Файл: Органы местного самоуправления (Местное управление и самоуправление)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,

законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Системный анализ норм Конституции РФ позволяет утверждать, что наряду с принципом горизонтального разделения власти существует и принцип вертикального разделения власти. Таким образом, публичная власть, существующая в государстве, по вертикали может быть разделена на государственную и муниципальную. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения; органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.


В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ применяются Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ.

Важно также подметить, что при некотором уменьшении регулятивных полномочий настоящие практически значимые полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления местного самоуправления на самом деле существенно возросли. Это возмещает кое-какое понижение тех регулятивных полномочий субъектов Российской Федерации в данной сфере, которые не могли существенным образом повлиять на результативность предоставления гражданам публичных услуг, а также на результативность системы ответственности органов местного самоуправления перед гражданами и государством. Подразумеваются к реализации такие отсутствующие ранее полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации как возможность формировать одну треть конкурсной комиссии, которая отбирает кандидатуры для назначения на должность главы администрации района, определять условия контракта с главой администрации района в части его обязанностей по осуществления отдельных государственных полномочий, вводится ответственность глав муниципальных образований не только за принятие незаконного нормативного акта, но и за незаконные действия, что повышает устойчивость управленческих систем и увеличивает рычаги влияния органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В первый раз были установлены факты, когда органы государственной власти субъекта Российской Федерации берут на себя реализацию полномочий органов местного самоуправления (при том, что согласно Федеральному закону 1995 года любое принятие субъектом Федерации на себя полномочий органов местного самоуправления даже в самой экстраординарной ситуации могло быть истолковано как незаконное)[16]. Таким образом, в интересах населения придается значение реальным потребностям управления.

В регулировании компетенционной основы местного самоуправления особо можно выделить следующее:


все вопросы местного самоуправления четко обозначены и разделены между типами муниципальных образований. Помимо этого, они отделены от предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

сами вопросы местного значения прописаны более точно и конкретно. В частности это касается области, где полномочия органов местного самоуправления пересекается с полномочиями органов государственной власти (например, сферы образования и здравоохранения). У каждого уровня публичной власти отграничена ясная зона ответственности и финансирования; подробно регламентируется механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и права органов государственной власти по контролю над их осуществлением.

Таким образом, более четко вырисовываются обязанности органов местного самоуправления. Установленные случаи и механизмы временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления закреплены сбалансировано, с соблюдением соразмерности между неблагоприятными последствиями их неисполнения и пределами и формами ограничения компетенционной основы местного самоуправления.

Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ осуществления местного самоуправления играет важную роль в четкой систематичности правовых норм, устанавливающих истинный баланс интересов органов местного самоуправления и органов государственной власти в реализации ими общей задачи - обеспечении прав, законных интересов и в целом достойной жизни граждан.

Характер и объем сотрудничества органов государственной власти с органами местного самоуправления и его должностными лицами являются основополагающими факторами в решении вопроса об эффективности осуществления региональной политики. На местном уровне обустраиваются вопросы обслуживания населения, социально-экономические, политические и гуманитарные проблемы, и от того, как они решаются, реализуются государственные задачи: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы. Для согласованности действий в механизме государственного регулирования органам местного самоуправления делегируются государственные полномочия.

К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит:


принятие и изменение федеральных законов об общих принципах местного самоуправления, контроль за их соблюдением;

обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;

обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ российскими законами обязанностей государства в области местного самоуправления;

регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;

наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями России, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;

установление государственных минимальных социальных стандартов;

регулирование отношений между федеральным и местным бюджетами;

принятие федеральных программ развития местного самоуправления;

компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;

регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;

регулирование и установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;

осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;

регулирование основ муниципальной службы и т. д.

Взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления можно классифицировать на отдельные направления полномочий:

правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства. Законодательная основа местного самоуправления формируется преимущественно на региональном уровне. Вопросы местного самоуправления прежде всего регулируются в уставах субъектов Федерации. Основные направления законодательной деятельности субъектов Федерации в области местного самоуправления составляют представление об объеме правотворческой деятельности, который предстоит осуществить органам государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления[17]. В основной пакет законов также входят нормативные акты о местном референдуме, о порядке подготовки и проведения муниципальных выборов, о бюджетном регулировании, о муниципальной службе, об административных правонарушениях, связанных с осуществлением местного самоуправления. Наряду с законами субъекты Федерации разрабатывают положения, которые регламентируют порядок решения следующих вопросов местного самоуправления: передача объектов собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность, регистрация уставов муниципальных образований и др. Правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления предусматривает одновременный контроль со стороны субъектов Федерации за реализацией соответствующих законов;


разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления. Здесь должны быть предусмотрены: формирование правовой базы местного самоуправления; обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления; информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления; создание системы подготовки и переподготовки кадров для системы местного самоуправления; формирование в соответствии с законодательством системы и механизма контроля органов государственной власти субъектов Федерации за деятельностью местного самоуправления;

дальнейшее совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления', обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;

содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций. Учет исторических и иных местный традиций является в соответствии с законодательством одним из общих принципов организации и деятельности местного самоуправления;

защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относит и правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Данное положение Закона предполагает возможность не только рамочного (в виду "основ", "принципов") федерального регулирования в отношении местного самоуправления, но и непосредственного определения положения граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления как участников соответствующих отношений.

В дополнение к этому Федеральный закон № 131-ФЗ специально оговаривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Вероятность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлена в Конституции РФ. Но существенно следующее положение: Конституция лишь в самой общей форме говорит, что органы местного самоуправления "могут наделяться" такими полномочиями. Федеральный закон исходит из расширительного понимания сути соответствующего регулирования - оно нацелено на определение как «прав, обязанностей» (а это и есть содержание полномочий), так и "ответственности" органов и должностных лиц местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий[18].