Файл: Адаптация ребенка к школе (Теории обучения и воспитания).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие адаптации школьников
1.2 Особенности социально-педагогической адаптации младших школьников
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Эмпирическое исследование уровня адаптации младших школьников
2.2 Рекомендации по повышению эффективности адаптации ребенка к школе
Исходя из этого, можно заключить, что образовательный процесс у младших школьников должен быть выстроен на основе знания психологических и психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если у одних детей становление происходит вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходить абсолютно наоборот. Поэтому важно учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянной активности, необходимости делиться со взрослыми своими успехами и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее, между прочим, является чрезвычайно важным моментом в жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу.
Таким образом, изучив психолого-педагогические особенности первоклассников, можно сделать следующий вывод. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В этом возрасте происходит появление такого важного новообразования, как произвольное поведение, ребенок становится самостоятельным. Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает переживать свою уникальность, осознает себя личностью. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, благодаря чему усиленно впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Эмпирическое исследование уровня адаптации младших школьников
Эмпирическое исследование особенностей адаптации младших школьников проводилось в сентябрь 2018 года на базе ГБОУ школа№109 г. Москва 1 класс «А» и «Б». В исследовании приняли участие 40 учащихся в возрасте 6-7 лет (рис. 4).
Рисунок 4 – Распределение испытуемых по критерию «возраст», %
По гендерному признаку: в исследовании приняло участие равное число мальчиков и девочек.
Проводились исследование адаптации учащихся во второй половине сентября, поскольку сначала нужно детям дать возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В зависимости от методики, исследование проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и групповой формой. Перед началом исследования подготавливается необходимый стимульный материал на каждого испытуемого. По окончании исследования начинается анализ работ учащихся, дается им интерпретация, наиболее удобными для группового исследования являются проективные методики.
Для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников используется анкета, разработанная Н.Г. Лускановой и адаптированная к условиям образовательного учреждения. Каждому ребенку раздается бланк с ответами и используя уже пройденные буквы, учащийся отмечает правильный ответ на бланке.
Ответы, характеризующие положительное отношение к школе, оцениваются в три балла, относительно нейтральные ответы оцениваются в один балл, ответы, показывающие отрицательные ответы к школе. оцениваются в ноль баллов.
Таблица 1 Результаты оценки школьной мотивации учащихся первых классов
Класс |
Высокая школьная мотивация, учебная активность (чел./%) |
Нормальная школьная мотивация (чел./%) |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами (чел./%) |
Низкая школьная мотивация (чел./%) |
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация (чел/%) |
1а |
7–23% |
9–31% |
10–33% |
4–13% |
- |
1б |
7–24% |
4–14% |
2–7% |
6–21% |
10–34% |
Всего |
14–23,5% |
13–22,5% |
12–20% |
10–17% |
10–17% |
В результате исследования было выявлено, что в 1а классе у 23%, а в 1б классе-24% учащихся имеют высокую школьную мотивацию, высокую учебную активность. В целом это 23,5% первоклассников. Нормальная школьная мотивация в 1а классе у 31% учащихся, в 1б классе – 14% учащихся. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами всего у 20% первоклассников. С низкой школьной мотивацией 17% первоклассников. Негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию испытывают 17% первоклассников. Причины низкого уровня адаптации первоклассников связаны с тем, что ребенок не посещал детский сад до школы, низкий социальный статус семьи, проблемы взаимоотношений в семье, низкая готовность к школьному обучению, неумение троить отношения со сверстниками (опять же потому что ребенок не посещал детский сад), низкие познавательные способности, неадекватная самооценка.
Далее мы провели исследование внутренней позиции школьника. Эта методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу
Анализ результатов производится по двум параметрам: количественный и качественный. Если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов, то позиция школьника сформирована на высоком уровне. Если 4–5 баллов, то позиция школьника сформирована на среднем уровне. Если 3 и менее баллов, то позиция школьников не сформирована. После количественного анализа делают анализ качественный. Если позиция высоко сформирована, то ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность у них является учебная. Если позиция сформирована средне-ребенку нравиться учиться, но цели и важность обучения он не осознает, а желание учиться заменяется установкой: «Всем надо учиться, и я должен учиться». Если позиция школьника не сформирована-ребенок не осознает целей и важности обучения, школа привлекает лишь внешней стороной. Такой ребенок посещает школу, чтобы поиграть с другими ребятами, пообщаться с ними, погулять. Ведущая деятельность у такого ребенка -игровая. Учебная деятельность такого ребенка не привлекает и не несет для него никакого смысла.
Таблица 2 Результаты исследования внутренней позиции школьника
класс |
высокая позиция (чел./%) |
средняя позиция (чел./%) |
низкая позиция (чел./%) |
1а |
7–23% |
18–60% |
5–17% |
1б |
11 – 38% |
8–27% |
10–35% |
Всего |
18–30% |
26–44% |
15–25% |
В результате исследования внутренней позиции школьника выявлено, что в 1а классе у 23% учащихся внутренняя позиция высоко сформирована. Эти дети хотят ходить в школу, им нравится учиться. Они осознают цели, важность и необходимость учения. Проявляют познавательный интерес. Ведущая деятельность у них является учебная. В 1б классе таких детей 38%. В целом в 1а и в 1б классах – это 30% первоклассников. Далее в 1а классе у 60% учащихся, в 1б классе у 27% учащихся, внутренняя позиция первоклассников сформирована на среднем уровне. Таким детям нравиться учиться, но цели и важность обучения они не осознают, а желание учиться заменяется установкой: «Всем надо учиться, и я должен учиться». В целом это 44% первоклассников. В 1а классе – 10% учащихся, в 1б классе – 35% учащихся. Всего первоклассников – 25% – внутренняя позиция школьника не сформирована.
Эти учащиеся не осознают целей и важности обучения, школа привлекает лишь внешней стороной. Посещают школу, чтобы поиграть с другими ребятами, пообщаться с ними, погулять. Ведущая деятельность у таких детей – игровая. Учебная деятельность их не привлекает и не несет никакого смысла. Очень эффективно использование в диагностике проективных методик.
Для исследования процесса адаптации первоклассников методика- рисунок школы. Цель: определение эмоционального отношения ребенка к школе и к обучению, а также наличие школьной тревожности в период адаптации. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка. При обработке результатов, тревожность и эмоциональное отношение к школе и к обучению оценивается по 3 показателям: цветовая гамма; линия и характер рисунка; сюжет рисунка. Количественный и качественный анализ рисунков распределяется следующим образом: 6–5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем (первая группа); 4–2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей (вторая группа); 1–0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками (третья группа).
Таблица 3 Результаты исследования тревожности и эмоционального отношения к школе и к обучению
класс |
Первая группа (чел./%) |
Вторая группа (чел./%) |
Третья группа (чел./%) |
1а |
12–40% |
15–50% |
3–10% |
1б |
8–27% |
16–55% |
5–18% |
Всего |
20–33% |
31–52% |
8–14% |
По результатам исследования можно сделать вывод, что в 1а классе у 40% учащихся сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. В 1б классе таких детей 27%. В целом в 1а и в 1б классах – это 33% первоклассников. Далее в 1а классе у 60% учащихся, в 1б классе у 50% учащихся, есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, в 1б классе – 42%, в целом это 46% первоклассников. Явно выраженный страх перед школой в 1а классе – 10% учащихся, в 1б классе – 35% учащихся. Всего первоклассников – 25%. Это часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками. Таким детям необходимо расширить круг знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. Причины низкой адаптации первоклассников могут быть следующие: неумение школьников ставить учебную задачу влияет на характер учебной мотивации; неумение и не желание родителей настраивать ребенка психологически на обучение в школе; ребенок не посещал детский сад до школ; низкий социальный статус; проблемы взаимоотношений в семье; низкая готовность к школьному обучению; неумение строить отношения со сверстниками; низкие познавательные способности; неадекватная самооценка. Поскольку обследование проводится в начале учебного года, учитель на начальном этапе уже может определить особенности обучения каждого учащегося, а также простроить индивидуальный маршрут помощи данным детям. Именно поэтому хорошо, если такое обследование может провести сам учитель. Он сможет почувствовать своих учеников, с помощью подобранных правильно упражнений и методов обучения корректировать проблемы детей. Хочется отметить, что проведение учителями таких комплексных исследований позволит выйти на новый уровень личных наблюдений и обобщений. Это в свою очередь повышает профессиональное мастерство учителя и создает положительную динамику в процессе адаптации первоклассников к школе.
2.2 Рекомендации по повышению эффективности адаптации ребенка к школе
Работу следует направить прежде всего на коррекцию взаимопонимания между обучающимися и педагогом, на снижение уровня школьной тревожности, принятие правил поведения на уроках и переменах, на снятие психоэмоционального напряжения обучающихся. Наиболее эффективными методами психолого-педагогического сопровождения выступают игровые тренинги, психотехнические упражнения, психогимнастика, релаксационные методы, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики первоклассника (как на познавательную, так и на эмоциональную сферу). Воздействие на каждую из перечисленных форм заключается в следующем:
познавательная сфера (работа ведется в направлении формирования компетентности первоклассников и учителя в общении друг с другом);
эмоциональная сфера (ставятся задачи снижения эмоциональной дистанции между обучающимися и педагогом, создания ситуаций собственной значимости в классе, устранения негативного отношения к школе).
Задачами коррекционно-развивающей работы с группой первоклассников в рамках нашего исследования выступили:
формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности;
профилактика школьной дезадаптации. В результате проведенной коррекционно-развивающей работы большинство первоклассников, согласно полученным показателям, показали высокий уровень адаптации к школе. Это значит, что у детей сформировалось положительное отношение к школе, предъявляемые требования стали восприниматься ими более адекватно, учебный материал стал усваиваться успешнее. Выявленная динамика находит выражение в более глубоком и полном овладении первоклассниками программным материалом, во внимательном отношении к указаниям, объяснениям учителя, в выполнении поручений без внешнего контроля, в проявлении интереса к самостоятельной учебной работе. Своевременная диагностика уровня адаптации первоклассников к школе позволяет у каждого ребенка выявить те показатели, которые являются наиболее проблемными и нуждаются в психологической коррекции, и вовремя их довести до уровня возрастной и социальной нормы. Проведение специально организованной коррекционно-развивающей работы позволяет зафиксировать изменения, имеющие характер не количественного роста, а качественного преобразования. «Соответственно, центральным моментом взаимодействия растущих и взрослых людей в современном образовательном пространстве, взаимодействия целостных … личностей ребенка и педагога, способных определять и реализовывать цели собственного развития, преобразовывать условия социальной среды» [13, с.196] выступает качественное преобразование психики ребенка, приобретение им новых возможностей и способностей, позволяющих ему стать «автором той социокультурной среды, в которой преимущественно и протекает его жизнедеятельность» [13, с.196]