Файл: Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании («ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы реализации логистической стратегии в компании
1.1 Особенности корпоративных систем стратегического управления
1.2 Специфика системы стратегического управления в холдинге «РЖД»
1.3 Стратегические направления развития холдинга РЖД
Глава 2. Анализ эффективности логистической стратегии в компании АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»
2.1 Анализ основных показателей
2.2 Оценка положения компании на рынке транспортных услуг
Глава 3. Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»
3.1 Определение стратегических приоритетов развития компании
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день все большее число пассажиров используют пригородные железнодорожные перевозки в повседневной жизни. Они выбирают электропоезда вместо автобусов или маршрутных такси по многим причинам, к которым можно отнести экологичность, установленное расписание, комфорт и скорость. Рост числа перевезенных пассажиров пригородными пассажирскими компаниями свидетельствуют о повышении привлекательности электропоездов.
Однако, каждаяпригородная компания сталкивается со множеством проблем, которые должны быть решены. К ним относятся: маленькая или отрицательная прибыль, большие затраты на перевозки, необходимость в государственном финансировании, устаревание подвижного состава и другие. Поэтому каждая ППК нуждается в развитии и создании хорошей долгосрочной стратегии которая позволит не только решить все текущие проблемы, но и приведет к процветанию компании и ее соответствию мировым трендам в железнодорожных перевозках.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует двадцать шесть пригородных пассажирских компаний и почти все нуждаются в некоторых стратегических улучшениях в их работе. Поэтому, даннаяпроблема остается актуальной на сегодняшний день. Компания, котораябылавыбранадляанализапригородная пассажирская компания (АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК») –является одной из самых крупных в России.
Такимобразом, целью исследования является повышение стратегической эффективности в выбранной компании с помощью разработки сценариев на среднесрочную перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты стратегического менеджмента;
- рассмотреть основные проблемы, связанные с железнодорожными перевозками;
- проанализировать стратегию ПАО «РЖД» и определить основные цели;
- выполнить анализ финансовых и операционных показателей компании;
- рассмотреть положение компании на рынке и выполнить анализ конкурентной среды;
- определить основные проблемы и угрозы компании с помощью SWOT-анализа;
- разработать сценарии развития компании на среднесрочную перспективу;
- выбрать направление стратегического развития общества, повышающего его эффективность.
Объектом исследования курсовой работы является пригородная пассажирская компания, а предметом – способы повышения стратегической эффективности в ней.
Глава 1. Основы реализации логистической стратегии в компании
1.1 Особенности корпоративных систем стратегического управления
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и важной частью управления в компании. На сегодняшний день стратегическому управлению в крупных компаниях уделяется достаточно большое внимание, что способствует появлению большого количества научной и учебной литературы по теме.
Основными исследователями в области стратегического управления и планирования можно назвать И. Ансоффа, М. Портера, Д. Миллера, Й. Шумпетера, Р. Саймонса, Р. Акоффа, Г. Саймона, М. Мескона, М. Альберта, Ф Хедоури, Г. Минцберга, А. Стрикленда, А. Томпсона и другие[8, c.17-20; 14].Перечисленные ученые занимаются вопросами, связанными с разработкой и реализацией стратегии развития организации в современных условиях. Ими заложены основные теоретические концепции стратегического управления, а также определены его ключевые составляющие.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и важной частью управления в компании. Прежде чем перейти к сути стратегического планирования, стоит рассмотреть различные определения стратегии, предложенные исследователями. В таблице 1 представлены определения разных авторов: русских и зарубежных.
Таблица 1 –Определения термина «стратегия»
Автор |
Определение |
М. Портер |
1. Комбинация целей (результатов), поставленных фирмой и средств (методов), с помощью которых она собирается их достичь; 2. Рассмотрение сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз для отрасли, индивидуальных ценностей и широких социальных ожиданий [17, c.24]. |
И. Ансофф |
Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [3, с.28]. |
Продолжение таблицы 1
Автор |
Определение |
С.А. Попов |
Деловая концепция функционирования и развития организации, представленная в виде системы управленческих решений и программы мероприятий по реализации данной концепции, чтобы обеспечить компании конкурентные преимущества и эффективность [13, с. 38]. |
Г. Кунц |
Генеральная программа действия, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы, требующиеся для достижения основной цели. Она формулирует основные цели и пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения[9, с.6]. |
А. Чандлер |
Определение предприятием основных долгосрочных целей и задач и выполнение курса действий с использованием ресурсов для выполнения этих самых целей[18, c.21]. |
Практически все авторы в своих определениях используют два ключевых слова: цель и методы (решения). Таким образом, стратегия в любом случае включает определение долгосрочной цели развития компании, которая достигается с помощью выполнения комплекса мероприятий. Немного другой подход к определению используют М. Портер и И. Ансофф. Портер называет стратегией также анализ компании, а именно ее угроз, возможностей, сильных и слабых сторон для принятия решений. Ансофф, в свою очередь, считает стратегию именно сводом правил, который позволяет принимать решения.
Таким образом, стратегическое управление – процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на анализе имеющихся ресурсов и возможных угроз для предприятия[8, с. 5].
На сегодняшний день внешняя среда очень изменчива, что влияет на работу компаний. Также быстрые изменения внешней среды порождают появление новых методов, систем и подходов к стратегическому управлению организацией. Если внешняя среда стабильна, то заниматься стратегическим менеджментом особо не нужно. Однако в настоящее время большинство предприятий (особенно российских) работают в быстро изменяющемся окружении и нуждаются в научно обоснованной системе стратегического менеджмента.
Следует вывод, что стратегия является связующим звеном между фирмой и окружающей средой. Стратегическое управление позволяет компании адаптироваться к глобальным изменениям внешней среды.
Сама сущность стратегического менеджмента заключается в определении нынешнего состояниякомпании, в каком положении компания хотела бы находиться через определенный долгосрочный промежуток времени и то, каким образом достигнуть желаемой позиции. На основе ответов на эти три вопроса и формируется стратегия компании[9, с. 13].
Некоторые компании разрабатывают и утверждают стратегию на период 15-20 лет, чтобы иметь определенную ориентацию на долгосрочный период. Стимулировать руководство внести изменения в первоначальный план могут только серьезные события, такие, как смена руководства, кризисная ситуация в компании, угроза поглощения предприятия. У такого долгосрочного планирования есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, стратегия на такой долгий период позволяет компании ставить глобальные цели по росту объемов продаж и улучшению качества предоставляемой продукции/услуг, а также планировать внедрение новых технологий. С другой стороны, при существенных изменениях рынка стратегия может оказаться неактуальной, также могут потерять актуальность и планируемые к использованию технологии.
Крупная фирма, как правило, имеет три уровня принятия стратегических решений (рисунок 1):
- Корпоративный уровень – описывает общее направление роста предприятия. Уровеньвключает в себя распределение ресурсов, изменение структуры корпорации, стратегическую ориентацию подразделений.
- Деловой уровень – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Также ее называют стратегией конкуренции, так как она описывает методы рекламы, продвижения продукции, как компания будет конкурировать на рынке.
- Функциональный уровень – предусматривает разработку стратегии функциональными отделами. Это стратегии маркетинга, финансовая, производственная и др., то есть отдельные стратегии внутренних подразделений.
Рисунок 1 – Три уровня стратегических решений [9, с. 26]
Стратегическое управление в компании включает в себя три этапа планирования: анализ текущего состояния компании, непосредственно разработка стратегии и ее реализация [9, с. 29].
Инструменты анализа позволяют оценить текущее состояние компании для разработки уже непосредственно стратегии. Наиболее популярным методом анализа является SWOT-анализ, так как с помощью него можно проанализировать не только внешнюю, но и внутреннюю среду компании. Также некоторые компании используют следующие инструменты анализа: PEST (PESTLE) анализ, пять сил Портера, TOWS-анализ и другие.
SWOT анализ является наиболее простым и эффективным способом оценки состояния организации. Егоназваниеявляетсяаббревиатуройсловstrengths-weaknesses-opportunities-threats, что в переводе означает сильные стороны – слабые стороны – возможности – угрозы [7, с.87-88]. Итоговый анализ чаще выглядит в виде таблицы с заполнением каждой колонки в соответствии с имеющимся у компании потенциалом, состоянием внешней и внутренней среды. Пример заполнения представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Заполнение таблицы для SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Умения работников организации Ресурсы Конкурентное преимущество |
Отсутствие важных составляющих для успешного функционирования организации |
Возможности |
Угрозы |
Условия внешней среды для использования сильных сторон и укрепление слабых Положительные тенденции и явления внешней среды, которые приводят к увеличению прибыли |
Преимущества конкурентных организаций Демографические изменения Политические события Отрицательные внешние явления, которые могут привести к уменьшению объема продаж |
* На основе Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент /М.: ИНФРА-М. 2007. с. 87-88. |
TOWS-анализ является продолжениемSWOT-анализа и предполагает разработку стратегий для максимизации сильных сторон организации и реализации возможностей, а также минимизации слабых сторон и угроз. TOWS-анализ был разработан ХанцомВайхрихом в 1982 году и представляет собой таблицу, созданную на основе SWOT-анализа (таблица 3).
Таблица 3 – Таблица для проведения TOWS-анализа
Внешние факторы / Внутренние факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Стратегия SO (макси-мини): максимизация сильных сторон и возможностей. |
Стратегия WO (мини-макси): минимизация слабых сторон и максимизация возможностей. |
Угрозы |
Стратегия ST (макси-мини): максимизация сильных сторон и минимизация угроз. |
Стратегия WT (мини-мини): минимизация слабых сторон и угроз. |
*НаосновеWeichrich, H. The TOWS Matrix – A Tool for Situational Analysis. // Long Range Planning. 1982. №15(2). p. 54-66. |
В зависимости от приоритетов, определенных топ-менеджментом компании, она может выбирать стратегию, которой будет следовать. Безусловно, любая организация будет стараться совмещать все вместе: минимизацию слабых сторон и угроз и максимизацию сильных сторон и возможностей. Однако это не всегда возможно, и компании приходится выбирать компромиссный вариант стратегии. Например, имея сильные угрозы потери доли рынка со стороны конкурента, компания может выбрать STстратегию, чтобы улучшить потребительскую привлекательность продукта за счет работы над сильными сторонами и минимизировать конкурентное влияние [22].
Для более точного анализа внешней среды компании применяют также PEST (PESTLE) анализ, рассматривающий именно те сферы, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность предприятия. В отличие от SWOT-анализа или пяти сил Портера, в PESTLE не анализируются конкурентная среда компании. Не только конкуренция является важным показателем успеха компании, но и действующие законы, экономическая или демографическая ситуация [21, c.28]. PEST-анализ подразумевает анализ политико-правовых, экономических, социокультурных и технологических факторов, в других вариантах анализа отдельно выделяют правовые и экологические факторы[21, p.30-33]:
- Политические факторы(P–Political): к ним относятся изменения на политической арене, например, санкции или государственное регулирование в отрасли;
- Правовые факторы (L–Law): внезависимости от того, выделяются они отдельно или как часть политических, к ним относят все изменения на законодательном уровне (например, изменения в налоговом законодательстве);
- Экономические факторы (E – Economic): изменения и тенденции в экономике страны. В основном отслеживается, как изменения доходов покупателей, уровень инфляции или курс валюты влияют на спрос и покупательскую способность;
- Социокультурные факторы (S – Socio-cultural): относится к изменениям в социальной сфере и отображает, в основном, как изменяется демографическая структура общества и в какую сторону сдвигаются базовые ценности людей;
- Технологические факторы (T – Technical): отражают изменения технологий в областях, связанных с работой компании, и общие достижения научно-технологического прогресса;
- Природные факторы (E – Environmental): связаны с использованием природных ресурсов и трендами в сфере защиты окружающей среды.