Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Историко-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: история развития и становления
1.2 Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи
Глава 2 Анализ некоторых практических аспектов оперативно-розыскной деятельности
2.1 Оперативно-розыскные органы: права и обязанности
2.2 Место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве
В настоящее время теория оперативно-розыскной деятельности изучается не только в специализированных, но и общегражданских юридических учебных заведениях (факультетах). Это означает признание теории ОРД как необходимой юридической науки, знание которой требуется для грамотного выполнения профессиональных обязанностей юристами всех специализаций.
В течение последних лет ряд известных ученых (Г. К. Синилов, А. А. Чувилев, А. Ю. Шумилов и др.) высказывают мнение, что на современном этапе теории ОРД систематизация норм права, сведение их в единую отраслевую систему позволит сформировать новую отрасль научных знаний о праве (условно ее называют «уголовно-розыскным правом») и решить вопрос о характере правовых отношений, возникающих в данной отрасли. Создание такой отрасли права сыграет положительную роль для решения одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, — борьбы с преступностью.
1.2 Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи
Исторически оперативно-розыскная деятельность осуществлялась для ведения борьбы с преступностью. Ее основной задачей являлась эффективная защита, охраняемых законом интересов государства, а также прав граждан и их собственности.
Изначально ОРД имела ряд различных терминов, таких как «уголовный сыск», «негласное расследование», «оперативная работа» и «уголовнорозыскная работа». Ныне действующий термин появился после того, как были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР в 1958 году и издан УПК РСФСР. Именно в УПК впервые указывалось на необходимость ведения ОРД в целях выявления преступлений и лиц, их совершивших. Это привело к легализации оперативно-розыскных мер и послужило к созданию определения и понятия сущности данной деятельности.
Самый первый термин был предложен А.Г.Лекарем в 1966 году: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников» . В 1975 году Д.В.Гребельский дополнил понятие, указав при этом, на специальный субъект ОРД. В дальнейшем П.К. Синилов и В.А. Лукашов привлекли к уточнению термина иные научные знания.
Во-первых, ОРД выполняет задачи полезные в социальной сфере и относится к одной из разновидностей правоохранительной функции. Во- вторых, присутствуют оперативно-розыскные отношения, которые отличаются от других правоотношений прежде всего субъектами, это значит, что в данного вида отношениях выступают специально уполномоченные государственные органы и их должностные лица. А в-третьих, на сегодняшний день данная отрасль имеет открытое законодательное регулирование, которое содержит правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.
Наиболее полное понятие содержится в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - № 144-ФЗ «Об ОРД»), таким образом, «оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». [4]
Сущностью ОРД, определяющей ее основной характер, является разведывательно-поисковая функция, которая направлена на предупреждение, пресечение и выявление преступлений.
Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первое место защиты ОРД занимают права и свобода человека и гражданина, так они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.
Также одним из важнейших элементов выступает безопасность государства от внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными объектами защиты являются: общество, его ценности, как материальные, так и духовные, и государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.
Существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека является запрет на осуществление ОРД для целей, которые не предусмотрены № 144-ФЗ «Об ОРД» (ч.2 ст. 5).
Основные задачи ОРО указаны в ст.2 № 144-ФЗ «Об ОРД»:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях (бездействии),
создающих угрозу государственной, военной, экономической,
информационной или экологической безопасности Российской
Федерации;
установление имущества, подлежащего конфискации. [4]
Одной из важнейших задач ОРД является предупреждение и пресечение правонарушений, состоит она в заблаговременном воздействии на причины, которые могут поспособствовать совершению преступления, или на конкретное лицо для предотвращения совершения им опасного деяния, влияющего на общество.
Существуют различные виды пресечения преступлений такие как изъятие предметов, веществ, оружия, которые могут послужить предметами совершения преступлений, проведение инвентаризаций по оперативным данным и т.д.
Оперативно-розыскные органы могут проводить оперативно-розыскную профилактику, то есть действий по отношению лиц, от которых можно ожидать совершений преступлений. Данные, полученные ОРО, учитываются в картотеках и информационных системах, что в дальнейшем помогает проводить оперативно-профилактические воздействия на отрицательно зарекомендовавших себя лиц.
Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания является специфической задачей и осуществляется с помощью применения оперативно-розыскных мер, для установления фактического местонахождения уклоняемого лица для дальнейшего задержания. Данное лицо уже является обвиняемым, в случае если обвиняемое лицо не установлено, такая деятельность не входит в понятие розыска, а является процессом расследования преступления.
Задача добывания информации, создающей угрозу государству, относится к компетенции органов ФСБ.
Задача установления имущества, подлежащего конфискации является вспомогательным механизмом, направленным на обеспечение эффективности применения средств уголовно-правового воздействия.
Глава 2 Анализ некоторых практических аспектов оперативно-розыскной деятельности
2.1 Оперативно-розыскные органы: права и обязанности
Статья 14 № 144-ФЗ «Об ОРД» содержит перечень обязанностей оперативно-розыскных органов:
принимать меры, в пределах своих полномочий, по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а так же по обеспечению безопасности общества и государства; Оперативно-розыскные органы носят правоохранительный характер, а это значит, что они обязаны, как и все правоохранительные органы соблюдать права и свободы человека, указанные в Конституции РФ. При этом с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывает о том, что права и свободы человека могут быть ограничены, если это необходимо, например, для защиты других лиц, их прав и интересов, а так же защиты безопасности государства, при этом данные ограничения должны носить лояльный характер, быть адекватными и справедливыми. [12, С. 48]
исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, органы дознания,
следователь, прокурор и суд имеют право поручать оперативно-розыскным органам проведение ОРД (ст. 157, 163, 164 и др.). В ст. 21 УПК РФ указано, что поручения данных органов исполнительной власти обязательны для исполнения лицами, получившими данные запросы и поручения. Следовательно, оперативно-розыскные органы также обязаны исполнять полученные поручения в пределах своих полномочий. Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).
выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
Российская Федерация участвует во многих международных договорах о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, содержащих нормы о применении методов расследования, которые прямо или косвенно относятся к ОРД, поэтому в международных договорах и российских нормативно-правовых актах предусмотрено проведение ОРД на основании международных запросов правоохранительных органов.
Данные запросы, согласно ст. 7 № 144-ФЗ «Об ОРД», являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, поэтому их исполнение является обязанностью оперативно-розыскных органов. Все запросы должны быть направлены в письменном виде, за исключением обстоятельств, при которых информация может быть передана устным путем, с дальнейшим подтверждением в письменной форме. Требования к составлению и отправке запросов указаны в различных конвенциях и соглашениях, участниками которых является РФ.
информировать другие ОРО на территории РФ о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
Обмен информацией является неотъемлемой частью межведомственного взаимодействия оперативно-розыскных органов. Так без помощи ФСБ, их
технических средств и сил, а так же ОВД и ФСКН невозможно проводить прослушивание телефонных переговоров, контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения.
Механизмы такого взаимодействия раскрыты, например, в межведомственной Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997г. № 69/777/425/700.
Данные механизмы являются универсальными и пригодны для всех видов преступлений.
соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
Основой ОРД является конспирация, использование гласных и негласных методов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а так же сохранения в тайне самого факта проведения оперативно-розыскных мероприятий и информации о лицах внедренных в организованные преступные группировки. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в ОРД и предопределяют законодательное закрепление обязанности по ее соблюдению. Благодаря конспирации происходит обеспечение эффективности ОРД, безопасности участников оперативно-розыскных мероприятий, а так же лиц, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами.
Законодательно правила по соблюдению конспирации нигде не закреплены, они основываются на опыте и многолетней практики сотрудников оперативно-розыскных органов и включают в себя комплекс методов и средств, позволяющих обеспечить сохранение в тайне фактов проведения оперативнорозыскных мероприятий.
содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников
уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных
лиц от преступных посягательств.
Положения ст. 14 № 144-ФЗ «Об ОРД» пересекаются с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Под мерами безопасности понимаются предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. К таким мерам, в частности, относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. [11, С.7 ]