Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (ООО «Мосрегион Транс Строй»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• финансы фирмы;

• маркетинг;

• организационная культура.

Определение миссии и целей.

Ранее было сказано, что одной из ключевых задач управления является поддержание баланса между входом и выходом организации[16]. Другой не менее важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей[17].

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей[18]. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии -- это отнюдь не составление плана действий. Определение стратегии -- это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п[19].

Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию[20]. Это бывает потому, что-либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление не может должным образом привлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.


Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь[21].

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении.

Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие:

• определение того, что и по каким показателям проверять;

• оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

• выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

• осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы[22]. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций[23].

Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.

1.3 Стратегическое управление персоналом

Большинство национальных экономических систем придерживаются рыночной модели отношений, так как она максимально быстро адаптируется под быстрые изменения требований общества[24]. Для рынка характерна свобода субъектов хозяйствования, конкуренция, определяющая роль спроса и ожиданий потребителя. В таких условиях управление предприятием становится эффективным инструментом выживания и поддержания высокой степени функционирования в долгосрочном периоде.


Менеджмент организации является одной из фундаментальных дисциплин, в рамках которой происходит подготовка специалистов, чьей основной задачей является организация процессов внутри компании.

Стратегическое управление представляет собой одной из направлений менеджмента организации. Оно занимается постановкой общих целей функционирования компании, определением принципов ее поведения на рынке[25].

Сама стратегия относится к долгосрочному планированию. В сфере управления предприятием она занимается поддержанием работоспособности, конкурентных преимуществ. Так же благодаря разработанной и применяемой стратегии руководитель получает инструмент быстрого выхода из кризисных ситуаций.

Построение стратегического управления является трудоемким процессом, обычно оно включает в себя такие этапы, как:

  • выбор основной сферы и направления работы предприятия[26];
  • разбивка миссии на тактические задачи и процессы для всех элементов компании;
  • подбор методов достижение общих целей;
  • утверждение наиболее оптимальной линии поведения предприятия на рынке;
  • внедрение разработок в практическую работу;
  • отслеживание результатов стратегического управления[27].

Аналитическая работа является основой разработки стратегии компании. Она позволяет отследить большинство факторов, способных повлиять на функционирование объекта хозяйствования, а также выявить слабые и сильные стороны. Качественно проведенное исследование потенциала и возможных мест возникновения риска помогает руководителю вовремя принимать управленческие решения. Комплексный подход в момент внедрения стратегии предполагает согласованность действий всех подразделений и структурных образований компании. Отслеживание итогов деятельности, реализации стратегии позволяет вносить изменения, либо отказывать от определенных направлений.

В последние десятилетия одним из определяющих производственных факторов становится человеческий потенциал[28]. Руководители и предприниматели все больше внимания уделяют подготовке кадров и их профессиональному росту. Под управлением персоналом понимается целенаправленная деятельность руководящего состава и отдела по работе с персоналом в сфере организации и оптимизации труда наемных сотрудников[29]. В период машинизации труда роль человека в производстве снизилась, но на современном этапе на первый план выходят наукоемкие отрасли, требующие от работников высокой степени профессиональной подготовки[30].


Работа в сфере высоких технологий требует умения оценивать машинный труд концептуально, видеть весь процесс автоматизации, чтобы вовремя вносить необходимые коррективы. Поэтому сейчас на первый план выходят такие навыки сотрудника, как:

  • умение видеть процесс целиком;
  • умение работать с программным обеспечением различного уровня сложности или создавать его;
  • понимание принципов статистики;
  • внимание;
  • ответственность за свой участок работы;
  • умение выстраивать устную и письменную коммуникацию.

Стоит отметить, что одной из больших статей затрат на предприятии является выплата заработной платы и связанных с ней налогов. Качественное управление персоналом позволяет повысить производительность каждого рабочего места, что в итоге положительно влияет на общий доход предприятия.

Оптимизация бизнес-процессов в сфере управления сотрудниками дает возможность реализовывать основные принципы стратегии, направлять деятельность всего предприятия в нужное русло[31].

Внедрение стратегического плана развития предприятия невозможно без организации бизнес-процессов работы персонала. Именно благодаря ему, происходит достижение поставленных целей и задач. То есть, управление персоналом является частью стратегического управления и планирования в рамках работы объекта хозяйствования[32].

Стратегическое управление персоналом предполагает такую организацию его работы, которая позволит сохранять долгосрочные преимущества предприятия на рынке, создаст крепкую защиту от негативного воздействия факторов внешней и внутренней среды[33], а также даст основу для роста и развития потенциала компании. Можно выделить следующие цели управления персоналом:

  • обеспечение организации сотрудниками;
  • установление оптимального уровня заработной платы;
  • проведение мотивационных мероприятий;
  • приоритет лидерства на ключевых позициях;
  • развитие потенциала персонала;
  • создание условий для поддержания быстрого обмена информацией между подразделениями;
  • проработка психологического сопротивления переменам.

В рамках стратегии необходимо выработать единое направление работы с персоналом, с целью развития его потенциала для достижения общих целей компании. Для этого необходимо разработать соответствующие условия и бизнес-процессы. Кроме того, подготовка стратегического плана работы с персоналом позволяет создать гибкую систему реагирования и внесения изменений в систему. Обязательным требованием является отслеживание результатов управленческих решений в сфере управления персоналом[34].


В зависимости от общей стратегии компании производятся определенные действия с персоналом. Например, при выборе предпринимательского подхода, связанного с высокой степенью риска, требуются сотрудники готовые принимать ответственные решения, искать новые пути подхода к рутинным делам и внедрять любые действия в реальную жизнь предприятия[35]. Если основное направление связано с динамическим ростом, то сотрудники должны быть информированы о данной тенденции, уметь гибко реагировать на любые изменения, быть сплоченным коллективом. Ориентированность на получение максимальной прибыли требует от персонала высокой степени профессиональной подготовки, поддержания относительно низкого уровня риска[36].

1.4 Прогнозирование, как основа выработки кадровой стратегии

Обеспечение высокого качества кадрового потенциала - это один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия. Работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу.

Предварительной стадией планирования кадровой работы является прогнозирование, которое служит основой подготовки плановых решений и заданий. Прогнозирование применяется для предсказания изменения структуры и динамики кадровой работы в будущем на основе анализа прошлого и настоящего и исходит из целей развития предприятия.

Прогнозирование строится на основе переработки необходимой информации и состоит из следующих этапов:

  • ретроспекция - изучение состояния кадровой работы и структуры кадров в прошлом (за последние 10-15 лет);
  • диагноз - определение характера и состояния кадровой работы на основании всестороннего их исследования[37];
  • выбор метода - наиболее ответственный этап в прогнозировании кадровой работы;
  • прогноз - предвидение основных изменений и структурных сдвигов в профессионально-квалификационном и социально- демографическом составе кадров организации и проведении кадровой работы[38].

К основным методам планирования и прогнозирования кадровой работы относятся: балансовый метод планирования, метод сравнительного плана, метод экспертных оценок, системный анализ, моделирование, экономико-математические методы и другие[39].