Файл: Адаптация ребенка к школе (Теории обучения и воспитания).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие адаптации школьников
1.2 Особенности социально-педагогической адаптации младших школьников
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Эмпирическое исследование уровня адаптации младших школьников
2.2 Рекомендации по повышению эффективности адаптации ребенка к школе
В модели сопровождения, представленной в работах М. Р. Битяновой, можно выделить несколько существенных элементов. Остановимся подробнее на двух:
1. Социально-психологический статус – это описание возможностей ребенка, дающее некоторый образ, которому должен соответствовать школьник определенного возраста. Диагностируя отклонения в развитии ребенка от некой нормы, можно проводить коррекционно-развивающие мероприятия.
2. Набор методик, или диагностический минимум, позволяет анализировать показатели развития ребенка. Исходя из результатов проведения диагностики, определяют поэтапную стратегию сопровождения. Итак, можно сформулировать примерный план психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к обучению в школе [4].
I этап – информационно-ориентировочный. Включает в себя изучение личных дел учащихся, социального паспорта семьи, медицинской карты ребенка (с целью выяснения особенностей развития) и систематизацию этих данных.
II этап – организационно-просветительский. В период начала обучения ребенка в школе не только первоклассникам, но и их родителям непросто научиться преодолевать новые для них трудные ситуации. На этом этапе проводится просветительская и консультационная работа с родителями, очень важно установить контакт родителей, педагога и психолога. Возможно проведение анкетирования.
III этап – проведение диагностики на определение психологического развития детей и их готовности к обучению в школе. Изучение уровня развития школьника может проходить как при индивидуальных занятиях, так и при групповой работе. Для составления полной картины необходимо использовать несколько методик.
В этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга, и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом ничего плохого нет, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется чувство сопереживания за своих друзей, а также понимание долга, преданности и дружбы. Все вышеизложенное доказывает необходимость участия социального педагога в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения. Именно социальный педагог призван помочь ребенку в процессе адаптации к школьной жизни: принять на себя новую социальную роль, усвоить правила и нормы обучения в школе, наладить отношения с одноклассниками и классным руководителем.
1.2 Особенности социально-педагогической адаптации младших школьников
Младший школьный возраст - от 6-7 до 10-11 лет, период приходится на 1 – 4 классы.
Выделяется две стадии младшего школьного возраста:
- ранний младший школьный возраст – 6 (7) – 8 (9) лет;
- поздний младший школьный возраст – 8 (9) – 11 лет [30].
Учебная деятельность – выделяется, как основная, ведущая. В этот период закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Возникают новые отношения между ребенком и взрослым, отношения между сверстниками, происходит включение в систему коллективов, в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд особых требований к ученику. К психологическим новообразования возраста относятся: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия [2].
Психологические новообразования ребёнка тесным образом связаны с игровой и учебной деятельностью. В процессе её осуществления у ребёнка устанавливаются особые условные отношения с взрослыми. Важно также отметить, что этот возраст связан с так называемым «кризисом семи лет». Это достаточно условный термин, если иметь в виду паспортный возраст ребёнка. В младшем школьном возрасте происходит спокойное и равномерное психическое и физическое развитие. У ребенка происходит увеличение веса и роста. На стадии формирования находится позвоночник, грудная клетка, конечности, то есть формирование скелета ещё не завершено. Процесс формирования пальцев и кисти в этом возрасте также ещё не закончен, поэтому ребенку трудно дается мелкая моторика. Мозг, также, находится на стадии совершенствования. Происходит развитие процессов возбуждения и торможения. Хотя процесс возбуждения преобладает, все равно, процесс торможения делается всё более сильным [17].
Ребенок вступает новые для него отношения, если раньше он ограничивался отношениями ребенок-мама, то теперь они дополнились отношениями: взрослые - ребенок, ребенок –ребенок. Это дополняется новой учебной деятельностью, которая предъявляет ряд серьёзных требований к младшему школьнику. Всё это решающим образом оказывает сильное воздействие на формирование личности, требования, которые появляются со временем, новые отношения развивают ответственность, самостоятельность, силу воли, расширяют круг интересов, способности ребенка. С 7 до 11 лет у ребенка происходит становление нравственного поведения, младший школьник начинает усваивать правила поведения и моральные нормы, таким образом происходит становлении личности. Этот период соответствует годам обучения в начальных классах. Формирование и овладение высшими психическими функциями (ВПФ) в ходе онтогенеза, их социогенез, проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью в процессе деятельности и общении, где качественные возрастные образования являются показателем личностного развития [11]. Факторы социальной ситуации младшего школьного возраста представлены на рисунке 1.
Новые взаимоотношения с социальным окружением связано с учебной деятельностью младшего школьника и в овладении обобщений. В этот период идет формирование произвольности и наглядно-образного мышления.
Рисунок 1 – Элементы социальной ситуации в младшем школьном возрасте
В.В. Давыдов выделяет центральные психические и учебно-деятельностные новообразования возраста (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Центральные психические и «учебно-деятельностные» новообразованиям младшего школьного возраста по В.В. Давыдову [9]
Осевой линией развития является интеллектуализация, предполагающая опосредованность и произвольность всех психических процессов. Восприятие трансформируется в наблюдение, появляется произвольное запоминание с использованием простейших мнемотехнических средств, что придаёт памяти смысловой характер. Для речи также характерна произвольность, речевые высказывания строятся с учетом условий коммуникации и её цели.
В этом возрастном периоде ребенок очень импульсивен и возбудим. Когда ребенок поступает, в школу происходят очень сильные изменения. В первую очередь изменяется социальное положение и окружение. Обязательным становится получение знаний, умений, навыков. Конечно же, обучаться очень трудно для ребенка. Это требует силу воли, организованность, дисциплину. Школьник вошел в новый коллектив, в котором он будет жить, и учиться 11 лет [15]. Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. У младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учению. Они не понимают всей важности этого процесса. В процессе обучения ребенок понимает, что учение – это труд, к которому нужно привыкнуть, ребенок в дошкольном возрасте не имел никаких забот, кроме своей игры и в начале процесса обучения он воспринимает все это как игру. Но обучение не мыслимо без интеллектуальной активности, мобилизации внимания, волевых усилий, самоограничений. И когда у ребенка что-то из этого не получается у него возникает разочарование и отрицательное отношение к образовательному процессу. Чтобы избежать этого учитель должен объяснить ребенку, что учение – это серьезная работа, но при этом очень интересная, так как можно узнать много нового, важного. В первое время ребенок учится хорошо, большую роль здесь играет мотив, часто этим мотивом служит желание получить хорошую оценку, одобрение родителей или учителя [16]. Вначале у ребенка появляется интерес к новому социальному положению, в котором он оказывается, при этом не осознавая свою главную задачу. После того, когда начинает, входит в новое социальное положение у него возникает интерес к учебному труду и к учебной деятельности. Этот интерес к учебной деятельности обычно бывает связан с чувством удовлетворения от своих достижений. Одобрением, наградами, похвалой учителя, в процессе всего этого ребенок начинает гордиться собой и у него происходит подъём сил [12].
Обобщенная характеристика развития компонентов индивидуальности младших школьников и его внимания представлена на рисунке 3.
Рассмотрим основные направления развития познавательных процессов младших школьников. Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
Рисунок 3 - Особенности развития компонентов сфер индивидуальности младшего школьника и его внимания
По мнению Д. Б. Эльконина, восприятие из анализирующего, которое базируется на очевидных признаках, превращается в устанавливающее связи, синтезирующее [30]. Главная особенность восприятия младшего школьника, как показывает Е.А. Петрова, заключается в его незначительной дифференциации, то есть он лучше воспринимает второстепенные, несущественные детали в том, что наблюдает [25]. Младшие школьники «смотрят», но не «видят». Автор указывает на такую особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста, как тесная связь его с действиями школьника.
В раннем младшем школьном возрасте для восприятия ребёнка характерна непроизвольность, хотя уже на ранних этапах учебной деятельности появляются элементы произвольного восприятия. В течение всего рассматриваемого период данная психическая функция постоянно развивается. Ребенка надо учить воспринимать объект, руководить процессами восприятия. Для этого учителю необходимо создать у младшего школьника познавательное представление, предварительный поисковый образ для искомого, чтобы ребёнок смог увидеть то, что нужно. Например, применяя наглядное пособие, учитель использует указку, с тем, чтобы вести взор ребенка. В течение обучения в начальной школе, ребенок учится рассматривать объект целенаправленно, что становится фундаментом для дальнейших качественных интеллектуальных изменений.
Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Изменяется восприятие предмета. Для школьника предмет означает, что с ним нужно что-то сделать или изменить, осуществить разные действия, потрогать Эмоциональном плане тоже происходят свои изменения, она становится более выраженной, так как ребенку теперь не все равно какое место он занимает в обществе. В процессе взросления ребенка происходит изменения восприятия, которое переходит на более высокий уровень развития, тем самым становится управляемой и целенаправленной деятельностью. При дальнейшем обучении восприятие развивается еще больше и начинает принимать характер целенаправленного наблюдения. В мозге в процессе восприятия, образуются не только связи между отдельными свойствами предмета, но и связи и соотношения между свойствами объекта познания. Последние лежат в основе аналогии – одного из конструктивных элементов построения творческой мысли.
Под влиянием образовательного процесса в младшем школьном возрасте происходит развитие памяти. В развитии памяти младших школьников можно выделить два направления: произвольность и осмысленность. Необходимость заучивать учебный материал детерминирует развитие кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Появляется возможность запомнить все больше информации, производить управление и регулирование памяти. Ведущим видом становится наглядно-образная память, однако развивается и словесно-логическая. Дети лучше запоминают и сохраняют в памяти определенную информацию, яркие события, лица, чем определения, описания, объяснения. Младшему школьнику свойственно механическое запоминание, он может легко запомнить стих, однако, при этом не понимать, о чем там говорится [24].
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны событий к познанию их сущности.
Ребенок постепенно осознает стоящие перед ним мнемические задачи. В дошкольном возрасте эти задачи не выделяются. В ходе учебной деятельности интенсивно формируются приемы запоминания. Если в раннем младшем школьном возрасте ребенок способен к примитивным приёмам запоминания как повторение, длительное рассмотрение материала, то уже к началу позднего младшего школьного возраста ему становятся доступны группировка информации, осмысление связей между различными частями запоминаемого материала. С усложнением учебной деятельности связано и развитие воображения, которое в этом возрасте проходит две стадии [11]:
- преобладание репродуктивного воображения;
- превалирование продуктивного воображения.
В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но далее на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. 7-8 лет – сензитивный (восприимчивый) период для усвоения моральных и нравственных норм (ребёнок психологически максимально готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению), что тоже обеспечивается воображением. Активное, продуктивное воображение тесно взаимосвязано с творческим мышлением. В младшем школьном возрасте эта взаимосвязь и взаимозависимость формирования данных параметров воображения и мышления, – наиболее очевидна [11].
С помощью мышления ребенок начинает отражать свойства и признаки предметов, что даёт возможность делать первые выводы, анализ, сравнение, возможность выдвигать свои идеи, мысли. Таким образом ребенок учится формировать научные понятия. В младшем школьном возрасте аналитико-синтетическая деятельность находится на стадии развития наглядно-действенного анализа, предметы воспринимаются на непосредственном уровне восприятия. При определенном содержании и условиях обучения у младших школьников можно сформировать достаточно высокий уровень обобщения и абстракции, что подводит их к овладению знаниями научного, теоретического характера [3]. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие – думающим. Это приводит к тому, что и память, и восприятие становятся значительно более управляемыми, впервые становится возможным выбор средств для решения специфических задач памяти и мышления.