Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Историко-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: история развития и становления
1.2 Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи
Глава 2 Анализ некоторых практических аспектов оперативно-розыскной деятельности
2.1 Оперативно-розыскные органы: права и обязанности
2.2 Место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве
Основанием для применения мер безопасности является письменное заявление лица, либо его согласие, выраженное в письменной форме.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий можно установить факт угрозы жизни защищаемого лица, либо его собственности, что в дальнейшем может обеспечить его безопасность. Если же факт нанесения вреда уже установлен, то необходимо предпринять меры социальной поддержки в качестве компенсации за причиненный ущерб.
В процессе обеспечения мер безопасности возможно и выявление преступлений, связанных с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц (ст. 311 УК РФ).
Согласно ст. 15 № 144-ФЗ «Об ОРД» при решении задач оперативнорозыскные органы имеют право:
• проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий может быть как гласным, так и негласным. Суть гласного состоит в том, что факт проведения оперативно-розыскных мероприятий не подлежит скрытию, а негласного, наоборот, в скрытии данного факта. Так же существуют зашифрованные оперативно-розыскные мероприятия, их суть в сокрытии истинной цели проведения данных мероприятий или ведомственной принадлежности субъектов.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативнорозыскные органы вправе изымать предметы, материалы и сообщения, имеющие непосредственное отношение к преступлению. Изъятие позволяет обеспечить их сохранность, проводит исследования, предупреждать преступления и документировать преступные действия. Изъятие может быть как частью проведения оперативно-розыскных мероприятий, так и его результатом. Оно носит временный характер и изъятые предметы и материалы не могут быть передано в собственность государства, за исключением принятия такового решения судом.
Например, деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем.
Предметы изъятия - это материальные объекты, необходимые для решения определенных задач ОРД и являющиеся вещественным доказательством. К ним относятся и электронные носители информации, необходимой для проведения ОРМ и судопроизводства.
Положения ст. 15 № 144-ФЗ «Об ОРД», относящиеся к сфере связи, необходимо рассматривать в одном блоке с нормами Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", а также Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005г. № 110, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 9июля 2004г. № 1.
В соответствии со ст. 64 N 126-ФЗ «О связи» операторы связи обязаны оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении ОРМ. Это положение продублировано в ст. 47 Правил оказания услуг почтовой связи. Кроме того, Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи в ст. 4 включает в данный вид надзора выполнение операторами связи требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий.
Указанные нормы распространяются и на процедуру изъятия предметов, материалов и сообщений, а также прерывания предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. [13, С. 19]
N 126-ФЗ «О связи» содержит положение, в соответствии с которым лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (подл. 1 п. 1 ст. 37).
N 176-ФЗ «О почтовой связи» в ст. 22 определяет ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.
В почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах РФ, запрещены к пересылке:
огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также основные части огнестрельного оружия;
наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, едкие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества;
ядовитые животные и растения;
денежные знаки РФ и иностранная валюта (за исключением пересылаемых ЦБ РФ и его учреждениями);
скоропортящиеся продукты питания;
предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и почтовое оборудование.
Организации федеральной почтовой связи имеют право задерживать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых вызывает порчу (повреждение) других почтовых отправлений, создает опасность для жизни и здоровья работников организаций почтовой связи или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.
Порядок изъятия из почтовых отправлений, пересылаемых в пределах РФ, а также уничтожения предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, устанавливается Правительством РФ.
Если в международном почтовом отправлении выявлен факт отправления запрещенных к пересылке вложений, операторы почтовой службы должны немедленно поставить известность таможенные органы.
К изъятию или уничтожению относятся те отправления, которые могут предоставлять опасность из-за своих химических свойств или упаковки, если невозможно предотвратить данную опасность иным способом. Об этом операторы почтовой службы обязаны осведомить получателя или отправителя в течение 10 дней, за исключением случаев, когда по факту данного отправления назначается проведение оперативно-розыскных мероприятий
правоохранительными службами.
Оперативно-розыскные органы вправе изымать предметы, материалы и сообщения, содержащиеся в почтовых отправлениях, а также прерывать услуги связи во взаимодействии с их операторами и территориальными органами по надзору в сфере связи, в тех случаях, когда существует непосредственная угроза жизни лица, либо государственная, военная, экономическая или экологическая угроза безопасности РФ. Это позволяет предотвращать преступления и воспрепятствует их совершению, тем самым не позволяя передать информацию необходимую для совершения того или иного преступления.
устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с конфидентами;
Данное право позволяет осуществлять сотрудничество с гражданами, имеющими необходимую информацию для ОРД, а так же изъявившими собственное желание оказать содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе.
использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
Суть данного права в том, что оперативно-розыскные органы могут использовать помещения, транспортные средства и иное имущество транспортных средств для конспирации при проведении оперативнорозыскных мероприятий. Например, может проводиться наблюдение за объектом из помещения или здания, внедрение лица в преступную группировку, проведение засады с дальнейшим задержанием преступника, оперативный эксперимент и прочие меры конспиративного проведения оперативно-розыскных мероприятий.
использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств ОРО, а также личность конфидентов;
Основа ОРД - разведывательные методы, которые требуют тщательной конспирации ее субъектов. Поэтому необходимо зашифровывать личности должностных лиц и граждан, оказывающих содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также ведомственную принадлежность и транспортные средства, принадлежащие оперативно-розыскным органам.
создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД.
Для зашифровки создается легенда прикрытия, соответствующее ей поведение, внешний вид и необходимые документы, закрепляющие данную легенду и придающие ей правдоподобный вид. Также могут создаваться легендированные предприятия, которые должны иметь учредителя с необходимым пакетом документов, зарегистрированного в едином реестре юридических лиц и поставленного на учет в налоговом органе, имеющего свой расчетный счет в банке и юридическую регистрацию в городской администрации. Данное предприятие должно функционировать в полной мере независимо от его реального назначения, подбирать персонал, вести хозяйственную деятельность и финансовые расчеты, а также нести гражданскоправовую ответственность.
В качестве целей использования легендированных объектов могут быть: легендирование деятельности оперативных подразделений; обеспечение конспирации и собственной безопасности оперативных подразделений; сбор, обработка негласной информации; документирование преступной деятельности, задержание преступников с поличным; зашифровка негласных мероприятий; обеспечение безопасности сотрудников оперативных
подразделений; введение объектов ОРД в заблуждение относительно характера и целей действий оперативного аппарата либо побуждение их к определенным поступкам и др.
2.2 Место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве
По словам А.Я. Сухарева, А.И. Алексеева и М.П. Журавлева, «...государственная политика борьбы с преступностью призвана обеспечить максимально возможное ограничение этого негативного явления, сведение его к такому уровню, при котором преступность перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять» [13].
Проблемам уголовной политики России в юридической литературе большое внимание уделили в своих исследованиях многие юристы, в частности Г.А. Аванесов, М.М. Бабаев, С.Е. Вицын, Л.Д. Гаухман, П.Ф. Гришанин, А.И. Долгова, И.И. Карпец, Г.М. Миньковский, В.П. Ревин и др.
Не вдаваясь в анализ разработанного учеными-юристами определения
уголовной политики, остановимся на ее содержании. В Российской Федерации уголовная политика или по ее сущностной основе - политика борьбы с преступностью - носит комплексный характер. Как верно пишет Г.М. Миньковский, «.можно говорить о политике борьбы с преступностью (об уголовной политике в широком смысле слова на трех уровнях: концептуальном, законодательном и правоприменительном» [10].
Концептуальный уровень уголовной политики России составляют: положения Конституции о приоритете общечеловеческих ценностей над другими, объявленное недопустимым произвольное ограничение прав и свобод граждан, закрепление положения о прямом действии норм международного права в сфере защиты прав человека; государственная доктрина борьбы с преступностью, выраженная в федеральных директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правительства), которые формируют и закрепляют фундаментальные стратегические ориентиры и основные направления противодействия преступности и иным противоправным явлениям.
Законодательный уровень уголовной политики составляют: уголовное
законодательство; уголовнопроцессуальное законодательство;
уголовно-исполнительное законодательство; оперативно-розыскное законодательство.