практикой, к числу граждан-предпринимателей не относится, в связи с чем, как указано в постановлении от 19 мая 1998 г. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, "споры с участием нотариуса в качестве стороны по делу арбитражному суду неподведомственны".
Более того, один из арбитражных судов при рассмотрении спора по иску векселедержателя к авалисту векселедателя по простому векселю, когда ответчик сослался на допущенные нотариусом при совершении протеста векселя в неплатеже нарушения порядка выполнения этого нотариального действия, установленного действующим законодательством, указал, что он не вправе оценивать ссылки сторон на нарушения порядка совершения нотариальных действий "поскольку представленные истцом акт и иные документы были составлены с соблюдением установленных требований к их оформлению", и что в таких случаях "арбитражный суд при оценке доводов сторон основывается на решении, принятом судом общей юрисдикции".
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ посчитал правильной данную позицию и, поддерживая ее в своем письме № 18 от 25 июля 1997 г. "Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте", информировал арбитражные суды о том, что в таких случаях действия нотариуса, допустившего нарушения при оформлении акта протеста векселя в неплатеже, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции". Ссылки на то, что нарушения в действиях нотариуса может установить лишь суд общей юрисдикции, но не арбитражный суд, встречаются и в различных постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Отменяя постановление кассационной инстанции, посчитавшей, что "при совершении исполнительной надписи на банковской гарантии нотариус вышел за рамки закона, расширенно использовав Перечень документов, но которым взыскание производится в бесспорном порядке", Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что и "оценка действий нотариуса о пределах его полномочий при совершении указанных действий на конкретных документах относится к компетенции суда общей юрисдикции".
Иски граждан о защите нарушенного или оспариваемого нрава, основанного на совершенном нотариальном действии, подаются в суд с соблюдением всех требований гражданского процессуального законодательства. Если, например, оспаривается нотариально удостоверенный договор об отчуждении недвижимости, то иск подается с соблюдением правила об исключительной подсудности, т.е. в суд по месту нахождения недвижимости.
При судебном оспаривании нотариальных действий нотариусы, совершившие оспариваемые действия, привлекаются к участию в деле, как правило, в качестве третьих лиц. Например, если после смерти завещателя один из его наследников по закону предъявляет иск к наследнику по оспариваемому завещанию о признании этого завещания недействительным, то нотариус, удостоверивший завещание, должен участвовать в судебном процессе в качестве третьего лица.
Рассматривая иск и решая вопрос о нраве, суд проверяет законность совершения оспариваемого нотариального действия: устанавливает, при каких обстоятельствах оно было совершено, были ли допущены при этом какие-либо нарушения, а если да, то кем и по чьей вине.
Если нотариус при совершении оспариваемого нотариального действия выполнил все требования действующего законодательства и не допустил при этом никаких ошибок в своей профессиональной деятельности, то признание нотариального действия недействительным не влечет лично для него никаких последствий. Однако, если нотариальное действие будет признано недействительным в связи с тем, что оно противоречит законодательству, к нотариусу, занимающемуся частной практикой, впоследствии может быть предъявлен иск о возмещении причиненного ущерба'.
В случаях, когда при рассмотрении требований о признании недействительными совершенных нотариальных действий будут установлены какие-либо нарушения законности нотариусами либо существенные недостатки в их деятельности, суды, по правилам ст.226 и 368 ГПК РФ, могут выносить частные определения и направлять их в органы юстиции либо в нотариальные палаты.
В судебной практике России нередки споры о признании недействительными нотариально удостоверенных договоров, завещаний, свидетельств о нраве на наследство. При рассмотрении таких споров ошибки и упущения нотариусов, допущенные ими при совершении оспариваемых нотариальных действий, не остаются без внимания. Данное обстоятельство обязывает нотариусов стремиться точно соблюдать при совершении нотариальных действий все требования действующего законодательства. Ведь правовая помощь, оказываемая нотариусом, не должна быть источником конфликтов, не должна нарушать чьих-либо нрав и законных интересов, затрагиваемых совершаемым нотариальным действием, а нотариальный акт может подтверждать и закреплять лишь бесспорный факт.
Для нотариусов, которые придерживаются этих правил, неукоснительно соблюдают все требования действующего законодательства и беспристрастно совершают нотариальные действия, не преследуя при осуществлении своей деятельности лишь цели извлечения прибыли, спор в суде - это конфликт между сторонами, в результатах разрешения которого нотариус не может быть заинтересован. Однако нотариусы должны участвовать в рассмотрении и таких дел, ибо решение суда по делу, в котором оспаривается какой-либо нотариальный акт, может повлиять на права или обязанности нотариуса по отношению к одной из сторон.
Нотариусы при осуществлении своих публично-правовых функций оказывают гражданам и юридическим лицам колоссальную юридическую помощь. Например, количество совершенных в 1999 г, нотариальных действий в России "в общей сложности составило 32 миллиона. Это на 11 млн. больше, чем в 1998 г.". При этом в одной лишь Москве за 1999 г. было совершено 8 млн. 400 тыс. нотариальных действий (за 1998 г. их было совершено 5 млн. 400 тыс.). Вполне естественно, что такой значительный рост числа выполняемых нотариальных действий влияет и на рост числа судебных дел по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.
Существуют и другие виды контроля за нотариальной деятельностью.
1) Контроль за соблюдением налогового законодательства. Налоговым органам в соответствии с ч.1 ст.34 Основ законодательства о нотариате предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства. В порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ, они контролируют деятельность нотариусов в трех направлениях.
Во-первых, налоговые органы осуществляют постоянный контроль за правильностью взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за все совершаемые нотариальные действия. Во-вторых, налоговые органы контролируют выполнение нотариусами возложенной на них законом обязанности своевременно сообщать в налоговые органы о стоимости имущества, полученного в дар или по наследству гражданами, доходы которых в соответствии с законом от 12 декабря 1991 г. подлежат налогообложению. В-третьих, налоговые органы контролируют своевременность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, деклараций о доходах, а также достоверность указанных в них данных.
Рассмотрим, каким образом осуществляется налоговыми органами контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства.
Для того чтобы налоговые органы имели возможность контролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу), нотариусы в соответствии с ч.3 ст.34 Основ законодательства о нотариате обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением нотариусами закона РФ "О государственной пошлине" согласно его ст.7 регулируется Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и другими законодательными актами.
Правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за каждое совершаемое нотариусом нотариальное действие, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, определяет по записям в реестре регистрации нотариальных действий, в соответствующих графах которого имеются данные о том, какое именно нотариальное действие совершил нотариус и в каком размере он взыскал за это государственную пошлину (оплату по тарифу). Если же нотариальное действие совершено бесплатно, то должностное лицо, осуществляющее проверку, также контролирует, вправе ли был нотариус освободить обратившееся к нему лицо от уплаты государственной пошлины (оплаты по тарифу) за совершение этого нотариального действия.
Заключение
Нотариальное сообщество стоит на пороге революционных перемен: из правового института, который за последние годы оказался на периферии гражданского оборота, нотариат превратится в мощную юридическую корпорацию с новым статусом и широкими полномочиями".
Действительно, сегодняшнее общество живет еще при действии "Основ законодательства РФ о нотариате" 1993 года, и лица этого общества уже заждались нового Закона "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ".
Стоит признать справедливым то, что необходимо наделить нотариусов более властным статусом и расширить их полномочия для осуществления деятельности.
Исходя из данных по загруженности судебной системы, можно сделать закономерный вывод, что граждане России стали чаще обращаться за судебной защитой своих прав. Но как нам видится, это следствие правового нигилизма многих граждан. Чтобы сократить развитие данной тенденции в обществе, нотариату необходимо поручить осуществление превентивных мер по предотвращению правонарушений в гражданском обороте.
Таким образом снизится риск мошеннических схем при совершении сделок и обмана граждан.
В последние годы активно обсуждается вопрос о роли нотариата в стабилизации гражданского оборота. В связи с этим предлагаем расширить функции нотариусов в следующих областях:
- во-первых, предоставить нотариусам доступ к базам данных федеральных и иных служб.
Например, доступ к базе данных Федеральной налоговой службы (единому государственному реестру юридических лиц) позволяет нотариусу получить подтверждение существования того или иного юридического лица, проверить, кто выступает учредителем и др.
Следовательно, нотариусы смогут проверять "чистоту" документов при совершении нотариальных действий, получив доступ к базам данных Центробанка (по кредитным историям), Росреестра (по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) и прочих служб;
- во-вторых, на основании опыта зарубежных стран предлагается возложить на нотариусов проверку "чистоты" удостоверяемых сделок.
Так, во Франции при удостоверении сделок с недвижимостью в обязанности нотариуса входит проверка "чистоты" совершаемой сделки (от первого собственника недвижимого имущества до последнего), сбор необходимых документов, оформление сделки, обеспечение уплаты налогов от имени контрагентов по сделке, и, как следствие, от сторон по совершаемой сделке требуется только подписать договор и оплатить услуги нотариуса, который несет имущественную ответственность за совершенную сделку;
- в-третьих, расширить полномочия нотариусов по обеспечению доказательств в сфере Интернета (например, удостоверение нотариусом интернет-страниц; удостоверение информации, размещенной в Интернете и т.п.).