Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация форм власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развиваются различные направления менеджмента — ситуационный, конфликтный, кризис­ный, стратегический, инновационный, финансовый, проектный, инвестиционный. Лидерство имеет отношение к каждому из них, но его природа наиболее тесно связана с менеджментом персона­ла. Она определяется феноменом стиля руководства организацией, необ­ходимостью активизации партнёрских отношений с персоналом. Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается повышающейся ответственностью администрации при выборе оптимального стиля руководства организацией.

Практика менеджмента доказала, что не только руководители влияют на своих подчиненных, но и последние оказывают сильное влияние на процессы мышления, поведения и деятельность руководителей, а также на процессы выработки и принятия ими эффективных управленческих решений. В этом практическая значимость темы данной курсовой работы.

Эффективность делового общения в коллективе в большой степени зависят от ее руководителя, точнее — от практикуемого им стиля руководства. Стиль руководства - это проявление и выражение индивидуальности руково­дителя.

На стыке взаимных требований и ожиданий руководителя и коллектива, возникают многочисленные психологические проблемы, способные существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руковод­ства, особенно если это связано с проблемным коллективом и различными ин­тересами кредиторов и агентов рынка. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства — задача непростая, но вполне разрешаемая, особенно если применять адекватный стиль руководства.

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, что­бы повлечь их за собой для совместной реализации управленчес­ких решений по достижению определенных целей. Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели орга­низации.

Однако, компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс орга­низации и наделить полномочиями ее персонал. Обеспечить ли­дерство только мотивационными успехами ("кнутом" либо "пря­ником") руководителям сегодня не удается.

Предметом исследования выступает стиль руководства персоналом организации.

Объект исследования – республиканское унитарное производственное предприятие КИЗ «Ситомо», расположенное в г.Кобрине Брестской области.


Цель данной курсовой работы – на основе сравнительного анализа стилей руководства выбрать оптимальный стиль руководства персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо». Для её достижения необходимо решить задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства персоналом организации;

- охарактеризовать деятельность РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо» в динамике;

- провести анализ системы управления персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо»;

- дать оценку стиля руководства персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо»;

- выработать управленческие решения по оптимизации стиля руководства персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо».

Для выполнения данной курсовой работы использовались теоретические источники специальной литературы по менеджменту, а также практические данные по предмету исследования РУПП КИЗ «Ситомо».

1. Стили руководства в системе управления персоналом организации

1.1. Основные теории лидерства

Лидер - ключевая фигура в управлении организацией. Лидер организации - человек, эффективно осуществляющий формальное или неформальное руководство и лидерство, оказывающий влияние на отдельных исполнителей или на группы, направляя их усилия на достиже­ние целей организации и выполнение ее миссии.

Для реализации лидерства необходимо наличие соответствия между целями по­следователей и лидера. Лидер в организации подобно актеру играет заранее определенную роль в каждой конкретной ситуации, но реализует в ней персональную интерпретацию. Каждая роль является лишь отдельно взятым аспектом целостного поведения. С понятием «роль» в менеджменте связаны теории экспектации (ролевых ожиданий, ролевых конфликтов, ро­левой напряженности, межличностных отношений).

Первым исследователем лидерства был древнегреческий фи­лософ Платон, предложивший следующие типы лидерства в зави­симости от их функций:

- правители-философы, разумно и справедливо управляющие организацией;

- военные начальники;

- руководители в отраслях ремесла и земледелия.


Ученые - бихевиористы применяли три подхода к определению значимых тракто­вок эффективного лидера, на основе которых были разработаны следующие теории ли­дерства:

1.Подход с позиции личных качеств, так называемая, «теория великих людей»;

2. Поведенческий подход - концепция лидерского поведения;

3. Ситуационный подход.

В менеджменте роль - это комплекс образцов поведения, связанных с осуществлением определенной деятельности ее испол­нителем, а также с другими ролями. Лидер, как правило, сталкивается с огромным разнообразием ситуаций, в которых приходится играть конкретную роль, иногда сразу несколько, однако, чаще всего доми­нирует одна определенная роль. Лидер в наибольшей степени реализует интеграцию це­лей организации. Идеальную модель лидера - менеджера характери­зует оптимальное сочетание различных ролей (см. рис. 1).

Рисунок 1. Классификация «ролей» лидера

Основные теории лидерства выделяют следующие условия успешной реализа­ции ролей:

- все роли должны выполняться во взаимосвязи и динамично;

- ролевая структура деятельности не должна быть дискретной: роли неотделимы друг от друга и обладают некоторым единством;

- любая из ролей должна находиться в развитии, постоянно видоизменяясь, дина­мично совершенствуясь.

Статус лидера и соответствующий стиль его поведения для обеспечения успешной деятельности организации определяется личностью, образованием, опытом, авторите­том, конкретными обстоятельствами, располагаемыми ресурсами, умением быть надеж­ным, убедительным, ответственным организованным (многие ученые, например, Р. Стогдилл, Р. Манн, У. Беннис и др. отмечают более 40 лидерских качеств). Лидер для повышения эффективности своей деятельности должен владеть са­моменеджментом.

Согласно личностной теории лидерства (теории великих людей) лучшие руководители обладают определенным набором общих и значимых для всего персонала личных качеств. Влияние лидера на своих последователей осуществляется по неформальным каналам – через ценностные ориентации, личностные достоинства, экспертную власть, т.е. признание лидера таковым в профессиональном плане, невербальное воздействие, умение всегда быть основным игроком деловой команды, а не индивидуалистом по своим целям.

Составляющие эффективного лидерства могут быть представлены в виде схемы, отражающей четыре его основных черты(см. рис. 2).

Коммуникации по схеме «лидер-последователи»


Разработка сильных для всей команды целей

Доверие к лидеру, основанное на его совокупном авторитете

Гибкость управления на основе предвосхищения угроз и высокой мобильности во всех компонентах деятельности

Рисунок 2. Характеристика эффективного лидерства

Отличие лидера от менеджера является принципиальным. Лидер ориентирует деятельность своих последователей на производство правильных, т.е. нужных потребителю продуктов и услуг, а менеджер добивается того, чтобы подчиненные делали их правильно. Не каждый успешно работающий менеджер является эффективным лидером и наоборот, поскольку их существенные черты находятся в разных измерениях, что отражено в следующей таблице 1.

Таблица 1 - Отличия менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Прогнозное видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Многофункционален

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем подчиненными

Обожаем последователями

Менеджеры, как правило, организуют, контролируют работу и несут за ее результаты персональную ответственность, а лидеры способствуют саморазвитию сотрудников способных самоуправляться, вырабатывая общезначимые цели и выстраивая подходы к их достижению. Кроме того, лидеры – это перспективно и нетрадиционно мыслящие люди, вдохновляющие сотрудников тем, что открывают им перспективу, а менеджеры, зачастую, пассивны к процессу выработки целей, будучи инструментом их достижения.

Менеджеры планируют, организуют и контролируют выполнение работы, а лидеры добиваются этого же или большего при помощи определения приоритетов на основе выработки альтернатив и оптимального использования возможностей каждого члена команды. Коммуникации менеджеров и сотрудников, как правило, строятся на основе схемы «руководитель-подчиненные», а у лидеров на основе принципа «лидер-последователи».


Функциональный подход к лидерству остается актуальным и в современном менеджменте. Практически каждая функция мене­джмента одновременно является и лидерской: планирование, ор­ганизация системы управления, мотивация, регулирование, кон­троль. Но, прежде всего, лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персо­налом.

Наиболее важным критерием формирования и развития типо­логии лидеров в последние десятилетия стал стиль руководства. Лидер отличается:

- особенностями структуры своей власти (власть авторитета, должности, положения в обществе, компетентности), т.е. сочета­нием статусной, экономической и духовной власти;

- своими особенными чертами характера, т.е. неповторимыми личными качествами;

- взаимодействием между собой и последователями, т.е. воз­можностью увеличения "количества" власти на основе успешного взаимодействия с группой;

- особенностями управления персоналом в группе, т.е. техни­кой группового менеджмента.

Таким образом, до XIX века преобладала статусная и духовная власть лидера, ос­нованная на положении в обществе. Лидерство было персонифи­цировано и связано с качествами лидеров-правителей. Промыш­ленные революции и возникновение капитализма в XIX веке приве­ли к возникновению власти на основе конституций, должностей, капитала, денег, а также законов, устанавливающих границы персонифицированного влияния и лидерства.

1.2. Классификация форм власти

В настоящее время появились новые сла­гаемые лидерства, его структура усложнилась, добавилась власть должности. Само понятие власти (кратологии) получило новое развитие. Для науки о власти стало характерным многообразие концепций власти (таблица 2.).

Таблица 2. Концепции власти

Концепция власти

Характеристика власти

Поведенческая

Функциональная

Социальная

Информационная

В основе власти — отношения между группами. Эти отношения позволяют одной группе управлять поведением другой. Средством регулирования этого поведения выступает власть

В основе власти —ресурсы, с помощью которых можно влиять на процессы, происходящие в группе, и на ее деятельность для достижения целей организации

В основе власти — силы воздействия на сознание последователей лиде­ра. Основная из них — общественное мнение, мнение группы. Если та­кая власть у руководителя не складывается, то вместо нее приходят силы принуждения

В основе власти — информация, которая наиболее значима для формального лидера, а также контроль над информацией