Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Историко-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: история развития и становления
1.2 Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи
Глава 2 Анализ некоторых практических аспектов оперативно-розыскной деятельности
2.1 Оперативно-розыскные органы: права и обязанности
2.2 Место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве
Введение
Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. С принятием в 1992 г. первого закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" этот вид государственной правоохранительной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности. Многолетний практический опыт специалистов свидетельствует, что эффективность противодействия различным проявлениям преступности зависит от знания сотрудниками правоохранительных органов основ оперативно-розыскной деятельности, позволяющих правильно ориентироваться в любой обстановке и находить верные решения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях.
Современная криминальная ситуация в стране не оставляет никаких сомнений в том, что успешное противодействие преступности, особенно его организованным формам, возможно за счет максимального объединения усилий и потенциала оперативных и следственных служб.
Поэтому все более актуальным становится эффективное применение оперативно – розыскного законодательства, вынужденного постоянно адаптироваться к происходящим в стране, серьезным экономическим, политическим и правовым «метаморфозам». В этих условиях важную роль играет профессиональная и психологическая подготовленность сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно – розыскную деятельность. Она может быть достигнута, в частности, за счет «вооружения» сотрудников этих органов точными и выверенными разъяснениями сути, назначения, деталей нормативных предписаний, составляющих основу оперативно – розыскной деятельности.
На практике незнание элементарных основ оперативно – розыскного законодательства оборачивается некомпетентностью прокуроров, следователей работников дознания, адвокатов. Нередко отсутствие знаний по вопросам оперативной работы приводит к неумению целенаправленно использовать результаты оперативно – розыскной деятельности, правильно организоват
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оперативно-розыскной деятельности. Его предмет составляют теоретические и практические проблемы, сопровождающие процесс реализации оперативно-розыскной деятельности.
Цель исследования состоит в анализе понятия оперативно-розыскной деятельности
Для решения заданной цели нам нужно решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть историко-правовой аспект возникновения оперативно-розыскной деятельности
- дать понятие оперативно-розыскной деятельности, выявить её цели и задачи;
- раскрыть права и обязанности органов осуществляющих оперативно-розыскной деятельность
Методологической основой исследования стали методы научного познания: историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный.
Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, законодательство, определяющее оперативно-розыскную деятельность.
Глава 1. Историко-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: история развития и становления
К истокам появления оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) за рубежом историки относят XIII век до н.э. Именно этим веком датирована самая древняя табличка, найденная археологами, в которой имелась надпись, гласившая, как правитель одного государства жалуется другому правителю, о том, что отпустил его соглядатаев взамен на выкуп, который так и не получил. В то время ОРД носила название агентурный метод и являлась совокупностью способов и приемов агентов (негласных сотрудников) по выведыванию оперативной информации путем установления близких доверительных отношений с ее носителем. [14, С. 49]
Становление оперативно - розыскной деятельности в России можно разделить на пять базовых этапов:
Возникновение сыска на Руси в IX - XVII веках;
Сыскное дело при Петре I в XVII - XVIII веках;
Розыскная деятельность в эпоху реформ XIX - XX веков;
Развитие во время революции и советском периоде с 1917 по 1991 г.;
ОРД на современном этапе.
В Древней Руси не существовало органов обнаружения и установления преступников. Эта задача была возложена на самого потерпевшего, которому было необходимо осуществить розыск и доказать вину нарушителя. По мере формирования централизованного государства появилась необходимость в создании розыскного процесса - сыска. Изначально сыск использовался только для преследования преступников, совершивших тяжкое преступление в государственной сфере, а затем получил распространение и в иных делах.
Первоначально сыскная деятельность официально указана как розыскная в Судной грамоте 1467 г., а затем получила свое распространение в Судебниках 1497г. и 1950 г. Сыскные функции закреплены в Соборном уложении 1649 г., здесь же указывались должностные лица сыска (сыщики или обыщики), а позднее Боярская Дума приняла акт о работе этих должностных лиц: «Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов». Появился целый аппарат, который назвали Приказом сыскных дел. Сыщики были обеспечены финансовой поддержкой и имели отряды вооруженных стрельцов в подчинении.
Одним из важных этапов сыска на Руси является создание Приказа Тайных дел в 1655 году, в обязанности которого входил контроль над государственными тайнами, рассмотрение жалоб и доносов, а так же вопросов, касающихся жизни царя. [9, С. 52]
Во времена реформ Петра I произошло усиление правовой регламентации сыскной деятельности. Появились Указы царя «о розыскных командах», «о беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников». Важную роль играл Сыскной Приказ, согласно которому на службе состояли, так называемые, доносители. Их так же привлекали для выявления взяточников и мздоимцев.
При Петре I произошла попытка радикального разделения властей между полицейской и судебной. Она не была успешной из-за уровня развития государства, но все же можно проследить разделение общеполицейских функций и следственно-судебных. Так полицмейстеры занимались поиском и задержанием подозреваемых и для дальнейшего следствия передавали Сыскному Приказу в Москве.
В 1802 году произошло создание единого органа, объединяющего полицию и сыскную деятельность, а в 1826 году было создано Третье отделение Собственной канцелярии императора, являвшееся самостоятельным органом следствия и сыска.
Реформой Александра II 1860 года произошло разделение компетенций. Полиция занималась лишь первоначальными изысканиями для определения наличия состава преступления. В 1862 году реформой было произведено разделение властей, то есть «отделение власти обвинительной от судебной в судоустройстве и отделение судебного преследования от следствия и решения в судопроизводстве». В 1871 г. Александр II утвердил проект «О порядке действия чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений», в котором конкретно была установлена задача сыскным подразделениям осуществлять «негласное расследование и производство дознаний в видах предупреждения и
преследования преступных деяний общеуголовного характера» . [8, С. 14]
Проведение реформ в сыскной розыскной деятельности было вызвано желанием Александра II "положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный
и общественный порядок, что отразилось на правилах борьбы с действиями революционеров.
В начале XX века оперативно-розыскная деятельность была урегулирована Законом «Об организации сыскной части» от 06 июля 1908 года. Так в 89 городах Российской Империи появились сыскные отделения, которые занимались розыском по делам общеуголовного порядка. Их деятельность контролировалась прокуратурой, а так же последние давали поручения чинам розыскной деятельности. С этого времени создаются инструкции по проведению сыска, например, Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения, Инструкция по организации наружного наблюдения и др. В данных инструкциях можно было найти предостережения сотрудников ОРД от правонарушений: «В деле розыска нельзя пренебрегать никакими сведениями, но нужно научиться давать им надлежащую оценку и не считать их без проверки (дающего сведения лица и самих сведений) достоверными».
С 1917 года новая власть с особым внимание относится к негласным сыскным методам. По этому вопросу В.И. Ленин писал, что «необходимо производить раскопки при помощи разведок, направленные иногда на довольно отдаленные источники или довольно кружным путем, обратить самое серьезное внимание на вскрываемые злоупотребления и преступления..., произвести через тайную следственную комиссию строжайшее расследование, сначала, безусловно, секретное. Об исполнении мне регулярно докладывать».
В 1937 году была организована специальная оперативная служба по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) против коррумпированности, фальшивомонетничества, спекуляций и взяточничества. Произошло смешение следственных и розыскных функций.
В 1930-е годы аппарат уголовного розыска был разделе на две части: следственную и оперативно-розыскную, то же самое произошло и в ОБХСС.
С середины 50-х годов начался процесс обновления законодательства. Были приняты Основы уголовного производства Союза ССР и союзных республик - 1958 г. и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Тогда и произошла первая попытка правового регулирования ОРД, в Основах уголовного производства ОРД была посвящена 29 статья.
Ситуация, сложившаяся к 1990-м годам, когда результаты оперативнорозыскных мероприятий в качестве материалов, имеющих доказательственное значение, судами практически не рассматривались, значительно затрудняла выявление преступлений в стране. Переломным моментом в развитии ОРД стало принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. В результате принятия указанных нормативных актов ОРД законодательно регламентировалась, в силу чего материалы, полученные в процессе ее осуществления, потеряли свойство «не подлежащих разглашению данных» или «материалов, добытых негласным путем» и не имеющих доказательственного значения. Значительно расширилась система гласных, регламентированных законом действий, направленных на выявление и закрепление следов преступления и иных фактических данных, которые впоследствии могут иметь значение доказательств по уголовному делу. Было законодательно установлено, что материалы ОРД могут быть представлены для использования в уголовном процессе непосредственно, без соблюдения имевшего ранее обязательную силу условия, согласно которому источник таких данных не должен разглашаться. Отсюда следует, что субъектам доказывания надлежит самим определять, какие данные, полученные оперативным путем, и в каком количестве им использовать. [15, С. 19]
Современный или постсоветский период правового регулирования ОРД в России можно назвать наиболее значительным. От правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации. Начало было положено принятием первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13 августа 1992 г. №2506-1, открыто регулировавшего тайную работу правоохранительных органов и спецслужб России.
В Законе давалось определение оперативно-розыскной деятельности, указывались ее цели и задачи, принципы, предусматривались гарантии соблюдения прав и свобод личности, давался закрытый перечень оперативнорозыскных действий, разъяснялись основания и условия их проведения, излагались основания и элементы порядка производства оперативной проверки, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Закон содержал исчерпывающий перечень государственных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Но характер времени, на которое пришлось принятие данного Закона, все-таки наложил свой отпечаток на этот нормативный акт. В Законе отразились противоречия, присущие специфическому, в основном негласному виду деятельности государства, так называемому смутному времени. В Законе содержалось большое количество бланкетных отсылочных юридических норм, ряд положений носил декларативный характер. 12 августа 1995 года был принят новый, ныне действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 ФЗ, который составляет одно из важнейших звеньев системы законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность и уголовно-правовые средства, обеспечивающие его осуществление.
В ближайшей перспективе перед теорией ОРД стоят задачи:
Совершенствования законодательства в области оперативно-розыскной деятельности;
Адаптации оперативно-розыскных сил, средств и методов к новым социально-экономическим условиям с целью эффективного воздействия на преступность путем разработки новых частных оперативно-розыскных методик;
Дальнейшей разработки теоретических и прикладных вопросов оперативно-розыскной тактики;
Использования достижений технических наук в совершенствовании традиционных средств, специальной техники, используемой в борьбе с преступностью;
Интеграции теории ОРД и новых направлений отраслей знаний;
Совершенствования преподавания теории ОРД в специализированных и гражданских учебных заведениях.