Файл: Органы местного самоуправления (Местное управление и самоуправление)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
2.1. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Глава местной администрации обеспечивает соответствие действий в рамках субъекта федеральному законодательству; занимается разработкой проекта бюджета в рамках субъекта для обеспечения деятельности местного самоуправления; распоряжается муниципальной собственностью в интересах субъекта и его населения; разрабатывает программы социального и экономического развития и процветания своего муниципального образования, а также занимается еще большим множеством полномочий.
Необходимо принять во внимание тот факт, что в соответствии с поправками, внесёнными в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»15 с 09 января 2017 года глава администрации будет вновь назначаться, а не избираться на всенародных выборах в рамках субъекта.
В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главой местной администрации может быть не только избираемый населением (напрямую или через избираемых депутатов) глава муниципального образования, но и так называемый «наемный менеджер» - муниципальный служащий, принимаемый на работу по контракту. Выбор той или иной модели управления местной администрацией остается за муниципальным образованием.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити- менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Вместо ёмкого трехбуквенного «мэр» нам предстоит теперь писать в заголовках длинное словосочетание «глава городского округа». Удобное и ставшее привычным слово «мэрия», пришедшее к нам с Запада, тоже упраздняется, в бюрократический обиход возвращается пропахшее лагерями слово «администрация».
Чем же будет отличаться глава городского округа от мэра? На этот счет всего за один год позиция депутатов Думы Самарской области менялась дважды. Например, в редакции Устава Тольятти от 4 февраля 2015 года видно, что сначала депутаты были полны энтузиазма, новаторства и мечтаний. Февральские поправки в Устав предполагали, что с главой городского округа (в том документе он именовался «глава администрации») будет заключаться некий контракт «на срок полномочий Думы соответствующего созыва, но не менее чем на два года»[11].
В этом контракте депутаты мечтали детально прописывать задачи, которые они хотели бы поставить перед главой администрации (само собой предполагалось, что за невыполнение поставленных задач главу можно взять и отправить в любой момент в отставку). В общем, в февральской редакции Устава главе администрации отводилась роль «Золушки», которая подает, приносит, во всем подчиняется и не ропщет.
Все публичные представительские функции при этом предполагалось возложить на председателя Думы Тольятти, который в данной системе координат превращался бы в полноценное первое лицо города. Это он ездил бы по городам-побратимам, встречал бы делегации, пил шампанское. А в это время на хозяйстве суетился бы никому не известный, затюканный и заплаканный глава администрации в старых штанах с заплатками.
Мечты депутатов об этой красивой жизни рухнули буквально через несколько месяцев, когда Самарская губернская дума приняла закон «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области». Он заметно сузил горизонты депутатских мечтаний. 3 июня 2015 года Устав Тольятти снова пришлось менять, и вот как теперь все будет.
Первым делом главу администрации переименовали в главу городского округа (хотя могли не выпячиваться и оставить название должности «мэр», областной закон это позволяет, в Самаре так и сделали). Во-вторых, пришлось расстаться с мечтой о контракте с главой. Не будет теперь никакого контракта. Теперь вообще все очень просто.
Если вас спросят, чем же назначаемый глава городского округа будет отличаться от всенародного избранного мэра, то правильный ответ — ничем. Ничем, кроме способа замещения данной вакансии.
Так же, как и мэр, глава городского округа назначается на свой пост сроком на пять лет — без каких-либо привязок к сроку полномочий депутатов Думы. Так же, как и мэр, глава городского округа будет наделяться всеми прописанными в федеральном законе правами и обязанностями. Он не связан с депутатами никакими особыми повышенными соцобязательствами, он им вообще ничего не должен, кроме ежегодного отчета о проделанной работе — но это и всенародный мэр должен делать.
Какова же процедура замещения вакантной должности главы городского округа? Раньше, если кто забыл, мэра выбирали жители Тольятти. Мы делали это собственноручно шесть раз — в 1994, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах.
И всякий раз оставались недовольными сделанным выбором. Всё, наигрались (или доигрались). Больше мэра мы выбирать не будем. Это право у жителей субъекта отобрали.
Теперь будет формироваться специальная комиссия — причем даже не избирательная, в которую могли бы войти представители политических партий, общественных организаций и пр. Пять человек в эту комиссию назначит лично губернатор (что прямо противоречит Конституции, даже были суды, но безрезультатно), еще пять человек назначит Дума г.о. Тольятти. И эти десять человек займутся приемкой документов от желающих стать главой городского округа.
Какие требования будут выдвигаться к соискателям — в данный момент неизвестно, положения о конкурсе пока не существует в природе. Напомним лишь, что к всенародно избранному мэру вообще не было никаких особых требований, он мог не иметь вообще никакого образования и опыта работы, это мог быть даже человек, не умеющий писать и читать.
После того, как все желающие в установленные сроки себя объявят, комиссия проведет с каждым собеседование. По результатам которого представит депутатам Думы Тольятти не менее двух кандидатов. А депутаты простым большинством голосов (18 голосов будет достаточно) выберут на пять лет главу городского округа. Отметим, что для отставки надо будет как минимум 24 голоса.
Вся эта интермедия уже была осуществлена с марта 2017 года. Конструкция ужасна, в ней заложены огромные политические риски, она полностью меняет всю расстановку сил. Вот лишь только одна мысль: депутаты потеряют моральное право ругать главу, ведь они же сами наняли его на работу и будут нести ответственность за свое кадровое решение. Но подробнее об этом как-нибудь в другой раз, отдельно.
В целом же, организационными формами местного самоуправления именуются конкретные формы реализации населением муниципального образования своих прав на реализацию местного самоуправления. В свою очередь, органы местного самоуправления – это структурно выстроенные в порядке иерархии органы в системе государственного управления, которые полномочны представлять интересы народа на местах.
Необходимо отдельно сделать акцент на тот факт, что согласно положениям статей Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что определяет их структурное, но не функциональное обособление от государственной власти в России. При этом Конституция РФ также провозгласила право осуществления своих интересов и власти народом как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления путем выбора так называемых представителей народа – депутатов и делегатов. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Право на местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Отдельно стоит сказать о территориальном общественном самоуправлении, потому как это отдельный вид организационной формы участия населения при реализации своего права на местно самоуправление. При этом есть несколько точек зрения относительно содержания этого понятия. Так, с одной стороны, ученые утверждают, что это проявление самостоятельности и властности населения муниципального образования, а другие считает, что это вид органов управления, которые формируются в рамках муниципального образования. Как бы то ни было, правильнее будет определить эти две точки зрения в одну, потому как территориальное общественное самоуправление действительно является формой непосредственного осуществления народом своей воли на местах, но при этом они должны делегировать свою волю неким уполномоченным лицами или даже органам.
Таким образом, мы имеем определение, согласно которому система местного самоуправления - это совокупность организационных форм реализации местного самоуправления в рамках муниципального образования. Система местного самоуправления - это объединение воедино всех видов форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, других организационно- правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население муниципального образования реализует свое право на местное самоуправление. Право осуществления местного самоуправления - это право на власть, гарантированную и признаваемую Конституцией РФ, иными актами федерального законодательства, на решение вопросов местного значения на основе исторических, национальных и иных местных традиций, а также собственных прав и интересов.
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления
Эффективность деятельности органов муниципальной власти в существенной степени зависит от того, насколько правильно выбрана оптимальная модель местного самоуправления. Мировая практика накопила определенный опыт деятельности органов местной власти, применении на практике разнообразных моделей управления на местах. Определенный опыт реализации местного самоуправления нашел свое практическое воплощение и в Российской Федерации. В этой связи, представляется важным обобщить данный опыт, выявить, как на практике реализуется та или иная модель местного самоуправления.
Анализ литературы по теме исследовательской работы свидетельствует о том, что проблема организации местного самоуправления находится в центре внимания не только политиков, но и учёных.
Общие принципы организации местного самоуправления, закрепляемые Конституцией, федеральным законом, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления. Согласно ст.3 Федерального закона 2003 г. федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Данная статья определяет принцип государственной гарантии местного самоуправления. Система государственных гарантий прав местного самоуправления состоит из:
общих гарантий, включающих в себя законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав;
специальных гарантий, которые также называются юридическими.
Они определяют механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий местного самоуправления, на которые распространяются общие гарантии. Местное самоуправление гарантируется обеспечением минимального бюджета, передачей необходимых ресурсов для выполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, компенсацией дополнительных расходов, вызванных решениями органов государственной власти.
Органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения, т.е. местное самоуправление предполагает самостоятельность при решении вопросов местного значения.
Важным принципом местного самоуправления является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, так как местное самоуправление также предполагает единство данных принципов. В соответствии со ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Кроме этого, местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действий для осуществления собственных инициатив.