Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Актуальные проблемы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
Безусловно, представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом. Отчетность становится более достоверной, так как программа, которая используется для формирования файлов с отчетностью, позволяет проверять их на наличие арифметических и логических ошибок.
Недостатком является то, что в электронном виде в налоговый орган могут быть представлены только сами формы отчетности. А документы, которые могут быть дополнительно запрошены налоговым органом в рамках камеральной проверки по-прежнему в налоговый орган нужно будет представлять в бумажном виде.
Что касается нарушения сроков представления налоговой декларации, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговая ответственность организации-налогоплательщика за нарушение сроков представления налоговой декларации установлена в ст. 118 части первой НК РФ. В НК РФ предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации [на основании 2].
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса, является руководитель и иной работник организации-налогоплательщика, в чьи функции входит своевременное представление этой организацией в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган. Налогоплательщик - физическое лицо (индивидуальный предприниматель или лицо, не являющееся таковым) субъектом правонарушения не является, в случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ [2].
Несвоевременное представление отчетности в налоговые органы относится к наиболее распространенным нарушениям налогового законодательства, и уже, поэтому практика применения ответственности за непредставление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 НК РФ, вызывает интерес как у специалистов в области налогового права, так и у налогоплательщиков. Несмотря на то, что нормы указанной статьи применяются в действующей редакции уже более пяти лет, судебная практика свидетельствует, что актуальными продолжают оставаться вопросы, касающиеся их толкования и применения. В рамках настоящей статьи рассматриваются некоторые из вопросов, вызывающих дискуссии. Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, состоит в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета. Согласно п. 1 ст. 119 в случае непредставления налоговой декларации в течение 180 дней по истечении установленного законом срока ее представления, субъект должен уплатить штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может превышать 30% суммы налога и быть менее 100 руб. Если просрочка в представлении декларации составляет свыше 180 дней, то согласно п. 2 ст. 119 налогоплательщик должен уплатить штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации. Кроме того, дополнительно взыскивается 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой же декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со 181-го дня [2].
Санкция в минимальном размере, предусмотренная п. 1 ст. 119, взыскивается в случаях, когда штраф, исчисленный по правилам, предусмотренным в данной статье, составляет менее 100 руб., а также когда на основе не представленной в срок декларации налога к уплате в бюджет нет. Вывод о том, что непредставление налоговой декларации в установленный срок при отсутствии налога к уплате в этом налоговом периоде образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ, подтверждается судебной практикой.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г., утв. постановлением Президиума ВС России от 23 и 30 июня 2004 г., местом совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса, следует считать место нахождения юридического лица, не представившего либо нарушившего сроки представления декларации в контролирующий орган, а не место нахождения соответствующего контролирующего органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса, рассматривают судьи. Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса уполномочены должностные лица налоговых органов.
Таким образом, следует сделать вывод, что в большинстве случаев в возникновении проблем при представлении налоговой декларации виноваты налогоплательщики, которые сделали это несвоевременно или ненадлежащим образом.
Заключение
В настоящей курсовой работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся налоговой декларации как одного из этапов и основных инструментов налогового учета. Исследование данной темы было произведено на основе формулирования теоретических основ, таких как:
- определение сущности налогового учета;
- выявление функций налогового учета;
- разбор основных вопросов ведения налогового учета.
Актуальность изучения данной темы, сформулированной в рамках курсовой работы, не вызывает сомнения. Анализ основных вопросов ведения налогового учета и грамотного составления и подачи налоговой декларации однозначно поможет в процессе управления организацией. Для этого были рассмотрены особенности налогового учета в Российской Федерации. Это позволило выделить следующие особенности:
- Налоговый учет представляет собой систему сбора и обобщения информации для определения налогооблагаемой базы. Налоговый учет – обязанность налогоплательщика.
- Способ ведения налогового учета строго не регламентирован законом. Организация вправе сама определить, каким образом будет организована система налогового учета. Для этого ей необходимо разработать учетную политику.
- Все налогоплательщики обязаны вести налоговый учет в налоговых регистрах. Их организации так же разрабатывают самостоятельно. Четких форм их построения нет, есть лишь минимальные требования по содержащейся в них информации.
- Налоговая декларация является результатом налогового учета. Унифицированной формой предоставления информации о налогооблагаемой базе.
Основную часть курсовой работы занял анализ вопросов, касающихся составления и представления налоговой декларации. На основе этого были сделаны следующие выводы:
- Составление налоговой декларации – важный этап налогового учета. Налоговая декларация отражает информацию об налогооблагаемой базе и начисленных на нее налогах.
- Налоговая декларация – документ, который имеет единую форму для ускоренной обработки информации, содержащейся в ней. Различают несколько видов налоговых деклараций в зависимости от вида налога.
- Налоговая декларация позволяет свести в одну систему информацию о доходах населения, а так же рассчитать налоги, необходимые к уплате.
- Процесс подачи налоговой декларации строго регламентирован законодательством. При подаче налоговой декларации налогоплательщики обязаны соблюдать сроки и правила подачи.
- Налогоплательщик имеет право выбора способа подачи налоговой декларации, но при этом он должен четко соблюдать правила подачи отчетности и стараться не допускать распространенных ошибок.
На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что налоговый учет и налоговая декларация играют весьма важную роль в осуществлении хозяйственной деятельности организаций. Так же следует отметить, что грамотное ведение учетной политики один из важнейших этапов успешного ведения бизнеса.
В конце хотелось бы добавить, что налоги – это один из важнейших инструментов регулирования развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всей экономики в целом.
Список использованной литературы
-
- Нормативно-правовые материалы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
- Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ
- Рекомендации МНС РФ "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"
- Специальная литература
- Акулич М.В. Налоговый учет и отчетность. Краткий курс.2017. 212 с.
- Антошина А.О. Экономико-правовой бюллетень. №11, 2015. 55 с.
- Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ. -2016. - 591 с.
- Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Петропавловск-Камчатский. КамчатГТУ, 2010, 166 с.
- Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Колл. авторов под общ. ред. А.Г. Грязновой- М.: Финансы и статистика, 2007. - 1168 с.
- Доценко Е.Ю., Алексеев В.Ф, Бурибаева Н.А. Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие /Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им ПП.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2010.- 267 с.
- Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт. - 2016, - 146 с.
- Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013.-520 с.
- Косарева Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник. — 7-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 239 с.
- Косов М. Е. Налогообложение физических лиц: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 367 с.
- Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник - М: 2013 г., 235 с.
- Малявкина Л.И. Бухгалтерский учет. №10. 2012. 76 с.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение, М.: Юрайт. - 2011, - 680 с.
- Перов А.В. Налоги и налогообложение. 2013. 86 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М.2007. — 495 с
- Рыбаков Ю.И. Государственное регулирование экономики. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, НГАУ. – 2011. - 62с.
- Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение, М.:Кнорус, - 2009. - 480 с
- Шаркова В., А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. Словарь финансово-экономических терминов / А — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015.
- Электронные средства информации
- Официальный портал Министерства финансов РФ. URL: http://info.minfin.ru Дата обращения: 15.12.2019
- Портал бухгалтерского учета, анализа, аудита. URL: https://www.audit-it.ru/ Дата обращения: 16.12.2019
- Информационный портал для студентов Студопедия. URL: https://studopedia.ru/ Дата обращения 20.12.2019
- Интернет ресурс для бухгалтеров. URL: https://buh.ru/ Дата обращения: 25.12.2019
- Файловый архив студентов. URL: https://studfile.net/ Дата обращения: 10.12.2019
- Сообщество профессионалов налоговой сферы. URL: https://nalog-nalog.ru/ Дата обращения 12.12.2019
- Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ Дата обращения: 10.12.2019
- Портал Современный Предприниматель. URL: https://spmag.ru/ Дата обращения: 12.12.2019
- Юридическая энциклопедия сервиса бесплатных юридических консультации. URL: https://advokat-malov.ru/ Дата обращения:18.12.2019
- Сайт проверки налогов. URL: https://avtonalogi.ru/ Дата обращения:15.12.2019