Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Актуальные проблемы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
1.3. Формирование налоговой учетной политики
Большинство налоговых правил закреплено в НК РФ, при этом никакие вольности в порядке налогообложения не допускаются. Однако для некоторых ситуаций такие правила не установлены, и Налоговый кодекс прямо предписывает налогоплательщикам их разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. А для отдельных операций он предусматривает варианты учета, из которых нужно выбрать подходящий. Как раз эти задачи (разработки и выбора) и решает налоговая политика организации [на основании 2].
Все налогоплательщики должны вести налоговый учет в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике [2; ст. 313]. Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе.
Регистры налогового учета представляют собой табличные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и правилами составления декларации [2].
НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.
За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных [22].
Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся [2;ст. 313]:
- наименование;
- дата составления или период,
- денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
- наименование хозопераций,
- подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.
В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году [3].
Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике [3].
Регистры промежуточных расчетов, предусмотренные НК РФ, предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы.
Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. [2]
Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. [2]. Рассмотрим регистры промежуточных расчетов в таблице 4 [на основании 2].
Таблица 4
Регистры промежуточных расчетов
№ регистра |
Наименование |
1 регистр |
расчет Формирование стоимости объекта учета. |
2 регистр |
расчет Формирование стоимости объекта учета. |
3 регистр |
расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО). |
4 регистр |
расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО). |
5 регистр |
расчет стоимости сырья / материалов, списанных в отчетном периоде. |
6 регистр |
Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату. |
Продолжение Таблицы 4
№ регистра |
Наименование |
7 регистр |
расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода. |
8 регистр |
Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату. |
9 регистр |
Регистр учета договоров на добровольное страхование работников. |
10 регистр |
Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников. |
11 регистр |
расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода |
12 регистр |
расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода. |
13 регистр |
расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах. |
14 регистр |
Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам. |
15 регистр |
расчет резерва расходов на гарантийный ремонт. |
16 регистр |
расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт. |
Впоследствии данные занесенные в налоговые регистры участвуют в расчете налогооблагаемой базы и составлении налоговой декларации. Таким образом, налоговая декларация как бы является результатом налогового учета организации. В следующее главе разберем налоговую декларацию более подробно.
2. Налоговая декларация как инструмент налогового учета
2.1. Понятие и функции налоговой декларации
Как уже отмечалось ранее, налоговый учет – это система сбора и обобщения данных для расчета налогооблагаемой базы. Следующий этап – составление налоговой декларации.
Налоговая декларация представляет собой официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определённый период времени доходах, а также о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Они предоставляется в налоговые органы по специальной форме. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате [23].
Отсюда можно выделить основные функции налоговой декларации:
- Учетная
- Контрольная
- Информационная
- Функция унификации
Подробнее рассмотрим их в таблице 5[на основании 28].
Таблица 5
Функции налоговой декларации
№ п/п |
Функция |
Характеристика |
1. |
Учетная |
Учет доходов граждан и организаций |
2. |
Контрольная |
Обеспечивает контроль со стороны государства |
3. |
Информационная |
Содержит информацию о доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах |
4. |
Функция унификации |
Приведение данных налогового учета в единую форму |
Что касается последней функции, функции унификации, то она действительно имеет место быть. Так как если форму ведения налогового учета организация может выбрать сама и законодательством он четко не регламентирован, то формы налоговой декларации, предоставляемых в налоговые органы, имеют единый вид, обязательный для всех. Это ускоряет обработку отраженных в налоговой декларации данных.
Налоговые декларации могут быть нескольких видов в зависимости от видов декларируемых доходов. Виды налоговой декларации рассмотрим на рисунке 3 [на основании 21].
Рис.3. Виды налоговой декларации по видам декларируемых доходов
Для каждого вида налоговой декларации существует своя форма. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением [2]:
- вида документа: первичный (корректирующий);
- наименования налогового органа;
- места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
- фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
- номера контактного телефона налогоплательщика;
- сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию.
Так же законодательством закреплены вопросы, касающиеся подачи налоговой декларации. Далее поговорим о них более подробно.
2.2. Общие вопросы представления налоговой декларации
Налоговую декларацию должны подавать:
- граждане РФ – частные предприниматели (ИП);
- организации (бюджетные, коммерческие и благотворительные);
- субъекты, ведущие деятельность на территории РФ, в том числе религиозные, образовательные и т.д.
Предприятия с нулевым доходом не освобождаются от сдачи отчетности [24].
Одним из важных вопросов предоставления налоговой декларации являются сроки ее предоставления. Подробнее рассмотрим на рисунке 4 [2].
Рис.4. Сроки предоставления налоговых деклараций и уплаты налогов
В Российской Федерации, в соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики должны представлять декларацию не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларации по некоторым налогам (в частности, налогу на прибыль организаций) необходимо предоставлять не только за налоговый период, но и за отчетные периоды. Некоторые декларации (такие как, декларация по НДС) предоставляются ежеквартально, т.е. за каждые три месяца [7].
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в установленном законом порядке [2].
При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки [26].
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях [26]:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.