Файл: Адаптация ребенка к школе (Теории обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ребенок должен осознать, что в данном коллективе и данным учителем он не будет брошен на произвол судьбы. Здесь его всегда выслушают, поймут и помогут найти выход из сложившейся ситуации. Более того, работа классного руководителя должна быть непосредственно направлена на сплоченность всего детского коллектива. Этому способствуют совместные мероприятия: походы, экскурсии, праздники, чаепития, проектная деятельность. Но в работе класса должны так же присутствовать мероприятия, в которых дети сами распределяют роли (театральная деятельность), выбирают капитана (веселые старты), распределяют обязанности. Доверие и поддержка со стороны одноклассников всегда вселяет в ребенка уверенность, ответственность, желание участвовать в совместных мероприятиях, выдвигать предположения, высказывать свое мнение, не стесняться в высказываниях своих мыслей. А ребенок, который чувствует необходимую моральную и эмоциональную поддержку со стороны сверстников и педагогического коллектива более уверен в себе. При этом необходимо помнить о том, что его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он этого заслуживает. Положительная поддержка школьника, настрой его на работу в школе, общению со сверстниками, так же должна исходить и от родителей. Многие родители, особенно те у которых дети появились в позднем возрасте, или ребенок в семье один – завышают его самооценку, захваливают его, внушают школьнику, что он отличается от других, он лучше, умнее, индивидуальнее. Это тоже, в свою очередь, плохо влияет на работу ребенка в коллективе. Школьнику всегда хочется быть главным, лидером, первым, капитаном, хотя не всегда его возможности предполагают такое лидерство. Ребенок ждет ежеминутной похвалы, как со стороны учителя, так и со стороны сверстников, хотя не приложил ни каких усилий для этого. Совсем другая ситуация происходит в семьях где ребенку наоборот уделяют мало внимания, родители не хвалят его, считая, что и тех слов, которые они говорят, достаточно для осознания ребенком правильности и качественности выполненного им поручения. Не всегда эта оценка адекватна. Во многих случаях родители могут ее занизить, сами не осознавая того, как их слова влияют на самого ребенка. В таком случае самооценка школьника занижена. На уроках он боится поднять руку, даже зная ответ на поставленный вопрос, опасается высказывать свое собственное мнение, свои предположения, мысли. Таких детей надо чаще подбадривать, давать им ответственные поручения, индивидуальные задания в которых ребенок может показать себя. Немаловажную роль и в том, и в другом случае играет индивидуальная беседа с родителями. Для каждого родителя необходимо донести, что избыток похвалы, так же, как и недостаток в ней ведет к отрицательному отношению не только к школе, но и к классному коллективу, к окружению ребенка. Поэтому необходимо адекватное отношение к своему ребенку, реальная оценка его способностей и возможностей. Положительное отношение родителей к учителю, одноклассникам так же играет большую роль в том, как будет вести себя ребенок в школьном коллективе и как сверстники примут, и будут относиться к нему.


Большую роль в повышении эффективности процесса адаптации играет семья. Основной целью, которую ставят перед собой родители, должна быть воспитание у ребенка позитивного отношения к школе, к повседневным занятиям, а также взаимодействиям с учителем и одноклассниками. Школа не будет казаться детям проблемой, когда учеба интересна им и приносит положительные эмоции. Первокласснику, только ступившему на порог школы просто необходима, моральная и эмоциональная поддержка семьи. Так, ребенка не стоит хвалить просто так, а хвалить только за какое-то выполненное дело. Но при этом:

1) нельзя ребенка сравнивать с другими, возможно более успешными, детьми, а также его посредственные результаты с требованиями школьной программы. Лучше вообще никогда не сравнивать детей, не только в плане учебы;

2) ребенка можно сравнивать только с самим собой, с ним «вчерашним» и «сегодняшним» и хвалить следует только за повышение его собственных достижений. Например, если во вчерашнем диктанте он сделал 5 ошибок, а в сегодняшнем – 2, то нужно обратить внимание ребенка на это достижение, оценить этот успех искренне и без иронии.

Нужно уверить ребенка, что если он один раз смог научиться делать хорошо, то со временем научится делать и все остальное. Именно в период начального обучения может произойти замыкание круга тревожности, поэтому родители не должны требовать постоянных успехов от своего ребенка, а терпеливо ждать их. Школьное оценивание на протяжении всего времени обучения не должно выступать в качестве негативного фактора, постоянно влияющего на ребенка. Очень важная задача родителей – объяснить ребенку, что они любят его просто так, не за что-то, и тем более не за отметки в школе. Любят вопреки всему. Чем больше семья давит на ребенка, выдвигает свои жесткие требования, тем больше вероятность появления сопротивления ребенка, которое часто проявляется в отрицательном поведении и негативном отношении к членам семьи. Поэтому необходимо рассматривать каждый случай в отдельности. Можно лишь дать некоторые рекомендации родителям младших школьников.

1. Следует свести к минимуму свои эмоциональные реакции, на различные проказы и неудачи ребенка.

2. Хвалите работу, деятельность ребенка, а не его самого.

3. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т. д.).

4. Проявляйте внимание к ребенку, активно слушайте его. Поддержите малыша в стремлении стать школьником, осваивать новые виды деятельности.


5. Расскажите ребенку о правилах, с которыми он встретиться в школе, объясните их целесообразность и необходимость.

6. В школьный период в жизни ребенка появляется еще один значимый человек, помимо родителей, - учитель. Поэтому нужно уважать мнение ребенка об учителе.

7. Помогите ребенку составить распорядок его дня, и правильно его соблюдать. Ведь быть учеником - это нелегкий труд.

8. Запомните, ребенок имеет право на ошибку. Нельзя наказывать его за ошибки, кричать на него.

9. Окажите поддержку ребенку в желании одержать успех в учебе. Постарайтесь в каждой работе своего первоклассника найти то, за что можно его похвалить.

10. Принимайте ребенка таким, какой он есть: умный, энергичный, медлительный. Любите просто так, просто за то, что он есть.

11. Объективно оценивайте способности и таланты своего ребенка: не стоит сравнивать его с другими детьми, и тем более ругать в присутствии товарищей. Ведь все проблемы можно разрешить наедине.

12. Как можно чаще обнимайте ребенка, именно так он сможет чувствовать защищенность и уверенность.

13. Нельзя забывать о психолого-педагогической помощи учителей и психологов. Если вас беспокоят учебные проблемы ребенка, его поведение, то не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Таким образом, именно позитивное отношение родителей к учителю, к школе значительно облегчит ребенку период адаптации. Родители должны стремитесь узнавать и понимать своего первоклассника, оказывать ему поддержку, уважать его мнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый ученик при поступлении в школу сталкивается с периодом адаптации к школе.

Переход к систематическому организованному школьному обучению приводит к изменению ведущей деятельности ребенка – от игры к учебе. Естественно, что учебная деятельность в элементарных формах использовалась и в дошкольных образовательных организациях, но там она была эпизодической, а сами мотивы учебной деятельности, прежде всего, были игровыми. Школьный режим требует от ребенка более высокого уровня произвольности поведения, достаточно развитых коммуникативных навыков, познавательных мотивов. Именно такие дети наиболее легко адаптируются к школе, так как у них уже сформированы элементы готовности к школьному обучению. Характеризуя школьную адаптацию можно выделить следующие ее компоненты: активность (в виде постоянного инициирования и ответных действий со стороны учащегося и образовательной среды), и непрерывность, проявляемая в напряжении всех внутренних психических и физических резервов обучающегося. Индикатором трудностей процесса адаптации к школьному режиму обучения являются изменения в поведении: повышенная возбудимость, агрессивность, депрессия, заторможенность, чувство страха, боязнь учителя, а также и морфофункциональные изменения: снижение веса, повышение ЧСС, частые простуды. Дети часто говорят, что они хотят обратно в садик, что им мешают работать.


В нормальном течении – адаптация занимает около 2-3 недель. Временные рамки адаптации зависят от нескольких критериев:

- тип учебного заведения

- уровень сложности школьной программы

- поддержка близких - уровень готовности ребенка к школе.

На первых ступенях вступления в школьную жизнь, как отмечают ученые, у детей происходят значительные психологические преобразования. Когда складываются новые потребности в усвоении знаниями и умениями, под влиянием социальной ситуации созревания. Ребенок укладывается в новый порядок, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. Существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, происходят с поступлением ребенка в школу, которые являются очень существенными. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Значительную часть дня проводят дети во взаимодействии с окружающими людьми, а именно с родителями, учителями, другими детьми. Меняется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т. е. выделяется особое деловое общение с взрослыми.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие признаки успешной школьной адаптации:

 удовлетворенность ребенка процессом обучения и межличностными отношениями с одноклассниками и учителем,

 достаточная степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий (готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому),

 отсутствие эмоционального напряжения и соматических жалоб,

 готовность к обучению в школе,

 заинтересованность в учебной деятельности,

 поддержка в процессе формирования «желания и умения учиться». Фактором, существенно облегчающим адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, является рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Во время адаптационного периода учитель особое внимание уделяет каждому ученику, контактирует с родителями, класс посещает школьный психолог. Часто проводится тестирование готовности к школе по разным методикам, составляется психологическая карта ученика. Отмечается, что младший школьник начинает обладать рефлексией – поэтому необходимо требовать от него развернутого словесного объяснения всех совершаемых операций для осознания им смысла и содержания собственных действий. Таким образом можно обсудить с ним проблемы, с которыми он сталкивается, помочь с самоопределением в классе. Процесс адаптации к школе – процесс естественный, он сопровождается привыканием и адаптацией ребенка в новом коллективе, приспособлением к новому режиму, новым обстоятельствам. У некоторых детей этот период проходит легче, у других – сложнее. Перед поступлением в школу рекомендуется обратиться к психологу, для проведения тестирования на предмет готовности к школе


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
  2. Алимова А.А. Особенности адаптации ребенка к обучению в школе / А.А. Алимова // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 12-13.
  3. Аракчеева З.В., Нуретдинова Л.А. Психолого-педагогические условия развития учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития/З.В. Аракчеева, Л.А. Нуретдинова//Научная мысль: традиции и инновации: международный сборник статей студентов и молодых специалистов. Магнитогорск, 2017. С. 20-22.
  4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МОДЭК, 2001. – 256 с
  6. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, Дошкольное воспитание. – М.:Просвещение, 2010. – 289 с.
  7. Выготский, Л.С. Детская психология/Л.С. Выготский. – М.: Равновесие ИД, 2005.
  8. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Издательство МГУ, 2008.
  9. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Высшая школа: Университет, 2002. – 400 с.
  10. Давыдов В.В., Психическое развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1996.
  11. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Захарова Т.В. Возрастная психология. М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2018. 175 с.
  12. Кравченко И. В., Топильская С. В. Социализация обучающихся младшего школьного возраста // Образование и воспитание. 2018. №1. С. 67-70
  13. Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник, 2017. № 3. С. 57–60.
  14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
  15. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  16. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2012. – 582 с.
  17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, - 2014.
  18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 632 с.
  19. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2013.
  20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 456 с.
  21. Назарова А.С. Развитие творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования// Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 89-95
  22. Немов, Р.С. Общая психология/ Р.С. Немов – М.: Владос, 2008. – 400 с
  23. Педагогический словарь: словарь / Сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М. : ИНФРА-М, 2018.- 224 с.
  24. Петрова Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А.Петрова. – М. : АИМ, 2017. – 234 с
  25. Петрова С.С. Адаптация детей младшего школьного возраста к начальной школе / С.С. Петрова // Успехи современной науки и образования. 2018. № 2. С. 58-61.
  26. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2012. – 211с.
  27. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2013
  28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для вузов / С. Л. Рбинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 712 с.
  29. Струкова, А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке/А.Р. Струкова //Молодежный научный вестник. 2017. № 12 (25). С. 83-87.
  30. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2016.