Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Актуальные проблемы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно, представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом. Отчетность становится более достоверной, так как программа, которая используется для формирования файлов с отчетностью, позволяет проверять их на наличие арифметических и логических ошибок.

Недостатком является то, что в электронном виде в налоговый орган могут быть представлены только сами формы отчетности. А документы, которые могут быть дополнительно запрошены налоговым органом в рамках камеральной проверки по-прежнему в налоговый орган нужно будет представлять в бумажном виде.

Что касается нарушения сроков представления налоговой декларации, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговая ответственность организации-налогоплательщика за нарушение сроков представления налоговой декларации установлена в ст. 118 части первой НК РФ. В НК РФ предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации [на основании 2].

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса, является руководитель и иной работник организации-налогоплательщика, в чьи функции входит своевременное представление этой организацией в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган. Налогоплательщик - физическое лицо (индивидуальный предприниматель или лицо, не являющееся таковым) субъектом правонарушения не является, в случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ [2].

Несвоевременное представление отчетности в налоговые органы относится к наиболее распространенным нарушениям налогового законодательства, и уже, поэтому практика применения ответственности за непредставление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 НК РФ, вызывает интерес как у специалистов в области налогового права, так и у налогоплательщиков. Несмотря на то, что нормы указанной статьи применяются в действующей редакции уже более пяти лет, судебная практика свидетельствует, что актуальными продолжают оставаться вопросы, касающиеся их толкования и применения. В рамках настоящей статьи рассматриваются некоторые из вопросов, вызывающих дискуссии. Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, состоит в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета. Согласно п. 1 ст. 119 в случае непредставления налоговой декларации в течение 180 дней по истечении установленного законом срока ее представления, субъект должен уплатить штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может превышать 30% суммы налога и быть менее 100 руб. Если просрочка в представлении декларации составляет свыше 180 дней, то согласно п. 2 ст. 119 налогоплательщик должен уплатить штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации. Кроме того, дополнительно взыскивается 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой же декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со 181-го дня [2].


Санкция в минимальном размере, предусмотренная п. 1 ст. 119, взыскивается в случаях, когда штраф, исчисленный по правилам, предусмотренным в данной статье, составляет менее 100 руб., а также когда на основе не представленной в срок декларации налога к уплате в бюджет нет. Вывод о том, что непредставление налоговой декларации в установленный срок при отсутствии налога к уплате в этом налоговом периоде образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ, подтверждается судебной практикой.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г., утв. постановлением Президиума ВС России от 23 и 30 июня 2004 г., местом совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса, следует считать место нахождения юридического лица, не представившего либо нарушившего сроки представления декларации в контролирующий орган, а не место нахождения соответствующего контролирующего органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса, рассматривают судьи. Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса уполномочены должностные лица налоговых органов.

Таким образом, следует сделать вывод, что в большинстве случаев в возникновении проблем при представлении налоговой декларации виноваты налогоплательщики, которые сделали это несвоевременно или ненадлежащим образом.

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся налоговой декларации как одного из этапов и основных инструментов налогового учета. Исследование данной темы было произведено на основе формулирования теоретических основ, таких как:

  • определение сущности налогового учета;
  • выявление функций налогового учета;
  • разбор основных вопросов ведения налогового учета.

Актуальность изучения данной темы, сформулированной в рамках курсовой работы, не вызывает сомнения. Анализ основных вопросов ведения налогового учета и грамотного составления и подачи налоговой декларации однозначно поможет в процессе управления организацией. Для этого были рассмотрены особенности налогового учета в Российской Федерации. Это позволило выделить следующие особенности:

  1. Налоговый учет представляет собой систему сбора и обобщения информации для определения налогооблагаемой базы. Налоговый учет – обязанность налогоплательщика.
  2. Способ ведения налогового учета строго не регламентирован законом. Организация вправе сама определить, каким образом будет организована система налогового учета. Для этого ей необходимо разработать учетную политику.
  3. Все налогоплательщики обязаны вести налоговый учет в налоговых регистрах. Их организации так же разрабатывают самостоятельно. Четких форм их построения нет, есть лишь минимальные требования по содержащейся в них информации.
  4. Налоговая декларация является результатом налогового учета. Унифицированной формой предоставления информации о налогооблагаемой базе.

Основную часть курсовой работы занял анализ вопросов, касающихся составления и представления налоговой декларации. На основе этого были сделаны следующие выводы:

  1. Составление налоговой декларации – важный этап налогового учета. Налоговая декларация отражает информацию об налогооблагаемой базе и начисленных на нее налогах.
  2. Налоговая декларация – документ, который имеет единую форму для ускоренной обработки информации, содержащейся в ней. Различают несколько видов налоговых деклараций в зависимости от вида налога.
  3. Налоговая декларация позволяет свести в одну систему информацию о доходах населения, а так же рассчитать налоги, необходимые к уплате.
  4. Процесс подачи налоговой декларации строго регламентирован законодательством. При подаче налоговой декларации налогоплательщики обязаны соблюдать сроки и правила подачи.
  5. Налогоплательщик имеет право выбора способа подачи налоговой декларации, но при этом он должен четко соблюдать правила подачи отчетности и стараться не допускать распространенных ошибок.

На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что налоговый учет и налоговая декларация играют весьма важную роль в осуществлении хозяйственной деятельности организаций. Так же следует отметить, что грамотное ведение учетной политики один из важнейших этапов успешного ведения бизнеса.

В конце хотелось бы добавить, что налоги – это один из важнейших инструментов регулирования развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всей экономики в целом.

Список использованной литературы

    1. Нормативно-правовые материалы
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
  2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ
  3. Рекомендации МНС РФ "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"
    1. Специальная литература
  4. Акулич М.В. Налоговый учет и отчетность. Краткий курс.2017. 212 с.
  5. Антошина А.О. Экономико-правовой бюллетень. №11, 2015. 55 с.
  6. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ. -2016. - 591 с.
  7. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Петропавловск-Камчатский. КамчатГТУ, 2010, 166 с.
  8. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Колл. авторов под общ. ред. А.Г. Грязновой- М.: Финансы и статистика, 2007. - 1168 с.
  9. Доценко Е.Ю., Алексеев В.Ф, Бурибаева Н.А. Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие /Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им ПП.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2010.- 267 с.
  10. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт. - 2016, - 146 с.
  11. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013.-520 с.
  12. Косарева Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник. — 7-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 239 с.
  13. Косов М. Е. Налогообложение физических лиц: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 367 с.
  14. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник - М: 2013 г., 235 с.
  15. Малявкина Л.И. Бухгалтерский учет. №10. 2012. 76 с.
  16. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение, М.: Юрайт. - 2011, - 680 с.
  17. Перов А.В. Налоги и налогообложение. 2013. 86 с.
  18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М.2007. — 495 с
  19. Рыбаков Ю.И. Государственное регулирование экономики. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, НГАУ. – 2011. - 62с.
  20. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение, М.:Кнорус, - 2009. - 480 с
  21. Шаркова В., А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. Словарь финансово-экономических терминов / А — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015.
    1. Электронные средства информации
  22. Официальный портал Министерства финансов РФ. URL: http://info.minfin.ru Дата обращения: 15.12.2019
  23. Портал бухгалтерского учета, анализа, аудита. URL: https://www.audit-it.ru/ Дата обращения: 16.12.2019
  24. Информационный портал для студентов Студопедия. URL: https://studopedia.ru/ Дата обращения 20.12.2019
  25. Интернет ресурс для бухгалтеров. URL: https://buh.ru/ Дата обращения: 25.12.2019
  26. Файловый архив студентов. URL: https://studfile.net/ Дата обращения: 10.12.2019
  27. Сообщество профессионалов налоговой сферы. URL: https://nalog-nalog.ru/ Дата обращения 12.12.2019
  28. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ Дата обращения: 10.12.2019
  29. Портал Современный Предприниматель. URL: https://spmag.ru/ Дата обращения: 12.12.2019
  30. Юридическая энциклопедия сервиса бесплатных юридических консультации. URL: https://advokat-malov.ru/ Дата обращения:18.12.2019
  31. Сайт проверки налогов. URL: https://avtonalogi.ru/ Дата обращения:15.12.2019