Файл: Органы местного самоуправления (Местное управление и самоуправление)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
2.1. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что согласно Конституции РФ в России устанавливается обеспечение самостоятельности при реализации полномочий на уровне местного самоуправления. Этот факт порождает необходимость внесения ясности в вопрос о том, что же именно федеральная власть вкладывает в рамки дозволенных действий на уровне местного самоуправления. Исходя из этого, приобретает актуальность вопрос о раскрытии полномочий местного самоуправления.
Специфика российского государства обусловлена многими факторами, в том числе уникальность России состоит в занимаемой ею площади всего земного пространства. Естественно есть как плюсы, так и минусы от обширных территорий. Например, ввиду огромных территориальных угодий Россия имеет большой объем минеральных запасов. В недрах нашей страны хранятся невероятные запасы сырья и энергетических ресурсов: руд, каменного угля, нефти и газа. По запасам многих ископаемых Россия в несколько раз опережает своих ближайших преследователей. России посчастливилось иметь самые большие в мире запасы газа – одного из основных современных энергоносителей. Природные богатства нашей страны столь огромны, что оценить их в каком-либо эквиваленте просто не представляется возможным. Ни одной другой стране мира не приходилось сталкиваться с необходимостью удержания такой обширной и столь малопригодной для жизни территории. Что до малопригодности, то наш народ с этим справится, в этом сомнений нет, а вот с обширностью территории дело обстоит гораздо сложнее. Чрезвычайная сложность освоения ресурсов, помноженная на очень низкую плотность населения, давно поставила многие регионы нашего Крайнего Севера и Дальнего Востока на грань полного опустошения. А отсутствие населения, как известно, ставит вопрос об утрате государством контроля над территорией и делает возможным её завоевание (в данном случае банальное занятие) другим государством. Как говорится, свято место пусто не бывает: на опустевшие земли рано или поздно придут новые поселенцы, и в их руках не обязательно будет оружие, ведь воевать им ни с кем не придётся. Ярким примером такого типа завоевания является китайская экспансия на север от своих границ. Это вполне естественный процесс. О его наличии или отсутствии сейчас идёт много споров, но факт многократного перевеса китайцев, живущих на южном берегу Амура над россиянами, живущих на берегу северном, - налицо.
С другой стороны, возникает естественная сложность при осуществлении государственного управления в столь труднодоступных и удаленных субъектах Российской Федерации. К тому же, только Россия обладает столь огромным субъектным составом – 85 субъектов образуют состав Федерации. У каждого из этих субъектов своя культура, национальные исторически сложившиеся традиции и свои проблемы. Государственная власть физически не способна объективно и своевременно решать одномоментно проблемы всех субъектов, которые входят в федерацию, поэтому естественным является делегирование части полномочий на уровень местного самоуправлении в рамках субъекта федерации. Данные полномочия должны быть направлены на решение необходимых проблем и достижения интересов и благопроцветания субъекта, а также осуществлять сбор информации о конкретных нуждах и помощи субъекту со стороны федеральной государственной власти.
При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1. Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи данного Закона были изложены во множестве различных редакций и успешно применяются на территории Российской Федерации.
Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания полномочий местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленную в исследовании цель, необходимо разрешить ряд задач:
-Дать общее определение содержанию правового феномена местного самоуправления и определить его базовые принципы и функции реализации местного самоуправления на территории российского государства
-Определить круг правовых источников, которые осуществляют регламентацию и регулирование правоотношений, которые возникают как в рамках осуществления местного самоуправления, так и в процессе взаимоотношения местного самоуправления с государственной властью.
-Проанализировать и раскрыть полномочия в рамках осуществления местного самоуправления
Соответственно, по ходу нашего исследования предметов будет выступать весь комплекс правоотношений, возникающих по поводу осуществления полномочий при реализации местного самоуправления, а объектом будет выступать само местное самоуправление как целостное правовое и структурное подразделение реализации республиканской формы правления в рамках российского государства.
Методологической базой исследования послужили материалы, прежде всего, правовых актов в области регулирования полномочий местного самоуправления в России, а также специальные законы и специальная литература по обеспечению правового регулирования местного самоуправления в России.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методология исследования.
В первой главе под названием «Местное управление и самоуправление» раскрываются понятие, виды, принципы и функции местного самоуправления, а также особенности взаимодействия органов местного самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти.
Во второй главе, называемой «Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах», рассматриваются полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
Потому как наша страна занимает очень большую территориальную площадь, самым выгодным способом для осуществления грамотного и эффективного управления землями Российской Федерации было определено местное самоуправление в рамках каждого субъекта федерации, где организационные функции возложены на исполнительные органы местного самоуправления.
Давайте дадим характеристику базовым понятиям и терминам.
Местное самоуправление - система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения
Прежде всего, местное самоуправление, или как еще его называют муниципальное самоуправление – это форма осуществления народовластия населения в пределах административно-территориальной единицы, то есть субъекта федерации, на территории которого они проживают с целью решения вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы субъекта и жизнедеятельности его населения. Осуществление местного самоуправление на территории российской Федерации реализуется в соответствии с Федеральным Законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], Конституции РФ[2] и международного правового акта – Европейской Хартии о местном самоуправлении.[3]
Общественная теория, которая изначально сформировалась как теория свободной (естественной) общины, основывалась на разделении государственных и общинных дел. Её представителями являлись А. Гербер, Д.Аренс, Э. Майер, О. Лабанд, О. Ресслер5. В рамках этой теории к исполнительной, законодательной и судебной власти необходимо было присоединить четвёртую ветвь власти-общинную (муниципальную, местную). Русский публицист, общественный деятель и политик Широкова А.Н.. утверждал: « Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причём государство не создаёт общину, а лишь признаёт её».[4]
На смену теории свободной общины пришла хозяйственная теория. Её сторонники Р. Моль, А.И. Васильчиков противопоставляли государственную власть и местные сообщества. Согласно этой теории, дела хозяйского характера должны выполняться общиной без вмешательства государства.
Сторонники юридической теории (Г. Еллинск, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин) считали, что государство, доверяя органам самоуправление ряд правительственных прав в полном объёме, признаёт их автономию. При этом необходимо заметить, что органы самоуправления не являются органами государства.[5]
Применительно к политической теории, понятие самоуправления раскрывается как самостоятельность граждан, свободных в своём волеизъявлении.
Государственная теория стала популярной в России в середине 70-х гг. ХХ в. Её исследователи, Р. Гнейст, Л. Штейн, Н. Лазаревский, А. Градовский, рассматривали местное самоуправление как часть государственного устройства, а общинные дела - составляющие государственных дел, переданных для исполнения на места9. Важное значение для понимания сущности местного самоуправления имеет двойственная (дуалистическая), государственно-общественная теория. Согласно этой теории, местные сообщества выполняют как совершенно местные дела, которые не требуют вмешательства со стороны государства, так и определённый ряд дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают агентами государства на местном уровне, а поэтому, действуют под контролем государства. В настоящих условиях продолжают оставаться актуальными общественная и государственная теории, которые по-разному используются отечественными учеными при изучении вопросов местного самоуправления.
Определяя различные концепции местного самоуправления следует выделить их основные различия: в характере взаимоотношений с центральной властью, в характере и количестве дел, предоставляемых местному самоуправлению, в способе формирования местных учреждений. В России были реализованы общественная и государственная теории местного самоуправления. Примером воплощения общественной теории является земская и городская реформы 1864 и 1870 гг., государственной теории - система местных Советов в советской России.
В настоящее время нет единого подхода к пониманию сущности местного самоуправления, поэтому и нет однозначного подхода к содержанию данного понятия.[6]
Взгляды различных учёных, политических деятелей и профессоров на содержание понятия «местное самоуправление» крайне различны. Например, В.И. Фадеев считал, что данное понятие следует раскрывать как форму организации власти на местах, предполагающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения[7]. Н. А. Емельянов полагал, что местное самоуправление-это особая форма децентрализации управления, осуществляемая населением непосредственно, которая обеспечивает самостоятельность деятельности механизма народовластия на местном уровне и его эффективную интеграцию в систему общественных отношений[8]. Н.И. Глазунова обозначила местное самоуправление как способ осуществления народом принадлежащей ему власти, образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства[9].
Отличная точка зрения А.Н. Широкова - рассмотрение данного понятия как элемента политической системы общества, имеющий собственное функциональное предназначение: на законных основаниях участвовать в распределении ценностей в обществе, осуществлять в соответствии с конституционным разделением власти между ее уровнями часть властных функций, устанавливая нормы, осуществляя контроль за их исполнением и имея возможность легитимно применять силу13. И.В. Выдрин и А. Н. Кокотов,[10] в свою очередь, считали, что местное самоуправление - это процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на разумном сочетании ]представительских институтов и институтов непосредственной демократии. О.Б. Алексеев, О.И. Генисаретский, П.Г. Щедровицкий объясняли местное самоуправление как институт, встроенный в конкретную социальную ткань общества.
Таким образом, каждое из перечисленных определений понятия «местного самоуправления» несет в себе значительную долю истины и содержит положения, которые характеризуют местное самоуправление, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной. Исполнительные органы, осуществляющие управление на местах предусмотрены в каждом субъекте. Это органы, которые осуществляют организационные и управленческие функции, а также реализуют исполнительную и распорядительную деятельность при реализации федеральных законов в рамках осуществления местного самоуправления, а также занимаются реализацией правовых актов, имеющих свое распространение в рамках субъекта федерации и следят за реализацией и правовым надлежанием устава соответствующего субъекта. В большинстве субъектов России исполнительный орган местного самоуправления носит название местной администрации. Данный термин в переводе с латинского языка означает «управление и руководство». Администрация возглавляется главой муниципального образования или главой администрации.