Файл: Органы местного самоуправления (Местное управление и самоуправление)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
2.1. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
федеральные конституционные законы,
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
уставы муниципальных образований,
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
иные муниципальные правовые акты.
Исследованы различные определения понятия «местного самоуправления». Сделан вывод о том, что данные определения местного самоуправления несут в себе значительную долю истины и содержат положения, которые характеризуют местное самоуправление, и, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.
На основе анализа научных источников, установлено, что местное самоуправление- это система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения.
Охарактеризованы основные концепции организации местного самоуправления. К числу их можно отнести общественную теорию, хозяйственную теорию, государственную теорию, государственно- общественную теорию.
Определены общие принципы организации местного самоуправления, к которым относятся: принцип государственной гарантии местного самоуправления; принцип самостоятельности местного самоуправления.
К принципам организационного обособления местного самоуправления; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления; принцип многообразия организационных форм местного самоуправления; законность в организации и деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.
Изучена структура органов местного самоуправления, в соответствии с которой представительный орган муниципального образования- выборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Местная администрация- исполнительно распорядительный орган муниципального образования. Деятельность местной администрации заключается в решении вопросов местного значения и в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Контрольно-счётный орган муниципального образования формируется с целью осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении.
Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:
неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;
существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;
дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;
низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.
Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:
выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально- экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;
создание мер по продвижению общественных интересов;
создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);
увеличение количества образовательных учреждений;
совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.
Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152,
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822,
- Федеральный закон от 28.12.2016 N 501-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2017, N 1 (Часть I), ст. 42.
- Федеральный закон от 30.03.2015 N 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы" // "Российская газета", N 71, 06.04.2015
- Федеральный закон от 30.03.2015 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.03.2015, N 13, ст. 1808
Специальная литература
11.Абдулаев М.И. Правоведение– М.: Финансовый контроль, 2013. – 264с.
12.Выдрин И.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2015. – 320с.
13.Князев С.Д. Муниципальное право РФ. – Владивосток: ДВГУ, 2013. – 268с. 14.Ковешников Е.М. Муниципальное право. – М.: ИНФРА, 2016. – 388с.
15.Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / Ю.П. Кузякин. – 2-е изд., стер. – М.: МГИУ, 2012. – 240с.
16.Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. – М.: Юристъ, 2012. – 366с.
17.Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., 2014. – 420с.
18.Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления (для бакалавров): учеб. пособие. М.: КноРус, 2013. - 273 с.
19.Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. Региональное управление и местное самоуправление. М.: Проспект, 2015. – 260с.
20.Емельянов Н. А. Местное самоуправление в РФ. М.; Тула, 2008. - 340 с.
21.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ТК Велби, 2016. - 632 с
22.Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации: (введение в муницип. упр.). - М.: РИЦ «Муницип. власть», 2014. - 304 с.
23. Алексеев О. Б., Генисаретский О. И., Щедровицкий П. Г. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре государственной власти. М.: Полития, 2009. - 232 с.
26.Завальный А.Н. Рыбалко Ю.Е. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. - Самара: Кн. изд-во, 1992. - 288с.
32.Кутафин О. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2017. – 592с.
33.Смоленский М. Конституционное (государсвтенное) право России. – М.: Феникс, 2012. – 416с.
34.Бендюрина С. Конституционное право России. – М.: Норма, 2015. – 448с. 35.Безуглов А. Конституционное право России. – М.: Норма, 2015. – 869с.
36.Авакьян С. Конституционно-правовое положение личности в России. – М.: Норма, 2015. – 320с.
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822 ↑
-
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398 ↑
-
"Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466 ↑
-
Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления (для бакалавров): учеб. пособие. М.: КноРус, 2013. 273 с. ↑
-
Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации: (введение в муницип. упр.). - М.: РИЦ «Муницип. власть», 2014. - 304 с. ↑
-
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ТК Велби, 2016. - 632 с ↑
-
Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996. 60 с. ↑
-
Емельянов Н. А. Местное самоуправление в РФ. М.; Тула, 1998. 340 с. ↑
-
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ТК Велби, 2016. 632 с ↑
-
Алексеев О. Б., Генисаретский О. И., Щедровицкий П. Г. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре государственной власти. М.: Полития, 1998-1999. 32 с. ↑
-
Устав городского округа Тольятти [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации городского округа Тольятти http // www.tgl.ru режим доступа свободный ↑
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822 ↑
-
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. ↑
-
"Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466. ↑
-
Федеральный закон от 30.03.2015 N 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы" // "Российская газета", N 71, 06.04.2015 ↑
-
Ковешников Е.М. Муниципальное право. – М.: ИНФРА, 2016. С. 139 ↑
-
Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. – М.: Юристъ, 2012. С. 218 ↑
-
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ТК Велби, 2016. С. 241 ↑
-
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ТК Велби, 2016.. с. 221 ↑
-
Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации: (введение в муницип. упр.). - М.: РИЦ «Муницип. власть», 2014. С. 162 ↑
-
Алексеев О. Б., Генисаретский О. И., Щедровицкий П. Г. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре государственной власти. М.: Полития, 2009. С. 110 ↑