Файл: Понятие социального обеспечения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:

- норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);

- норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);

- норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);

- норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);

- финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);

- норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).[14]

Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.

В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:

1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:

- пенсионное страхование;

- обязательное медицинское страхование;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);

- страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;

2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;

3) отношения по предоставлению пособий;

4) отношения по социальному обслуживанию.

Формы социального обеспечения принято подразделять по сфере действия на федеральные (централизованные), региональные, местные и локальные. Региональные, местные и локальные формы социального обеспечения являются дополнительными к федеральным и создаются при наличии бюджетных средств и финансовых возможностей на соответствующем уровне.

Понятие государственной системы социального обеспечения включает в себя несколько положений. Это и комплекс мер социальной поддержки граждан, и совокупность норм и правил, объединенных в правовое образование с разграничением видов общественных отношений по различным правовым отраслям. С распадом Советского Союза и созданием нового суверенного российского государства появилась и необходимость формирования федеральной системы социального обеспечения.


Структуру федеральной системы социального обеспечения составляет система компенсаций, стипендий и пособий; пенсионная система; система социального обслуживания лиц пожилого возраста, инвалидов, безработных, матерей и детей.

Выделяют следующие федеральные формы социального обеспечения: обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение. Некоторыми учеными в науке права социального обеспечения выделяется, как федеральная форма социального обеспечения, смешанная форма, включающее в себе обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение, и государственную социальную помощь.

Федеральные формы социального обеспечения принято различать между собой по следующим признакам:

1) по способу аккумуляции средств на цели социального обеспечения;

2) кругу лиц, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) видам обеспечения определенного круга лиц за счет средств определенного финансового источника;

4) органам, предоставляющим обеспечение.

Обязательное социальное страхование является организационно-правовой формой социального обеспечения работающих граждан не только в России, но и за рубежом. В частности, в Европе в настоящее время применяются три типа модели обязательного социального страхования, которые различаются принципами акуммулирования средств.

Великобритании, Ирландии и другим странам Северной Европы присуща Модель Бевериджа. В этой модели финансирование осуществляется через налоговую систему, поэтому бюджет социального страхования напрямую зависит от формирования государственного бюджета.

Согласно модели частного страхования, распространенной в Бельгии, Финляндии и Португалии, обязательное социальное страхование строится исключительно на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Модель Бисмарка, являющегося основоположником обязательного социального страхования, используется в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии. Ее принцип заключается в сборе страховых взносов, которые установлены в соответствии со страховыми тарифами. Сочетает принципы государственной и частной форм социальной защиты. Именно модель Бисмарка наиболее близка традиционному построению системы обязательного социального страхования в России и в прошлом и в настоящее время.

Таким образом, формы социального обеспечения имеют важное значение, так как позволяют органам государственной власти и обществу в целом регулировать наиболее эффективное и рациональное распределение внутреннего валового продукта посредством системы социального обеспечения, взяв за основу принцип социальной справедливости.


2.2. Правовые основы социального обеспечения

Конституция РФ является базой для всего российского законодательства. Ряд статей Конституции РФ содержат основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Конституция ч. 1 ст. 7 устанавливает, что Российская Федерация представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» закреплены основные права в сфере социального обеспечения.

Гарантии предоставления социального обеспечения указываются в ст. 39, в России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 38 под защитой государства находятся материнство, детство и семья.

Человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на что указывает ст. 41. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно: за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно ст. 37 закрепляется право на защиту от безработицы.

Права граждан на охрану здоровья и на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи обеспечивается согласно закону «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г.[15]

Правовой основой социального обеспечения являются в России и другие федеральные законы, которые устанавливают страховщиков, страхователей, круг застрахованных лиц, финансовую систему страхования и порядок уплаты страховых взносов по отдельным видам обязательного социального страхования:

- федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г.[16] Согласно ст. 1 этого закона обязательное социальное страхование понимается, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Именно указанная статья дает легальное определение обязательному социальному страхованию. Под ним понимается система правовых, экономических, организационных мер, которые создаются государством и которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и других категорий лиц, предусмотренных законом (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при возникновении заболевании, получении травм или профессионального заболевания, беременности и родов, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и др.);


- федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г.[17]

- федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г.[18]

- федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006г.[19] Согласно этому закону определяются размер, условия, порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособиям, по уходу за ребенком граждан, которые подлежат обязательному социальному страхованию;

- федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010г.[20];

- «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фон фонды обязательного медицинского страхования»[21], который заменил уплату ЕСН в бюджет страховыми взносами во внебюджетные фонды.

Нормы, которые регулируют пенсионные отношения, разнообразны и многочисленные, имеют подразделение на несколько институтов:

- трудовые пенсии:

- по старости (в том числе досрочные);

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- по государственному пенсионному обеспечению:

- за выслугу лет (федеральным государственным служащим);

- за выслугу лет по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например, на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф);

- по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны);

- социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).[22]

Кроме нормативно-правовых актов регулируют правоотношения в сфере социального обеспечения подзаконные акты:

- указы и распоряжения Президента РФ, например, Указ Президента РФ от 21.01.2000 № 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»[23]; Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров»[24];


- постановления и распоряжения Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения»[25];

- постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ и других министерств и ведомств, например, Постановление Минтруда «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»»[26].

Федеральные законы и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти Российской Федерации, и муниципальными нормативными актами.

Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты. Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции Международной организации труда (МОТ), межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации. Среди последних важное значение имеют соглашения государств-участников СНГ. В частности, Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств» 1997 года и др.[27]

Существуют также нормы права, которые регулируют общественные отношения по поводу социальной защиты населения, содержащиеся не только в федеральных законах. Так, Трудовым кодексом РФ регулируются трудовые отношения, проблемы трудоустройств, оплаты труда работников. Семейным кодексом РФ и нормами семейного права решаются вопросы, связанные с правами и обязанностями членов семьи и другие семейные отношения. Жилищным законодательством регулируются жилищные правоотношения. Нормами Гражданского кодекса РФ разрешаются вопросы, связанные с интересами граждан, защитой их прав и свобод.