Файл: Адаптация ребенка к школе (Теории обучения и воспитания).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие адаптации школьников
1.2 Особенности социально-педагогической адаптации младших школьников
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Эмпирическое исследование уровня адаптации младших школьников
2.2 Рекомендации по повышению эффективности адаптации ребенка к школе
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем начального образования является проблема адаптации детей к школе. От того, насколько благополучно пройдет адаптация, в значительной степени зависит успешность дальнейшего процесса обучения и социализации ребенка. Начало школьного обучения связано с изменением режима дня, увеличением нагрузки, что вызывает у детей определенные трудности. Если, в силу своих психологических или физиологических особенностей, ребенок не может адаптироваться к новым условиям и не справляется с увеличением нагрузки, то это порождает у него чувство тревоги, неуверенности и приводит к снижению учебной мотивации. Если процесс адаптации к условиям школьного обучения оказывается неудачным, то это может привести к развитию невротических состояний и возникновению соматических заболеваний.
ФГОС НОО [1] определяет овладение начальными навыками адаптации в качестве одного из личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы. С успешной адаптацией также связывается достижение таких результатов, как освоение социальной роли ученика, формирование личностного смысла учения и ряд других, определяющих успешность школьного обучения в старших классах.
В то же время существует определенное противоречие между важностью процесса адаптации младших школьников и нехваткой методик, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей, так как многие из существующих подходов разрабатывались еще советской педагогикой и психологией и недостаточно учитывают особенности детей, изменение подготовки дошкольников. Таким образом, актуальность исследования вопросов адаптации школьников определяется, с одной стороны, её значением для последующего развития обучающегося, мотивации к учебе и, с другой стороны, необходимостью новых подходов к адаптации, учитывающих требования современной школы.
Актуальность проблемы привлекала к вопросам адаптации внимание многих ученых, в том числе таких известных педагогов и психологов, как Л.В. Мудрик, Т. С. Семенова, А.В. Петровский, А.А. Налчаджян, С.А. Беличева, М.Р. Битянова и многих других. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Объект исследования – социально-педагогические отношения, складывающиеся в процессе адаптации детей к школе.
Предмет исследования – процесс адаптации ребенка к школе.
Цель курсовой работе заключается в исследовании теоретических аспектов адаптации ребёнка к школе и их использовании в практической деятельности.
Поставленная цель определила задачи курсовой работы:
- охарактеризовать понятие адаптации, её уровни и формы;
- выделить особенности социально-педагогической работы с младшими школьниками;
- исследовать методы адаптации детей к школе;
- провести исследование адаптации первоклассников к условиям школьного обучения;
- сформулировать рекомендации по повышению успешности процесса адаптации детей к школе.
При написании курсовой работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования. Такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение позволили провести анализ теоретических положений, обобщить данные научной литературы и сделать собственные выводы. К специальным методам исследования могут быть отнесены моделирование различных педагогических ситуаций, наблюдение, использование проективных психологических методик, графический метод.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие адаптации школьников
Начальную школу можно считать одним из важнейших этапов в становлении человека: Ребенок попадает в совершенно иную, в сравнении с семейной, среду. Среда – это всегда совокупность тех или иных условий. Первый урок в школе является открытием территории «за границей». Ребенок приобретает новый социальный статус, играет социальную роль (школьник, обучение).
Активизируется процесс социализации, школьник, наряду с учителем, ответственен за то, как усвоит материал, вместе с педагогом ответственен и за то, какие умения и навыки разовьет. Вне сомнения то, что учитель становится путеводителем, ориентиром, который демонстрирует ребенку еще одну модель отношения к миру, в определенном смысле, открывает мир заново [29]/
Необходимо отметить, что новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования: в качестве основных образовательных результатов выделяются универсальные учебные действия: предметные, метапредметные и личностные; в образовательном процессе интегрируется урочная и внеурочная деятельность, что, несомненно, увеличивает психологическую нагрузку на первоклассников.
Ребенок, приходящий в школу, имеет некоторый дисбаланс в развитии (обусловленный, например, компьютеризацией общества), развитие ребенка происходит без учета его непосредственных интересов, с которыми начинающий ученик пришел в школу [26]. Учебная деятельность отличается известной формализации отношений, а это не свойственно первокласснику. Формализация учебной деятельности входит в противоречие с личностью, имеющей собственную систему оценок, вкусов, желаний, стремлений, умений и навыков. Проблема адаптации младших школьников – это не только научная, но в первую очередь практическая, очень жизненная и острая проблема. А от ее решения зависит отношение к учению, учителю и сверстникам, а в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее, способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию [12].
По мнению ученых, полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих: реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития; реализация тех возможностей, которые предлагает ему образовательная среда.
Сам процесс адаптации детей к школе сложен как физически, так и психологически. Кроме того, процесс адаптации разрешает индивидууму удовлетворять жизненные потребности и осуществлять связанные с ними значительные цели, обеспечив в то же время соответствие поведения человека тем нормам, которые приняты в данной среде. Старшие дошкольники уже осознают себя, они овладели базовыми навыками существования в обществе, осознали себя как субъектов своих желаний и возможностей. На этом этапе происходит самооценка, преобразование характерных для ребенка форм поведения в наполнение его самосознания. Осознание ребенком того, что он сам творит свою жизнь, свою судьбу, и от его собственного поведения зависит его будущее, осознание собственной ответственности перед самим собой за свои поступки. В этот момент он осознает свою ответственность и перед окружающими за свое поведение [24]. Проявляется ответственные отношения с окружающими. В это время происходит кризис, в течении которого идеальный и реальный ребенок начинают различаться. Ребенок осознает себя в контексте соответствия определенным ценностям, и требует от себя этого соответствия. Особенно важным считается уровень мотивации и стремления к обучению, уровень операционных навыков, а также степень развития мелкой моторики.
С.С. Петрова считает, что психологическая готовность к школе в основном определяется готовностью к смене типов деятельности. Проблема заключается в готовности к переходу от сюжетно-ролевых и дидактических игр к учебной деятельности. Это достаточно актуальный подход, но готовность к учебе еще не является готовностью к школе [25].
По мнению Л.И. Божович, которое она высказывала еще в шестидесятые годы, готовность к обучению в школе есть совокупность определенных навыков, необходимого уровня развития мысленной деятельности, стремления к познанию, готовности к саморегуляции, регуляции познавательной деятельности, позиции школьника [5]. Подобных же взглядов придерживался и А.В. Запорожец. Он отмечал, что готовность к обучению в школе определяется целостной системой взаимосвязанных качеств ребенка, которая включает в себя способ и особенность ее мотивации, величину развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности [26]. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью.
Дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание учиться. Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Психологическая готовность детей обучению в школе– это многокомплектное явление. Когда ребенок идет в школу зачастую выявляется отсутствие какого-либо компонента психологической готовности к школе, что приводит к затруднению или срыву адаптации детей к школе. Условно психологическую готовность возможно разделить на готовность к учебе и готовность социально-психологическую. С решением проблемы психологической адаптации связано определение целей и способов организации обучения и развития в дошкольных учреждениях. От решения данной проблемы зависит успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. Главной целью установления психологической готовности школе является предупреждение школьной дезадаптации [6].
Необходимо отметить, что период адаптации в первом классе может составлять от 2-3 недель и до полугода. Данные сроки адаптации связаны со следующими факторами: - индивидуальные особенности школьника; - тип учебного заведения; - характер взаимоотношений с окружающими людьми; - уровень подготовки ребенка к школе.
Адаптационный период предусматривает решение следующих задач [2]:
1) оказать помощь ребенку в освоении новой социальной роли, новых видов деятельности;
2) научить ребенка задавать вопросы, не стесняться;
3) дать понятие оценки и ее критериев, самооценки;
4) психолого-педагогическая работа с родителями школьника.
К сожалению, в первые учебные дни многие дети сталкиваются с некоторыми трудностями. Так девочки обычно сосредоточены, ответственны, медлительны. А вот мальчики более активны, эмоциональны, взволнованы. Всех первоклассников можно разделить на три группы по степени адаптированности к школе:
1. Адаптация школьников происходит в период 1-2 месяца учебы. Детям данной группы свойственное быстрое вступление в коллектив сверстников. Почти всегда они прибывают в хорошем настроении, доброжелательны, послушны, спокойны. Но и таким ребятам бывает трудно соблюдать все требования и правила. Но, как правило, уже в конце октября дети полностью осваиваются в школе и постигают статус ученика.
2. Адаптация имеет более затяжной характер, происходит несоответствие поведения ребенка требованиям учебной деятельности. Ребенку достаточно сложно освоиться в новой ситуации, взаимодействовать с учителем и сверстниками. Часто ребенок может играть на занятиях, не обращать внимания на учителя и реагировать слезами, обидами. Лишь к окончанию первого полугодия ребенок адекватно реагирует на требования учителя и школы.
3. Социально-психологическая адаптация детей связана с определенными трудностями. У ребят преобладают отрицательные формы поведения, учебные программы даются им с трудом. Во многом успешное вступление в школьную жизнь связано с уровнем психоэмоционального и физического развития ребенка. И в этом немаловажную роль играет поддержка со стороны взрослых – родителей, бабушек и дедушек. Так, учеными установлено, что чем серьезнее и внимательнее взрослые относятся к данному периоду в жизни ребенка, тем благополучнее ребенок адаптируется к учебной деятельности и школе.
По мнению М. Р. Битяновой [4], работа педагога-психолога подразумевает решение трех основных задач. Во-первых, необходимо оценить психологическое развитие школьника, в случае несоответствия показателей ребенка психолого-педагогическим требованиям понадобится провести коррекцию. Во-вторых, важно создать для каждого ребенка условия для полноценного развития. Для выполнения этой задачи потребуется провести развивающую психологическую работу с детьми, консультационную работу с родителями и, при необходимости, оказать методическую помощь педагогам. Третья задача состоит в том, чтобы провести коррекционно-развивающую работу с детьми, которые испытывают трудности психологического развития.