Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначение, цели, задачи и принципы названных отраслей законодательства основываются на нормативных правовых актах концептуального уровня и ни в коей мере не могут конкурировать и противоречить им, иначе в противном случае возможно искажение уголовной политики российского государства.

В настоящее время разработку научных основ оперативно-розыскной политики активно проводит А.В. Федоров, который, сетуя на отсутствие научной разработки оперативно-розыскной политики, приходит к выводу, что в связи с появлением оперативно-розыскной отрасли права на основе оперативно­розыскного законодательства, возникают основания для выделения в составе уголовной политики ещё одного компонента - политики оперативно­розыскной. [17]

Своё определение оперативно-розыск­ной политики он сформулировал как «направление правотворческой деятельности государства и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов по выработке и применению оперативно-розыскных мер воздействия на преступность». [16]

Раскрывая содержание социальной роли оперативно-розыскной деятельности в обществе и подчеркивая её высокую эффективность как государственно-право­вого средства достижения поставленных целей, А.Ю. Шумилов делает вывод, что «ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества, ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями её участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей. Оперативно-розыскная по­литика есть компонент политики государства в области сыскной деятельности и одновременно часть уголовно-правовой политики в воздействии на преступность». [18]

Относительно данной научной проблемы в юридической литературе употребляются термины и понятия: «оперативно-розыскная политика», «политика оперативно-розыскной деятельности», «часть уголовно-правовой политики», «компонент политики государства», «направление правотворческой и правоприменительной деятельности по выработке и применению оперативно-розыскных мер воздействия на преступность» и др.

Не отвергая названные подходы, нам представляется принципиальным ответить на вопрос, является ли оперативно­розыскная политика составным элементом уголовной политики государства или же она носит самостоятельный характер? Ответ на данный вопрос может быть дан через призму исследования понятия и содержания уголовной политики государства, а также положений


Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности».

Принятие и реализация Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» показали, что оперативно­розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности остается одним из самых эффективных средств противодействия преступности, особенно борьбы с так называемыми неочевидными преступлениями, замышляемыми и осуществляемыми тайно и скрытно, а также розыска уклоняющихся от наказания преступников.

Значение данного закона крайне велико в связи со следующим:

-правового регулирования негласной работы государственных органов на подзаконном уровне в стране сделан решительный переход на уровень законодательной регламентации;

-оперативно-розыскная деятельность получила статус полноправного вида государственно-правовой деятельности;

-впервые сформулировано законодательное определение оперативно­розыскной деятельности;

-резко усилено значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности, отвечающее конституционным постулатам построения правового государства;

-устранена монополия на осуществление оперативно-розыскной деятельности и осуществлено законное расширение субъектов (государственных органов), уполномоченных осуществлять ОРД;

-учреждена правовая регламентация ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере ОРД;

-осуществлено законодательное закрепление целей, задач и принципов, а также основополагающих положений и категорий оперативно-розыскной деятельности, сформулированных многолетней практикой.

Наконец, как справедливо замечает Г.К. Синилов, «законодательное признание легитимности ОРД и статусное регулирование общественных отношений, складывающихся при этом, включение её в классификацию ВАК создали благоприятную, творческую обстановку для дальнейшего теоретического обоснования её предмета, системы и методологии ускоренного развития как самостоятельной отрасли юридической науки».

Одним из достижений оперативно­розыскного законодательства является закрепление в законе разработанных теорией оперативно-розыскной деятельности принципов этой деятельности. Согласно статье 3 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» оперативно - розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.


В науке имеются точки зрения на наличие в оперативно-розыскной деятельности и других принципов, вытекающих из особенностей организации и тактики этого специфического вида деятельности. Вопрос о принципах оперативно-розыскной деятельности широко и активно обсуждается в специальной литературе многими авторами. [12]

Вносятся предложения о пересмотре и расширении перечня принципов ОРД. Так, по мнению А.Ю. Шумилова, к числу конституционных принципов ОРД следует отнести принцип оперативности (наступательности), а вместо принципа сочетания гласных и негласных методов и средств - принцип «реализации негласных сил, средств и методов». [18]

Можно согласиться с предложением о включении в законодательный перечень принципов ОРД принципа оперативности (наступательности), однако что касается второго предложения А.Ю. Шумилова, то действующая редакция данного принципа является более предпочтительной. Термин «реализация» означает действие, динамику процесса, деятельность в сфере ОРД. Принцип же - категория статичная. Именно сочетание гласных и негласных методов и средств ОРД в ходе многолетних теоретических изысканий и практики сформировалось в принцип, который пронизывает оперативно­розыскную деятельность каждого оперативного сотрудника, отдельных подразделений различных уровней при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников и без вести пропавших лиц. В то же время закрепленный в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип «сочетания гласных и негласных методов и средств» нуждается в уточнении. Дело в том, что в сфере ОРД успешно сочетаются не только гласные и негласные методы и средства. В наибольшей степени такое сочетание мы наблюдаем также в законодательно закрепленном перечне оперативно­розыскных мероприятий (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно­розыскной деятельности»).

Кроме того, отдельные ОРМ (опрос, осмотр, наблюдение, отождествление и др.) по своему назначению и тактике применения могут быть в одном случае гласными, а в другом - негласными. Поэтому данный принцип целесообразно бы закрепить в законе в следующей редакции: «сочетание гласных и негласных сил, методов, средств и оперативно-розыскных мероприятий».

Другие ученые предлагают расширить перечень и раскрыть в законе содержание принципов оперативно-розыскной деятельности, включив в их число принципы: прогнозирования и планирования; подконтрольности и поднадзорности; сочетания централизованного руководства и инициативы местных органов; повседневной связи с населением; разделения полномочий и компетенции субъектов ОРД; оперативной готовности и наступательности; адекватности оперативно-розыскных мер решаемым задачам и др. [11]


Ученые в сфере ОРД еще не поставили последнюю точку в теоретическом обосновании новых принципов и на данном этапе активного научного поиска в теории ОРД излишне расширять их нецелесообразно. В этой связи следует согласиться с С.С. Босхоловым, что «попытка ограничить число принципов уголовной политики представляется правильной, ибо обилие руководящих идей ослабляет их значение». [13]

Это положение в равной степени можно отнести и к оперативно-розыскной деятельности как одному из элементов уголовной политики.

Заключение

Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Наиболее полное понятие содержится в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - № 144-ФЗ «Об ОРД»), таким образом, «оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Сущностью ОРД, определяющей ее основной характер, является разведывательно-поисковая функция, которая направлена на предупреждение, пресечение и выявление преступлений.

Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первое место защиты ОРД занимают права и свобода человека и гражданина, так они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.

Также одним из важнейших элементов выступает безопасность государства от внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными объектами защиты являются: общество, его ценности, как материальные, так и духовные, и государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.

Существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека является запрет на осуществление ОРД для целей, которые не предусмотрены № 144-ФЗ «Об ОРД» (ч.2 ст. 5).

Основные задачи ОРО указаны в ст.2 № 144-ФЗ «Об ОРД»:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;


осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии),

создающих угрозу государственной, военной, экономической,

информационной или экологической безопасности Российской

Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Одной из важнейших задач ОРД является предупреждение и пресечение правонарушений, состоит она в заблаговременном воздействии на причины, которые могут поспособствовать совершению преступления, или на конкретное лицо для предотвращения совершения им опасного деяния, влияющего на общество.

Существуют различные виды пресечения преступлений такие как изъятие предметов, веществ, оружия, которые могут послужить предметами совершения преступлений, проведение инвентаризаций по оперативным данным и т.д.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019г.)//Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
  5. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. - СПб, Изд-во Лань, 2016.-172с. .
  6. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: Зерцало, 2015.-301с.
  7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. 3-е изд. - М.: Зерцало, 2014.-211с.
  8. Атмажитов В.М. О правовом регулировании общих положений оперативно-разыскной деятельности // О совершенствовании правового регулирования ОРД правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. - М., 2015. – 90с.
  9. Блинов Ю.С. Принципы оперативно - розыскной деятельности в учебном курсе «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» // Проблемы формирования уголовно-розыскного права : сб. научных работ. Вып. 1. - М.: Юрист, 2016.-147с.
  10. Босхолов С.С. Основы уголовной политики. - М.: УКЦ «ЮрИнфоР», 2014.-89с.
  11. Водько Н.П. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в системе Российского законодательства: проблемы и решения : монография. - М.: Норма, 2014.-209с.
  12. Гребелъский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 2015.-367с.
  13. Сурков К.В. Принципы оперативно­розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск : монография. - СПб., 2014.-304с.
  14. Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. - М., 2017.-301с.
  15. Хомколов В.П. Оперативно­разыскные аппараты органов внутренних дел в системе уголовной юстиции, теоретические и прикладные проблемы. - М., 2015.-79с.
  16. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. - М. : Закон и право ; ЮНИТИ-ДАНА, 2016.-301с.
  17. Федоров А.В. К вопросу о разработке научных основ национальной оперативно-розыскной политики // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 4(5).
  18. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности : учебник. - М.: Зерцало, 2014.-341с.